» » » Он поёт и светится! Однокаскадный однотактный усилитель с необычным нагрузочным резистором

Он поёт и светится! Однокаскадный однотактный усилитель с необычным нагрузочным резистором

И Ютюб, и сайты о самоделках полны описаниями однотактных однотранзисторных усилителей. Обычно нагрузкой единственного каскада там является сама динамическая головка, по которой протекает постоянная составляющая. Это не то чтобы очень плохо, если мощности головки достаточно, но всё равно не всем нравится. Можно поставить выходной трансформатор, а можно выполнить выходной каскад по схеме предварительного: нагрузить транзистор на резистор, а сигнал вывести наружу через конденсатор. Только резистор довольно мощный понадобится, совсем не такой, какой в предварительных каскадах бывает, но автор Instructаbles и YouTube под ником ElectricalProjects придумал, где таковой взять.

Вот мастер подбирает детали для конструкции. Главная часть усилителя - мощный N-канальный МОП-транзистор типа IRF540N или аналогичный по характеристикам. Первым делом его надо сразу же установить на большой теплоотвод, и лучше через термопасту - это вам не класс D. Нагрузкой усилителя будет лампа накаливания на 12В и 21Вт, она продаётся во всех магазинах автозапчастей. Не галогенная, не светодиодная, а самая обычная. Это благодаря ей оправдается заголовок статьи. Смещение на затворе транзистора будет создавать обычный резистор на 47 кОм. Чтобы напряжение смещения не попало в источник сигнала, или наоборот, источник сигнала не увёл это напряжение постоянной составляющей на своём выходе, необходим конденсатор на 4,7мкФ и не менее 16В. А чтобы постоянная составляющая не попала в динамическую головку, нужен второй конденсатор - на то же напряжение, но ёмкостью в 1000мкФ. Ещё один такой же конденсатор хорошо бы подключить параллельно питанию, но это по желанию. Разработчик не стал.

Для питания усилителя автор берёт блок питания на напряжение в 12В и ток не менее 2 А. Можно от роутера, но не от всякого, у многих таких БП допустимый ток нагрузки меньше.

Запустив графический редактор, мастер рисует схему усилителя. Руководствуясь ей, он соблюдает полярность подключения конденсаторов и источника питания. И вы, когда будете собирать усилитель, соблюдайте. Конденсатора, подключённого параллельно питанию (на схеме не показан), если решите его поставить, это тоже касается.

Та же схема, но воплощённая в железе, выглядит интереснее:

Мастер подключает блок питания:

Включив блок питания, он первым делом дополнительно убеждается при помощи вольтметра, что никакой постоянной составляющей на входе усилителя нет и в помине. И лишь затем, точно зная, что источнику сигнала повреждение не угрожает, подключает его:

Если источник сигнала определяет наличие наушников/колонок по их сопротивлению, выход его нужно зашунтировать резистором на 50-100 Ом. Во время работы усилителя яркость свечения лампочки почти не меняется - это вам не цветомузыка, здесь что-то близкое к классу A. Аудиофилам лучше всё равно не показывать - будут смеяться, но самому можно тихо радоваться, что у копеечной конструкции есть что-то общее с их дорогими игрушками - тот самый класс.

Да, звучание далеко от аудиофильского, но оно, по крайней мере, громкое. Как труба, на которой играл один известный сказочный герой, считающий, что главное - чтобы было громко.

Вслед за автором, который этого не сделал, усилитель хорошо бы окультурить. Закрепить всё, чтобы ничего не болталось, а колба лампочки ничего не касалась. Поместить динамическую головку в корпус, где она будет звучать лучше. И можно слушать!

Если вы добавите на вход усилителя регулятор громкости, не забывайте, что лучше на источнике сигнала громкость выставить меньше, а на этом регуляторе - больше, чем для получения той же общей громкости сделать наоборот. Тогда искажений получится меньше.
Источник

Как сделать динамик своими руками

Убираем шум Bluetooth модуля. Сборка платы гальванической развязки

5.2
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
5.3
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
4.3
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

4 комментария
  1. Oltaviro Oltaviro
    Бестолково, зато громко.
  2. Иван_Похмельев
    Экономичность класса А, искажения гораздо хуже, чем у класса А. Если экономичность не важна, лучше уж поставить обычный резистор, а ещё лучше - источник тока.
  3. BENDER39
    Если звук всё равно отстой,может замутить трансформаторный выход
  4. BENDER39
    Здесь динамик который идеально подойдёт для этого усилителя, если витков побольше мотануть,можно вместо лампочки его воткнуть. Хреново конечно, что другие детали самому не получается сделать

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос
В каком китайском магазине покупаете товары для самоделок?

Последние комментарии

Все комментарии