» » Ванна для лужения своими руками

Ванна для лужения своими руками

Приветствую, Самоделкины!
Очень часто, создавая те или иные источники питания, радиолюбителям приходится мотать трансформатор, и для их намотки применяются провода в лаковой изоляции.

По завершению намотки очередного трансформатора предстоит очистить от лака выводы обмоток для последующего лужения проводов. Это занятие стало настоящей головной болью и у каждого свой метод очистки. Первый и пожалуй самый распространенный метод - лужение с помощью мощного паяльника нагретого до максимальной температуры.

В ходе этого процесса лак выгорает и медь покрывается слоем припоя, но этот процесс довольно кропотливый и долгий. А если под рукой нет мощного паяльника, то приходится лудить провода по отдельности. Один из основных недостатков данного метода, заключается в выделении большого количества дыма. Но если операцию проводить под вытяжкой или на чистом воздухе, то все более-менее терпимо.

Второй способ очистить лак проводов – механический, а затем только залудить. Для очистки лака, как правило, применяется наждачная бумага, лезвие канцелярского ножика или другие более экзотические способы.

Этот способ более трудоемкий, чем первый, но едкий дым уже не выделяется, так как лудится чистый обработанный медный провод.

Третий способ - ванна для лужения.

Этот способ применяется в промышленности, как наиболее быстрый вариант. Имеется небольшой металлический сосуд, в котором находится припой. Сосуд нагревается до температуры плавления припоя, затем провод, который необходимо очистить и залудить погружается в него. Спустя некоторое время лак выгорает, и провод покрывается слоем припоя. Никаких дополнительных усилий не требуется. Недостатком данного метода является опять же выделение большого количества дыма, но если все делать под вытяжкой или во дворе, это не страшно.

Такие ванны можно купить в любом интернет магазине, стоит так себе, недорого – недешево, но платить за то, что можно сделать дома своими руками с минимальными затратами, думаю, нет смысла, поэтому приступаем к работе.
Автором данной самоделки является AKA KASYAN. Довольно давно у автора валялись гильзы от поддельных литий-ионных аккумуляторов, которые были забиты песком. Одну из таких гильз и будем использовать в качестве ванны.

Конструкция предельно проста - нагревательный элемент, дополненный регулятором мощности.

Мы будем использовать ШИМ регулятор. Архив с печатной платой можете скачать пройдя по этой ссылке или, как всегда, все ссылки найдете в описании под видеороликом автора (ссылка ИСТОЧНИК).

Промышленные устройства такого плана работают, как правило, непосредственно от сети. Мы же попробуем сделать ванну с низковольтным питанием для безопасности, поэтому нам нужен источник питания и в данном случае это будет аккумулятор от бесперебойника на 12В.

Основное достоинство применения аккумулятора заключается в том, что мы получаем портативный прибор, который без проблем можно вынести во двор и там проделать все операции. Это удобно и быстро. А так можно найти любой другой источник питания с напряжением 10-15В, соответствующей мощности и сделать прибор стационарным, тут всего зависит от ваших потребностей.

Насчет нагревательного элемента. Он будет сделан из нихромовой спирали, как наиболее доступный вариант.

Автор планирует сделать нагреватель на 100Вт. Сразу стоит сказать, что для такой ванночки это очень много. Но автор намерен дополнить конструкцию ШИМ регулятором мощности. Регулируя мощность, мы по сути регулируем температуру, все просто.

Расчет нагревательного элемента. Для начала нам нужно понять, какое должно быть сопротивление нагревателя. В этом деле, как всегда поможет дедушка Ом.

Нам известно напряжение питания нагревателя (12В) и примерная мощность (100Вт). Зная эти параметры, легко можно рассчитать сопротивление нагревательного элемента. В нашем случае оно составляет около 1,44Ом, округлим до 1,4.

Полученные в итоге данные будут слегка отклоняться от идеальных, так как при нагреве сопротивление нагревателя у нас будет меняться. Но эти отклонения не столь существенны.

Провод для нагревателя нихромовый, куплен в ближайшем строительном магазине. Диаметр провода 0,75мм.

Нагреватель раскаляется докрасна. Далее на гильзу мотаем изолятор. Лучше использовать стеклоткань, но у автора под рукой только термостойкий скотч, но он способен выдержать температуру до 350 градусов и даже больше. Изолируем гильзу в 2 слоя, больше не нужно.

Затем мотаем нагреватель, предварительно выпрямив провод. Мотаем аккуратно, витки должны находиться на некотором расстоянии друг от друга, чтобы исключить замыкание.

Поверх намотки еще раз ставим изоляцию, на сей раз количество слоев можно увеличить. Ванна в принципе готова.

Регулятор.

Это обычный ШИМ регулятор мощности на базе таймера ne555 и полевого транзистора. Ничего хитроумного. Полевой ключик устанавливают на теплоотвод. Тут подойдут любые мощные n-канальные полевые транзисторы с напряжением сток-исток от 20В и током желательно более 30А.

Регулировка мощности осуществляется вращением подстроечного резистора на 50кОм, место для него предусмотрено на плате.

Шасси было сделано из подручных материалов. Транзистор прикручен к основанию каркаса, желательно с использованием термопасты.

Соединительные провода мягкие, многожильные, в термостойкой силиконовой изоляции.

Далее берем самый плохой припой, который только можно найти, помещаем его в ванну и включаем.

Для начала мощность нагревателя ограничиваем на уровне 30Вт и ждем некоторое время. Если припой не расплавится, увеличиваем мощность до 50Вт и опять ждем некоторое время.

Таким образом, выявляем оптимальную мощность, чтобы температура расплавленного припоя была в районе 300 градусов по Цельсию. Контроль температурой можно осуществить бесконтактным способом с помощью пирометра.

После настройки ванны остается только проверить ее.

Как видим все работает отлично. Естественно, время от времени нужно добавлять припой, но это думаю и так понятно. Такая конструкция в разы, а то и десятки раз облегчит процесс снятия лаковой изоляцией и лужения проводов. Два в одном, как говорится, так что пользуйтесь на здоровье. Благодарю за внимание. До новых встреч!

Видео:

Источник

Гигрометр из дерева (датчик влажности воздуха) своими руками

Орехокол своими руками

10
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9.7
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
8
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос
В каком китайском магазине покупаете товары для самоделок?

Последние комментарии

Все комментарии