» » Играем в одном измерении

Играем в одном измерении

Что будет, если взять какую-нибудь классическую игру (в данном случае - Pong) и перенести из двух измерений в одно? Об этом рассказывает автор Instructables под ником mischka. Сама идея не его, а позаимствована с Hackaday, но реализация полностью отличается.

Алгоритм игры реализован на микросхемах типов 4011 (К561ЛА7) - четыре элемента И-НЕ, 4510 (прямого аналога нет, можно попробовать переделать схему на К561ИЕ14) - реверсивный счётчик, 4028 (К561ИД1) - двоично-десятичный дешифратор, 555 (КР1006ВИ1) - таймер.

У Apple были однокнопочные мыши, а здесь - однокнопочные джойстики, если их можно так назвать. Нажимать кнопку надо в точности тогда, когда к вам прилетел шарик. Нажали раньше или позже - шарик не отбит. Можно даже поиграть сразу за двоих, а затем проверить, хорошо ли регулируется скорость:

Перед составлением принципиальной схемы мастер прикидывает структурную:

Импульсы, частота которых регулируется переменным резистором, с выхода тактового генератора на таймере поступают на вход счётчика. Он хотя и двоичный, но коэффициент пересчёта в нём выставлен так, чтобы считал он только от 0 до 9. Поскольку счётчик реверсивный, направление счёта можно задавать сменой уровня на выводе 10. Двоичный код с выхода счётчика поступает на дешифратор, управляющий линейкой светодиодов.

Из четырёх элементов И-НЕ два применены в RS-триггере. Два других сопоставляют состояние кнопок с состоянием первого и последнего светодиодов. Причём кнопки подключены так, чтобы сигнал с них проходил только при включённом соответствующем светодиоде. Когда кнопка отпущена, вход элемента подтянут резистором вниз для улучшения помехозащищённости. Выходы этих элементов подключены к входам триггера, управляющего направлением счёта через уже упомянутый вывод 10. Смена направления происходит только если шарик отбит.

Игру можно попробовать модифицировать, сделав, чтобы при перемещении шарика раздавался звук меняющейся частоты, а в первом и последнем положениях включался генератор шума. Это позволил играть на слух, не глядя на светодиоды и даже не устанавливая их. Известна история мальчика, родители которого в девяностых, уходя на работу, прятали шнур от монитора. Он включал компьютер, клавишами со стрелками запускал гоночную игру и очень даже неплохо играл на слух. Ну а сегодня известно немало специализированных аудиоигр.

Определившись с алгоритмом, mischka экспериментирует сразу на двух макетных платах типа breadboard, подгоняя под него электрическую схему:

Играем в одном измерении

Когда всё начинает работать правильно, он на время откладывает электронику и принимается за корпус. Помните, как Б.С. Иванов в своих книгах корпуса самоделок шкатулками называл? А здесь реально шкатулка:

Мастер сверлит в ней отверстия под светодиоды, кнопки, переменный резистор и выключатель, а также удаляет замок, который, как он полагает, не смотрится:

И всё это устанавливает:

Возвращается к макетным платам и по тому, что у него получилось, составляет принципиальную схему:

С двух плат типа breadboard в точности переносит всю схему на одну плату типа perfboard - тоже макетную, но более компактную и виброустойчивую:

Подумав, он упрощает схему: удаляет кнопку сброса и её подтягивающиц резистор, вывод 9 счётчика подключает к общему проводу напрямую. Вместо десяти токоограничивающих резисторов ставит один общий, поскольку в каждый момент времени включён только один светодиод. Помещает плату в корпус и подключает ко всему, что там установлено:

Закрывает шкатулку, и можно проверять, правильно ли перенесена схема:

Разработчик предложил две доработки игры. Выключатель параллельно кнопке второго игрока позволит играть в одиночку с машиной, которая никогда не промахивается. А одновибраторы после кнопок исключат читерство с длительным или постоянным их удержанием. От себя добавлю, что тактовый генератор можно собрать тоже на К561ЛА7, но тогда частота будет зависеть от напряжения питания.
Источник

Учебное фотореле

Мощный ШИМ регулятор своими руками

9
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
8
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
8.3
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

2 комментария
  1. Korolev
    Алгоритм игры реализован на микросхемах

    перенести из двух измерений в одно
    А здесь реально шкатулка
    Испортил полезную вещь, впихнув в неё бесполезную, ну какой владелец смартфона будет играть в это? Тысячу раз прав Dmitrij:
    "Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."
    ! smile
  2. Иван_Похмельев
    составляет принципиальную схему:
    Эту схему можно назвать электромонтажной, но никак не принципиальной. Принципиальную нужно восстановить по ней, чтобы понять, как это работает.

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос
Сайту нужен форум, сообщество?

Последние комментарии

Все комментарии