Конкурс самоделок
» » » Светодиодная подсветка рассады

Светодиодная подсветка рассады

Светодиодная подсветка рассады

Выращивание рассады в домашних условиях довольно сложно, так как часто не хватает света и места на подоконниках. Даже на южной стороне дома у окна интенсивность света бывает в пределах нормы для выращивания рассады только при прямом солнце и ясной погоде. Решение данной проблемы можно найти в создании специального искусственного освещения, которое сможет заменить естественное.

Материалы и инструменты, которые использовал автор для создания подсветки для растений:
1) Красные светодиоды мощность 3 Вт и длинной волны 650-660 нм
2) Синие светодиоды мощностью 3 Вт и длиной волны 450 нм.
(отношение количества светодиодов примерно 1 синий к 2-3 красным)
3) Алюминиевая труба с сечением 20 мм
4) специальная плата с алюминиевой основой
5) теплопроводная паста
6) паяльник
7) провода
8) программируемый таймер

Светодиодная подсветка рассады

Рассмотрим основные этапы создания данной системы освещения для рассады.

Для начала автор решил разобраться какой именно свет необходим для наиболее продуктивного роста растений. Как он выяснил для фотосинтеза растения могут использовать весь спектр светового диапазона, но наиболее эффективными показали себя свет в красной и синей части спектра. В данных диапазонах усвоения света растениями достигает максимальных результатов. По этой причине автор решил использовать источники света в диапазонах Ш-ДД7, ДД5-Д50 и 655-660 нм для создания своей подсветки,а остальные части спектра сможет обеспечить свет из окна.

Дальше автор решил посмотреть какие источники света смогут выдавать подобные спектры. Для начала он обратил внимание на специальные люминесцентные фитолампы. Они светят фиолето-розовым цветом и по отзывам гораздо эффективнее обычных дневных ламп для растений.

Так же был рассмотрен вариант подсветки на натриевых лампах, но они выделяют слишком много тепла, а это значит при их использовании нужно будет делать отдельную теплицу, что весьма трудоемко.

Поэтому выбор в итоге пал на подсветку с использованием светодиодов. Хотя сами светодиоды по площади освещения и цене проигрывают лампам, но зато они имеют высокий КПД и низкое энергопотребление, что позволит сэкономить при эксплуатации данной подсветки.

В качестве радиатора была использована профильная алюминиевая труба сечением 20 мм. К этой трубе были прикреплены светодиоды через специальную плату с алюминиевой основой. Очень важно, по замечанию автора, использовать теплопроводную пасту при монтаже платы к радиатору,а так же самих светодиодов, так как перегрев оборудования может привести к снижению яркости, а в последующем выходу из строя.

Для монтажа автор использовал мощный паяльник, так как платы были сделаны из алюминия с нанесением дорожек и более слабый паяльник будет быстро остывать от контакта с платой, а при длительном прогреве приведет к перегреву светодиода. Поэтому использование более мощного паяльника техникой быстрых касаний является более безопасным для оборудования. При паянии светодиодов автор выбрал расстояние около 8 см между каждым из них, этого как раз хватает, чтобы разместить около 12 светодиодов на 1 метре профильной трубы. Количество светодиодов на метре трубы рассчитывалось так, чтобы не было перегрева конструкции. Светодиоды паялись последовательно с использованием провода сечением 0.25 мм, после чего второй цельный провод пропускался внутри трубы. Рабочее напряжение в светильниках получилось около 48 В при токе в 700 мА.
Светодиодная подсветка рассады
Светодиодная подсветка рассады
Светодиодная подсветка рассады
Светодиодная подсветка рассады
Светодиодная подсветка рассады

Далее автор занялся созданием питания для светодиодов, которое осуществляется через специальный блок. Причем, в отличии от стандартных светодиодных линеек, где питание идёт стабилизированным напряжением, в данном случае стабилизированным является ток — и для этих светодиодов он составляет 700 мА. Таким образом напряжение может изменяться в довольно широком диапазоне. Нужно это для того, чтобы не делать отдельное питание для каждого вида светодиодов, так как их напряжение разное. То есть у красных светодиодов напряжение около 2.2-2.6 В, а у синих 3.4-3.6 В. Таким образом автор просто считал суммарное напряжение светодиодов на планке, так как соединение последовательное, а ток постоянный, и получал для 1 метра трубы из 12 светодиодов, среди которых 8 красных и 4 синих суммарное напряжение будет 35.2 В. При покупке блока питания учитывалось именно это напряжение.

После того как подсветка была готова, автор решил усовершенствовать ее для удобства использования. Так как по мере роста рассады подсветку необходимо поднимать, чтобы она не обожгла листья растений, то автор решил сделать регулируемые поставки, которые будут подниматься по шпильке при вращении самодельного барашка. Для автоматизации включения и выключения подсветки был установлен программируемый таймер.

Таким образом подсветка была полностью завершена и автор приступил к испытаниям. В ходе испытаний были замечены некоторые недостатки и особенности выращивания рассады при помощи подобной световой панели.
Светодиодная подсветка рассады
Светодиодная подсветка рассады

Самым главным недостатком данной подсветки является ее яркий малиновый излучаемый свет. Находиться в одной комнате с таким светом длительное время довольно неприятно, поэтому для выращивания рассады лучше использовать нежилую площадь помещения. В случае автора был использован подвал, а при поливе растений подсветка просто отключалась.

Так же была отмечена особенность прорастания растений под такой подсветкой. Семена прорастают значительно быстрее чем под естественным светом, но затем их рост останавливается по сравнению с ростом рассады под естественным светом, однако после высадки в грунт ситуация меняется.

Кроме того, растение, которое росло под светодиодами, нельзя выносить на подоконник до посадки в грунт. Иначе из-за недостатка света оно сразу вытянется.

Источник: Журнал "Сам себе мастер 02 2016"скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно
Обычная регистрация
Информация

Онлайн чат

Опрос
Как Вам сайт?

Последние комментарии

    Делаюсам
    pogranec
    Валерий
    Делаюсам
    Валерий
Все комментарии