» » » Простой дозиметр на Arduino Nano своими руками

Простой дозиметр на Arduino Nano своими руками

Доброго времени суток, уважаемые самоделкины!
В этой статье Константин, мастерская How-todo, подробно покажет способ изготовления простого дозиметра на Arduino nano и СБМ20 (СТС-5).

Дозиметр, по своему принципу работы - это весьма простое устройство.

Для его сборки нам потребуется:

Собственно, устройство регистрации заряженных частиц, в качестве которого мы будем использовать трубку Гейгера.

Высоковольтный источник питания для нее, с выходным напряжением около 400 В.
Устройство индикации, звуковой или световой, которое будет сообщать о пробоях в трубке.

В простейшем случае в качестве индикатора можно использовать динамик.

Заряженная частица, ударяясь о стенку счетчика, выбивает из нее электроны.
И в газе, которым заполнена трубка, возникает пробой. На очень короткое время через трубку поступает питание на динамик, и он щелкает. Конечно же, все согласятся, что щелчки - это не самый лучший способ получения информации.

Щелчки, конечно, смогут предупредить о повышении фона, но подсчитывать их при помощи секундомера, для получения точных показаний, просто устаревший метод.

Воспользуемся новыми технологиями, и прикрутим к трубке электронный мозг с дисплеем.

Переходим к практике. Электроника представлена в виде платы Arduino nano.
Программа весьма проста, она подсчитывает количество пробоев трубки за определенный временной интервал, и выводит полученные данные на экран.

Также в момент пробоя отображается символ радиации, а также индикатор заряда батареи.

Источником питания устройства служит аккумулятор 18650.

По причине того, что плата arduino питается от 5Вольт, установлен модуль с преобразователем.
Также установлена плата управления зарядкой аккумулятора, чтобы устройство было полностью автономным.

Трудности начались, когда автор стал решать вопрос с высоковольтным преобразователем.
Первоначально он сделал его сам. Намотал трансформатор на ферритовом сердечнике, порядка 600 витков вторички.

Сигнал на него подал из встроенного в Arduino ШИМ. Через транзистор это работает вполне нормально.

Автору же мне хотелось сделать конструкцию доступной для повторения любому, даже начинающему самоделкину.
Спустя некоторое время, Константин нашел высоковольтные преобразователи на алиэкспрессе.
Начнем испытывать покупную версию. Выдал он максимально 300 Вольт, при заявленных аж 620.

Заказав другой, он оказался других размеров, при том, что в описании указаны предыдущие.
Последний преобразователь таки сподобился выдать необходимое напряжение в 400 В, максимальное составило 450, при заявленном производителем 1200В.

Переделываем корпус под другой размер преобразователя.

В конечном итоге у нас получается конструкция, которая почти полностью состоит из модулей.

Повышающий преобразователь.

Плата управления зарядом АКБ.

5 вольтовый повышающий модуль.

Мозг в виде arduino nano.

Дисплей 128 на 64, но в итоге будет применен 128 на 32 пикселя.

Также потребуются транзисторы 2N3904, резисторы на 10МОм и 10КОм, конденсатор емкостью 470пФ.

Двухпозиционный переключатель.

Аккумуляторная батарея, buzzer со встроенным генератором.

И, конечно, главный элемент - счетчик Гейгера, примененная модель СТС5.

Ее можно заменить на похожий, СБМ20, да и в принципе любой похожий.
При замене счетчика необходимо будет вносить коррективы в программу, согласно документации датчика.
У использованного счетчика СТС5 количество микрорентген в час соответствуют количеству пробоев в трубке за 60 секунд.

Корпус, как обычно, распечатан на 3D принтере.

Начинаем собирать.
Первым делом необходимо установить выходное напряжение преобразователя при помощи подстроечного резистора.

По документации, для СТС5 оно составляет около 410 Вольт.

Далее просто соединяем все модули по схеме.

