» » » Игрушка «Названия животных азбукой Морзе»

Игрушка «Названия животных азбукой Морзе»

Читателям известны скауты - аналоги наших пионеров, но есть, оказывается, ещё и кабы (cubs) - аналоги наших октябрят. Принимают в них с пяти лет. Сына автора Instructsbles под ником mr_fid уже приняли, и ему предстоит посетить крупное мероприятие для кабов и скаутов, одной из тем которого будет азбука Морзе. Чтобы ещё больше заинтересовать ребёнка, мастер подарил ему необычную игрушку.

Выполнена она на Arduino Nano и генерирует 12 различных слов, выводимых на пищалку со встроенным генератором (отключаемую механическим выключателем) и RGB-светодиод. Такт можно регулировать в пределах от 100 до 1100 миллисекунд. Для переключения слов предусмотрен галетный переключатель. Питается конструкция от литий-полимерного аккумулятора на 1000 мАч. Контроллер заряда - встроенный. Но здесь его пока нет:

Mr_fid благодарит Саймона Монка за книгу «Программирование Arduino», купленную им несколько лет назад. Составляя скетч, он опирался на примеры из этой книги.

Начиная работу над самоделкой, мастер знал об азбуке Морзе только то, что существует сигнал SOS. Пришлось подучить матчасть и выяснить, что точка - это один такт, тире - три, промежуток между знаками в букве - один такт, между буквами - три, между словами - семь.

При разметке пластмассы mr_fid применяет малярный скотч. Благодаря этому след маркера лучше видно, если пластмасса тёмная. К тому же, этот скотч матовый, и сверло не скользит при «прицеливании».

Необходимо заранее прикинуть, где будет располагаться какой из компонентов конструкции, чтобы всё поместилось, и ни один из компонентов не задевал соседние, в том числе выступающими частями. Mr_fid не забыл ничего, кроме... аккумулятора. Хорошо, корпус достаточно просторный, и место для него потом нашлось. А пока...

Хотя у мастера и есть небольшая настольная сверлилка, даже с ней он для большего удобства применил ступенчатое сверло, оно же «ёлочка» или «морковка».

При вращении вала галетного переключателя ручкой сам переключатель должен оставаться неподвижным. Для этого, помимо вала, спереди у него расположен небольшой штырёк, требующий дополнительного отверстия на передней панели.

Поэтому mr_fid сначала просверлил отверстие для вала, затем приклеил малярный скотч с обратной стороны, поместил галетный переключатель на место и прижал. Штырёк оставил на малярном скотче след, осталось просверлить отверстие именно там.

Схема без учёта аккумулятора, контроллера заряда и преобразователя выглядит так:

На передней панели, где расположены галетный переключатель и переменный резистор, мастер объединил те выводы этих компонентов, которые соединяются с одними и теми же точками схемы в корпусе (в данном случае речь о плюсе и общем проводе). Это позволило провести между передней панелью и корпусом всего четыре провода.

Галетный переключатель тоже превращён в своеобразный переменный резистор, только ступенчатый, для чего к нему припаяны 11 резисторов на 1 кОм так, как показано на фотографиях. Arduino определяет его положение по ступенчато меняющемуся напряжению, для чего достаточно одного аналогового входа.

Крупнее:

Для управления RGB-светодиодом mr_fid выбрал выводы Arduino с номерами 9, 10 и 11. Это ШИМ-выходы, что в следующих прошивках даст возможность получать больше бит на цвет, чем три.

К переменному резистору он подключил плюс и общий провод в обратной полярности, чтобы минимальному положению соответствовал такт максимальной длительности, то есть, минимальная скорость.

Пример из учебника Саймона Монка прост и однофункционален: он берёт данные, поступающие по последовательному порту, и переводит их в азбуку Морзе с тактом в 200 миллисекунд. Дополнительные функции, добавленные мастером, обеспечивают регулировку периода в зависимости от напряжения, поступающего с движка переменного резистора, а также отказ от последовательного порта в пользу хранения 12 фиксированных слов, выбираемых галетным переключателем. Ещё добавлены подпрограммы управления RGB-светодиодом переключения режимов кнопкой, ну а пищалкой со встроенным генератором программа могла управлять изначально.

