» » Охлаждаем смартфон модулем Пельтье

Охлаждаем смартфон модулем Пельтье

Эффект Пельтье открыт ещё в 1834 году, и с тех пор широко используется для достаточно точного измерения температур. А в первой половине двадцатого века было выяснено, что при замене металлов полупроводниками можно получать силовые термопары, которые значительно мощнее измерительных.

Эффект Пельтье обратим, то есть, позволяет преобразовывать как тепловую энергию перепада температур в электрическую, так и электрическую - в тепловую энергию перепада температур. Специально для зануд: при выработке электричества из тепла он называется эффектом не Пельтье, а Зеебека, но мы же с вами не зануды. Металлическими термопарами и сегодня измеряют температуры, полупроводниковыми - вырабатывают электроэнергию из тепла ядерного распада (РИТЭГ) и горения топлива (ТГК), охлаждают продукты питания в переносных холодильниках и процессоры на материнских платах.

Модули Пельтье для материнских плат широко распространены, и самодельщики придумывают им новые применения. Чаще всего в результате получается мини-электростанция, работающая на свече. А автор Instructables под ником Luq1308 решил охлаждать таким модулем смартфон. Хотя для этой цели достаточно просто вентилятора - но так же интереснее!

Для этого он приготовил модуль Пельтье типа 12703 на 12В и 3А, процессорный вентилятор с теплоотводом, штатив для смартфона с держателем как у селфи-палки, лист алюминия размерами 45х50 мм и толщиной 1 мм, силиконовую термопрокладку тех же размеров и толщины, 2 регулируемых импульсных преобразователя с выходным током до 3А, а также гнездо для подачи питания. Также он запасся расходниками: термоусадкой, припоем, флюсом, клеем со свойствами термопасты (подойдёт отечественный АлСил-5), проводами, кабельными стяжками, двухсторонней клейкой лентой и суперклеем. Из инструмента он взял паяльник, кусачки, наждачку, шлицевую отвёртку и надфиль.

При помощи клея со свойствами термопасты он приклеил модуль Пельтье к гладкой поверхности теплоотвода. Luq1308 проследил, чтобы приклеить элемент правильной стороной, и тогда при соблюдении полярности напряжения, подаваемого на модуль, в сторону теплоотвода пойдёт тепло, а в противоположную, туда, где будет смартфон - холод. Клей он наносил равномерно, а после соединения не снимал давление до полного затвердевания. Это справедливо и для всех последующих клеевых соединений.

Со штатива Luq1308 снял держатель и доработал его надфилем (сравните один держатель на фотографии с другим), чтобы поместился модуль Пельтье.

Зачистив соприкасающиеся поверхности наждачкой, он приклеил теплоотвод к держателю суперклеем так, чтобы между стенками держателя оказался модуль Пельтье.

Поверх него клеем со свойствами термопасты он приклеил алюминиевую пластину.

Взяв первый из двух импульсных преобразователей, он приклеил его двухсторонней клейкой лентой к теплоотводу. Важно взять достаточно толстую ленту, чтобы не замкнуть печатные проводники на обратной стороне платы на теплоотвод. На этом преобразователе он заранее выставил выходное напряжение в 5В, а затем припаял к выходу в правильной полярности провода модуля Пельтье.

Затем Luq1308 приклеил второй преобразователь точно так же, выставил на нём выходное напряжение в 13В и, тоже соблюдая полярность, подключил выходом к вентилятору. Вообще-то, здесь можно было бы обойтись преобразователем с меньшим запасом выходного тока, так как вентилятор потребляет не более 0,2А.

Входы преобразователей он запараллелил, и, опять не забывая о полярности, подключил к входному гнезду, которое закрепил кабельной стяжкой. Блок питания он взял на напряжение, соответствующее входному напряжению преобразователей, и с достаточным запасом по току.

Последний штрих: прижать к листу алюминия термопрокладку. Хотя её тоже можно приклеить, Luq1308 захотел, чтобы она была съёмная. Прокладка отлично помогает теплопередаче.

Поместив смартфон в держатель и запустив на нём ресурсоёмкую задачу, мастер приступил к регулировке преобразователей, чтобы обеспечить наилучшее охлаждение при минимуме шума. Оказалось, что такому режиму соответствуют 8В на модуле и 13,5 на вентиляторе. Включать элемент Пельтье при остановленном вентиляторе нельзя.

Хорошо ли работает самоделка? Слишком! Иногда при указанных напряжениях на смартфоне даже выступает немного конденсата. Luq1308 решил собрать второй такой охладитель на менее мощном модуле типа TES1-4903, потребляющем такой же ток, но от 5В. Теплоотвод при этом он применит меньших размеров.

P.S. Учтите, что без корпуса вы быстро сломаете самоделку, застопорите вентилятор или сожжёте преобразователи случайно попавшим в них проводящим предметом. Так что медлить с изготовлением такового не стоит.
Источник

Подставка для планшета из дуба

10
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9.3
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Обычная регистрация
Информация
4 комментария
  1. LeoBrynn
    А зачем это надо? Не проще смарт засунуть в презерватив и кинуть в ведро со льдом?
    LeoBrynn
    1. Иван_Похмельев
      Если он такой, что его надо так жестоко охлаждать, то можно и без презерватива. ))
      И без льда. ))
  2. Maddock
    Полейте смарт жидким азотом для охлаждения...
  3. Korolev
    Насколько мне известно, смартфон - мобильный гаджет, ждём описание рюкзака с АКБ! smile

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Ремонтировал бампер пластиковый... Сначала впаивается тонкая сетка (металл) по трещине. Затем заглаживается паяльником кусочками от аналогичного бампера....
хе-хе, экий Вы задорный =)))...
Все комментарии