Модульный принцип упрощает схемотехнику до минимума.
При сборке желательно использовать жесткие одножильные провода, например от витой пары.

Благодаря им все устройство легко собрать на столе.

После сборки просто помещаем его в корпус.

Важный нюанс. Для того чтобы наше устройство заработало, необходимо установить перемычку на высоковольтном модуле.

Ей соединяем минус входа с минусом выхода.

Но мы не можем управлять высоким напряжением непосредственно с помощью Arduino. Для этого сделаем схему развязки на транзисторе.

Паяем навесным монтажом, изолируем термоклеем или термоусадкой, кому как удобнее.

В разъеме положительного высоковольтного выхода устанавливаем 10МОм резистор.

Клеммы подключения самой трубки желательно делать из медной фольги.

Но для тестов можно закрепить и на скрутках. Соблюдайте полярность трубки.
Устанавливаем дисплей, подключаем его шлейфом с разъемами.

Очень хорошо проверяйте изоляцию, экран расположен рядом с высоковольтным модулем.

Навесной монтаж готов, устанавливаем всю конструкцию в корпус.

Все закончено, устройство показывает нормальный радиационный фон.

Ссылки на компоненты.
Arduino Nano
400V DC-DC power supply
128*32 OLED
Прошивка
3Д модель корпуса

Счетчик Гейгера для Вас представил автор проекта Константин, мастерская How-todo.

Источник

Копилка со счётчиком монет

Интерактивные тумбы для мероприятий (BrainSystem)

6.7
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
7
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
7.3
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Обычная регистрация
Информация
66 комментариев
  1. Иван_Похмельев
    Также потребуются .... резисторы на 10МОм и 10КОм,
    Делитель 1:1000 даст на базе транзистора 0,4 В. Как он будет открываться - загадка. ((
    Непонятно, зачем сделана решётка в отсеке датчика. Пыль и грязь собирать? ))
    На схеме в правом нижнем углу переврано подключение модуля зарядки и повышающего модуля. ((
    А ну-ка, расскажите честному люду, как это Вы собираетесь "управлять высоким напряжением"? )))
  2. Иван_Похмельев
    Присмотрелся - единица измерения неправильно стоит.
    И, кстати, каковы результаты проверки работы прибора? Как он проверялся? На каком уровне запрограммировано включение пищалки?
    Ещё жаль, что не представлен листинг программы.
  3. pogranec
    А я думаю где то я это уже видел.
    DIY ARDUINO GEIGER COUNTER
  4. Иван_Похмельев
    Ну что, кто-нибудь отгадал загадку про то, как открывается транзистор?
    Намекну: датчик у автора работает в неприемлемом режиме.))
  5. Nruter
    В этой публикации схемы устройства нет. Есть куча фотографий, плюс невнятный рисунок соединения плат цветными линиями.
    1. Иван_Похмельев
      Это я немного польстил ардуинщикам. )) Особенно на таких "схемах-рисунках" меня умиляет изображение транзисторов и диодов картинками, резко затрудняющее понимание того, что они пытались донести.
      Тут автор, конечно, в электронике, мягко говоря, слабоват. А уж пересказчик и того не знает. И ведь берутся других учить! ((
      1. Korolev
        Где-то вычитал фразу: "Хороший специалист не обязательно должен уметь сам, он должен уметь научить другого!".
        Хотя принципиальные схемы в картинках меня тоже умиляют...
  6. Иван_Похмельев
    Цитата: Korolev
    не обязательно должен уметь сам,