Программируя Arduino, mr_fid совсем забыл о том, что игрушке надо от чего-то питаться, ведь всё это время плата питалась от USB. Когда же вспомнил, первой мыслью было запитать всё это от «Кроны» через стабилизатор. Но она не поместилась, и сначала мастер хотел поместить её снаружи, но затем решил применить тонкий литий-полимерный аккумулятор на 3,7 В и 1000 мАч.

У свежезаряженного аккумулятора напряжение достигает 4,2 В, чего достаточно для работы всех кристаллов RGB-светодиода, включая синий. Но по мере разряда оно падает, и хотя Arduino хватит и 3,3 В, яркость синего света может сильно уменьшиться. Пришлось применить повышающий стабилизатор со стабильными пятью вольтами на выходе. А чтобы не извлекать аккумулятор из корпуса при зарядке, автор добавил контроллер заряда и двухполюсный реверсивный переключатель, подключающий аккумулятор обоими полюсами то к Arduino, то к этому контроллеру. Теперь можно заряжать игрушку от USB.

Всё это вместе он соединил так, не забывая о полярности и предотвращении КЗ:

Меняя положения галетного переключателя, можно выбирать передачу азбукой Морзе следующих буквосочетаний: HHH (одни точки), OOO (одни тире), CAT (кот), DOG (собака), ANT (муравей), FLY (муха), RAT (крыса), OWL (сова), PIG (свинья), HEN (курица), FOX (лиса) и EMU (эму). Кнопка же позволяет переключать по кольцу режимы работы RGB-светодиода: постоянные цвета - красный, синий, зелёный, сине-зелёный, жёлтый, малиновый, белый, а также красную точку и зелёное тире, смену цвета после каждого слова, смену цвета после каждой буквы.

В Arduino mr_fid залил такой скетч:

Если вы повторяли за мастером, то теперь в ваших руках - такая же игрушка, с помощью которой вы можете заинтересовать своих детей азбукой Морзе. А когда они вырастут, несложной переделкой прошивки можно получить основу для стандартной автоматической «лисы», передающей на выбор MOE, MOI, MOS, MOH или MO5, включаясь на одну минуту каждые четыре минуты.

P.S. специально для зануд, придирающихся к заголовкам: животные - это собирательное название для зверей, птиц и насекомых.
Источник

Гигантский Bluetooth лабиринт своими руками

10
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
10
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
10
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 10 из 10 (голосов: 1 / История оценок)
Обычная регистрация
Информация
6 комментариев
  1. Oltaviro Oltaviro
    А только к заголовку могут придраться? А к грамотности автора нет?
  2. Иван_Похмельев
    Безобразная пайка резисторов на галетнике и неправильный контроллер заряда АКБ.
    1. tormozedison Автор
      Подскажите, чем плох этот тип контроллера заряда, и какой лучше?
      1. Иван_Похмельев
        Тот, что на фотографии, предназначен только для зарядных устройств. Здесь нужен контроль не только заряда, но и разряда. На плате кроме TP4056 нужна ИС типа DW01 и ключи к ней. И, соответственно, не 4 контакта под распайку, а 6. Может быть, повышающий модуль и защитит АКБ, если вдруг перестанет работать при напряжении 2,7...2,8 В, но про его параметры нам ничего неизвестно и рассчитывать на "левые" эффекты - неправильно.
        1. tormozedison Автор
          Понятно. Такой модуль, стало быть, не только предохранил бы аккумулятор от переразряда, но и позволил бы убрать двухполюсный реверсивный переключатель?

          Вот если бы я эту штуку повторял, то вообще бы просто приделал шнур в пауэрбанк, отказавшись от внутреннего аккумулятора. И ещё добавил бы RTC и функцию Морзе-часов.
  3. Иван_Похмельев
    Цитата: tormozedison
    убрать двухполюсный реверсивный переключатель?
    Да, оставить однополюсный выключатель между АКБ и Step-Up модулем.

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

А можно эти все шаги подробнее изложить с фото?...
Все комментарии