    Но уж знать-то должен!
    Я уж молчу про то, что это никакой не "дозиметр" и даже не радиометр, хотя и напоминает его. Пока это индикатор радиоактивности с враньём в отображении информации.
    1. Korolev
      Извиняюсь за бестолковое изложение своих мыслей! Я ведь для прикола. При общении с некоторыми "специалистами" я иногда испытываю гордость за своё советское образование!
  7. Новий Стандарт
    Вопрос знатокам что измеряет и что не измеряет этот дозиметр:
    1-альфа излучения;
    2-бета излучения;
    3-гамма лучи;
    4-нейтронные потоки;
    5-потоки нейтрино;
    6-вспишки на Солнце;
    7-фиксирует ядерные взрывы как на Земле так и в космосе;
    8-меряет, как компасом, где Чернобыль или "Маяк"...
    Измерять или фиксировать общий радиоактивный фон можно обычной чувствительной видеокамерой. Включите в темноте камеру. Видите отдельные вспышки пикселей на экране монитора это и есть радиоактивность
    Понял квантовую механику - гений
  8. Иван_Похмельев
    Цитата: Новий Стандарт

    Ну что, опять в Гугле с Яндексом забанили? ))
    Во-первых, это не дозиметр.
    Во-вторых, он не измеряет.
    В-третьих, прибор имеет чувствительность к жёсткому β- и γ-излучениям.
  9. Иван_Похмельев
    Ну что, за месяц никто так и не отгадал загадку, как кремниевый транзистор будет открываться при 0,4 В на базе?
    1. Pronin
      Судя по фото, на выходе преобразователя высокого напр. нет конденсатора. Для СТС5 (СБМ20) обычно ставят ~ 3нФ х 630в. А без оного могут пролазить импульсы более 400в. Они и могут вызывать срабатывание (на радость Ардуинщикам)
  10. Иван_Похмельев
    Желающих разгадать загадку нет, кроме одного человека. ((
    По поводу того, что
    на выходе преобразователя высокого напр. нет конденсатора.
    Это не так. На выходе умножителя относительно общего провода включены 3 конденсатора последовательно. К сожалению, мы не знаем их емкость, но они есть.
    Причина здесь в другом. Китайцы существенно приукрасили выходной ток своего "чуда". Отсюда и многочисленные жалобы покупателей, что они не могут выставить обещанное напряжение.
    На сайтах продавцов фотографии одинаковые, взяты, видимо, у производителя. Они при напряжении 500 В подключают нагрузку 5,1 МОм, при этом ток потребления возрастает с 120 мА на холостом ходу до 180 мА. Там используют мультик с входным сопротивлением 10 МОм, а автор обсуждаемого изделия применил прибор с входным сопротивлением 1 МОм. Поэтому в реальности у него на выходе умножителя не 400 В, а гораздо больше, минимум 600 В.
    А такой дикий ток потребления делает невозможным применение прибора по назначению. Обычный блокинг-генератор, применённый для этих же целей, имеет ток потребления единицы миллиампер.
    Ардуино и постоянно горящий OLED-дисплей тоже экономичности не прибавляют.
  11. Sergei H.
    У меня вопрос, плюс питания откуда идёт к транзистору 2n3904 ?
    1. Иван_Похмельев
      Из Ардуины. Схемы автор не представил, но по картинке можно определить, что это за вывод. Судя по всему, цифровой вход.
  12. Sergei H.
    Если черный провод по схеме это минус (Gnd),если зелёный то это вход на ардуино. Не пойму я откуда плюс берётся на транзистор. С входа на ардуино?
    1. Иван_Похмельев
      Надо полагать, на этом входе установлен режим INPUT_PULLUP, то есть, включён внутренний подтягивающий резистор.
  13. Sergei H.
    Спасибо.Попробую собрать ради интереса.
    1. Pronin
      В этих дозиметрах есть нюанс. Столкнулся с ним давно-давно. Тоже собирал индикатор на СБМ-20. С выходом на стрелочный индикатор (~250мка). И прикупил в магазине ЮТ тож простой дозиметр-пищалку (звуковой выход). С расчетом использовать для переделки. Провалялись эти заготовки лет 5... Потом стал собирать - не ра бо та ет и все тут. Оказалось - не фунциклирует уже СБМ-20. Пишут у нее срок хранения ~20лет.
  14. Sergei H.
    Прошивка не загружается,где то ошибка.
  15. Sergei H.
    Цитата: Sergei H.
    Прошивка не загружается,где то ошибка.

    Разобрался. Библиотеки не было Bounce2.h.Другая проблема вылезла.При подключении питания от аккумулятора не всегда загружается дисплей,но при питании от usb проблем нет,что может быть?
    1. Subbota40
      Какого аккумулятора?
      Напряжение на порту USB - 5в, а у однобаночного лития - 3.7в.
      Может в этом?
      1. Subbota40
        Запитайте всю схему от лабораторного источника. И если при напряжении питая 5в все будет работать исправно, а при 3,7в будет через раз, то возможно стоит поставить в схему повышающий преобразователь.
        И так, из любопытства, посмотрите технические параметры используемых модулей. В частности диапазон напряжения питания. Опять же, присутствует высоковольтный импульсный преобразователь - качественный источник помех по питанию. Врядли в универсальных модулях есть фильтры по питанию.
        Я почти уверен, что проблема в питании.
        1. Иван_Похмельев
          На картинке по питанию бред нарисован. Просто надо сделать питание правильно. И всё!
    2. puteec_80
      Может быть плохой контакт в сигнальных цепях олед дисплея. При соеденении на пайку всё нормализуется.
  16. Sergei H.
    Цитата: Subbota40
    Какого аккумулятора?
    Может в этом?

    Аккумулятор как у автора 18650.Питание так же подаю через преобразователь dc-dc на выходе получается 5,12 вольт.Кстати на схеме ошибка,кто заметил.Не знаю почему в ардуино не силён.Если отдельно снимать питание с дисплея , а потом включать,дисплей то же не горит.
    1. Иван_Похмельев
      Картинка у автора косячная. Почитайте про правильное подключение именно такого модуля (TP4056+DW01). И повышающий модуль абсурдно нарисован. Разберитесь и правильно подключите питание.
  17. Sergei H.
    Подключил правильно.После первого включения дисплей не горит,только после второго.
  18. Иван_Похмельев
    Цитата: Sergei H.
    Подключил правильно.
    Правильно или по картинке в этой статье?
    Цитата: Sergei H.
    После первого включения дисплей не горит,только после второго.
    Вы третий раз описываете неисправность и каждый раз по-разному.((
    Как на самом деле-то?
    1. Sergei H.
      Дисплей может сразу загораться после подачи питания,может нет,но в основном после второго,а то и третьего раза.Напряжение на ардуино при этом 5 вольт после преобразователя светодиод питания на ардуино горит.Это при питании от аккумулятора.От usb проблем нет.То ли преобразователь глючит ,то ли дисплей.
      1. Sergei H.
        Преобразователь на 400 вольт у меня на MC34063.Регулировка примерно от 200 до 500 вольт.Схема есть в журнале радиоконструктор 2015г.-12.
        1. Иван_Похмельев
          В высоковольтных преобразователях, зачастую слаботочных, важно правильно измерять напряжение на выходе: обязательно следует учитывать входное сопротивление вольтметра.
  19. Sergei H.
    В общем подключил СБМ-20.Один щелчок и всё 1 мкр/ч.Датчик проверенный 100%.Буду делать другую схемку управляющего транзистора на кт315. Всё таки не открывается 2т3904 в этой схеме.Прав был Иван Похмельев.
    1. Иван_Похмельев
      Ещё раз повторю вопрос: как подключено питание - правильно или по картинке в этой статье?
      Транзистор в этой схеме - не управляющий, а входной согласующий.
      Схема автора плоха в первую очередь из-за дикого потребления, индикатор радиоактивности должен быть как можно более экономичен.
      1. Sergei H.
        Питание подключено правильно.Не как на схеме у автора.Подскажите на счёт транзистора.Как я понял при пробое идёт импульс на базу транзистора и он должен полностью открыться,чтобы зашунтировать gnd и pin2.Через высокоомные динамики слышны щелчки,включаю в разрыв между базой и сбм-20.
        1. Иван_Похмельев
          Поняли Вы правильно. Что Вы понимаете под словами "высокоомные динамики"? Если их сопротивление 32 ома или выше, то отпаяйте коллектор транзистора от Ардуино и включите динамик в разрыв между коллектором и пятью вольтами. Тоже должно щёлкать.
  20. Иван_Похмельев
    Цитата: Sergei H.
    Дисплей может сразу загораться после подачи питания,может нет,но в основном после второго,а то и третьего раза.Напряжение на ардуино при этом 5 вольт после преобразователя светодиод питания на ардуино горит.Это при питании от аккумулятора.От usb проблем нет.
    Если от USB проблем нет, а от АКБ есть, то у Вас неправильно организовано питание. Нарисуйте схему питания Ардуино.
    1. Sergei H.
      Да всё у меня правильно по питанию.Вопрос в другом.От 1,5 вольтовой батарейки через 10 ком транзистор открывается без проблем,а если напрямую подключать базу транзистора к резистору на 10 мом не открывается.Уменьшаю номинал до 1 мом без проблем.Как быть?
  21. Sergei H.
    Цитата: Sergei H.
    От 5 мом то же открывается.Может мне 5 мом поставить вместо 10 мом.Датчик у меня сбм-20.
    1. Иван_Похмельев
      Наверно, не мом, а МОм? Прежде чем определяться с резистором, расскажите, как Вы выставляли напряжение питания датчика, каким прибором, в какой точке.
  22. Иван_Похмельев
    Цитата: Sergei H.
    Да всё у меня правильно по питанию.
    Нет! Если от USB проблем нет, а от АКБ есть, то правильно быть не может (если, конечно, АКБ исправна).
    Ещё раз попрошу - нарисуйте схему питания Ардуино.
  23. Sergei H.
    Цитата: Иван_Похмельев

    Как я уже говорил преобразователь сделал на MC34063.у него просадки в напряжении нет ,что мерить мультиметром с входным 1 МОМ,что 10 МОМ,что статическим вольтметром.Причём напряжение очень стабильное.Рекомендую.
    1. Иван_Похмельев
      Не МОМ, а МОм. Если напряжение стабильное, то замените базовый резистор 10 кОм на 20...30 кОм.
  24. Sergei H.
    Цитата: Иван_Похмельев
    Цитата: Sergei H.
    Да всё у меня правильно по питанию.

    Зачем рисовать.Здесь ошибиться не возможно.+ на + - на -.Как бы это объяснить,я думаю просто дисплей не успевает сразу загрузится,когда от аккумулятора,от usb происходит задержка наверное.
    1. Иван_Похмельев
      Поскольку Вы упорствуете в своём утверждении и нежелании делится секретной схемой, попробуйте коммутировать питание не до повышающего модуля, а после. Что получится?
  25. Sergei H.
    Посмотрел комментарии под видео ,один описывает то же самое не работает данный прибор.Нет импульсов от датчика. Буду делать АРДОС на ардуино.
    1. Иван_Похмельев
      Замените базовый резистор.
      1. Sergei H.
        Спасибо попробую.
        1. Иван_Похмельев
          Можно, конечно, и 10 МОм поменять на 5,1 МОм, но экономичность прибора понизится. А про неправильное соотношение резисторов написано в самом первом комментарии.
  26. Sergei H.
    Цитата: Иван_Похмельев

    Иван,извините не пойму,как коммутировать питание после повышающего модуля?
    1. Иван_Похмельев
      "По фотографии не лечим". ))
      Нарисуйте на листочке схему подключения питания (модуль на TP4056, преобразователь Uбат->5 В, аккумулятор), сфотографируйте и выложите сюда. Можно, конечно и в любой программе это сделать. Как Вам удобнее.
  27. Sergei H.
    Заменил резистор 10 КОм,на 32 КОм. Появились импульсы.Думал заработал.Нет просто наводки ловит от преобразователя на 400вольт который.Работает даже без датчика.Фигня полная.Самое главное типо измеряет от 8 до 14 мкг/ч. Вот так.И то наводки ловит когда повышаю напряжение до 425вольт.
    1. Иван_Похмельев
      Отключите ВВ преобразователь. Попробуйте замыкать К-Э транзистора. Будет считать или нет?
      1. Sergei H.
        Считает без проблем.Может датчик у меня навернулся?
        1. Иван_Похмельев
          Теперь разомкните цепь "датчик-транзистор" (достаточно отпаять одну ногу высокоомного резистора или датчика). Если будут наводки, разбирайтесь со своим ВВ преобразователем, возможно, достаточно будет добавить выходную ёмкость или правильно развести "землю".
          И ещё раз попрошу: нарисуйте на листочке схему подключения питания (модуль на TP4056, преобразователь Uбат->5 В, аккумулятор), сфотографируйте и выложите сюда. Можно, конечно и в любой программе это сделать. Как Вам удобнее.
          Если было бы всё правильно, работало бы одинаково, что от USB, что от батареи.
  28. Sergei H.

    Вот фото.Датчик исправный.Проверял щёлкает.
    1. Иван_Похмельев
      1. У Вас неудачная плата на TP4056: она предназначена для работы в зарядном устройстве, а не в приборе. У автора плата правильная, только включена неправильно.
      2. Отсутствует выключатель питания.
      3. У автора параллельно выходу транзистора стоит конденсатор. Наверно, неспроста. ;) У Вас - непонятный узел из транзистора и двух резисторов. ((
      4. Резистор в цепи датчика, судя по фото, не более чем 0,25 Вт, стало быть его максимальное рабочее напряжение не более 250 В. Надо ставить или один резистор на 1 Вт, или два меньшей мощности последовательно на 5,1 МОм каждый.
      5. Просто куча антенн для излучения наводок и их приёма. Узел сопряжения датчика с Ардуино должен быть в непосредственной близости от последнего, а не в 30 см от него.
      1. Sergei H.
        1.Плата у меня на ТP4056 ,чтобы заряжать аккумулятор 18650.Соответственно это зарядное устройство.
        2.Выключатель питания конечно поставлю,а так просто проводочки вытаскиваю.
        3.Конденсатор стоит просто на фото не видно.Он за транзистором.Почему два резистора.Да по быстрому ,что было под рукой поставил (10 ком+22ком.) По Вашему совету.
        4.Пока резистор не пробило.Нет у меня 1 Ватных на 10 МОм.
        5.Согласен ,что наводки есть.Я про это и говорил.А без наводок вообще не работает.А у автора не ловит наводки? На его фото как раз транзистор лежит на преобразователе ВВ.
  29. Sergei H.
    Ну не работает он.Но подключал конденсатор 0,1мкф 600в в разрыв (база транзистора,катода датчика) импульсы идут.
  30. puteec_80
    Вам не кажется странным изготовление прибора для регистрации излучения из компонентов высокой степени интеграции крайне подверженных риску выхода из строя под воздействием радиации? Микропроцессор, олед дисплей-в котором транзисторов поболее чем в микроконтроллере, микросхема повышайки, драйвер лития. Ничего не упустил?
    У меня дома лежит дп-1. Если не путаю ничего в названии. В нем стоит сб-20 и еще один датчик , названия не помню. Собрано все на транзисторах в мет. корпусах. Вот это реально вещь! Им гвозди можно забивать, 38 лет прибору, а он еще работает!
    А этот перестанет работать еще до того как успеет что то измерить.
    1. Иван_Похмельев
      Эта игрушка и не предназначена для работы в особый период. Для бытовых целей достаточно обычных полупроводников. Косвенно пригодность комплектующих можно оценить по тому, что применяется в промышленно выпускаемых приборах.

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

В просторечии вообще "пастагой"-)))...
Ну по ходу и для тебя тоже ..Раз до конца дочитал то прикинь кто ты)))))))...
Все комментарии