» » » Стрелочный индикатор уровня звукового сигнала своими руками

Стрелочный индикатор уровня звукового сигнала своими руками

Приветствую, Самоделкины!
Уже довольно-таки долгое время у автора YouTube канала «Radio-Lab» в коробке лежат вот такие старые стрелочные индикаторы от какого-то старого магнитофона.

В данном случае эта модель индикаторов м4762. В аудиотехнике часто стрелочные индикаторы используются для визуального контроля уровня звукового сигнала. Также такие индикаторы в работе выглядят винтажно и необычно, потому автор решил попробовать подключить эти стрелочные индикаторы и посмотреть на работу именно стрелок. Но напрямую к усилителю такие индикаторы подключать нежелательно, так как их можно повредить. Для адекватной работы стрелок нужна дополнительная плата, которая и будет управлять этими самыми стрелками. На просторах интернета была найдена вот такая схема для управления стрелочными индикаторами.

Схема очень простая и для того, чтобы попробовать, ее вполне должно хватить. А самое главное, ее легко повторить, особенно начинающим радиолюбителям. Вместо транзистора кт315 автор купил более современный аналог bc547.

Далее по схеме автор нарисовал вот такую печатную плату:

Вот такая плата у нас получилась. Она небольшая. Для каждого индикатора такая плата нужна своя.

Автор сделал 2 такие платы, для левого и правого каналов соответственно.

На ближайшем радиорынке были куплены все необходимые запчасти.

Итак, давайте приступим непосредственно к сборке. Как обычно сначала запаяем постоянные резисторы.

Для того чтобы узнать номиналы резисторов удобно использовать вот такой тестер радиодеталей.

По замеру, номинал этого резистора 1 кОм.

Устанавливаем его на свое место. По схеме там 10 кОм, но автор взял резистор номиналом поменьше, чтобы чувствительность платы была повыше.

Запаиваем резистор на свое место, а потом аналогично все остальные.

Затем, соблюдая полярность, устанавливаем диоды.

Дальше установим вот эти конденсаторы.

Затем, обязательно соблюдая ориентацию, устанавливаем транзистор.

Далее соблюдая полярность и номиналы устанавливаем электролитические конденсаторы.

Также соблюдая полярность, устанавливаем светодиод.

И у нас осталась последняя деталь - это подстроечный резистор 50 кОм. Он нужен для возможности регулировки чувствительности платы.

Ну вот вроде и все. Работа по сборке платы закончена и готовая плата имеет вот такой вид, ничего сложного здесь нет.

Как говорилось ранее, таких плат автор изготовил не одну, а две, отдельно для левого и правого канала.

Для подключения питания и стрелочного индикатора, к платам необходимо припаять провода. Провода с красными метками, в данном случае это плюс (+).

Для того чтобы подать сигнал обязательно нужно использовать экранированные провода. Это необходимо для того чтобы не было наводок на вход усилителя, так как сигнал мы буду брать именно со входа усилителя.

Итак, припаяли сигнальные провода. Оплетка провода - это общий контакт (он же минус (-)).

Теперь нужно припаять выход с платки к индикатору, соблюдая полярность, иначе стрелка будет двигаться в обратную сторону.

Итак, мы припаяли провода к индикатору, теперь все собрано и есть все необходимые провода для подключения. Конечно, что собрано - это хорошо, но куда важнее проверить, будет ли это все должным образом работать. Для подачи звукового сигнала возьмем вот такой провод с разъемом 3,5 мм и 12-вольтовый аккумулятор, состоящий из 3-ех банок литий-ионных аккумуляторов формата 18650.

Теперь припаиваем провод с разъемом к проводу входов платы индикаторов. Соблюдая полярность подаем питание на платки.

Светодиоды засвечиваются, значит питание приходит. Подключаем разъем к телефону и включаем тестовую музыку, но стрелки никак не реагируют на поданный звуковой сигнал.

Пробуем вращать подстроечный резистор.

Как оказалось, стрелка двигается не в ту сторону. Чтобы сделать реверс необходимо поменять полярность проводов на индикаторе.

Пробуем с музыкой еще раз, уменьшаем сопротивление подстроечного резистора, и стрелка отклонилась и начала движение в такт музыки.

Далее настраиваем второй индикатор.

Как видим здесь тоже все работает отлично. Оба индикатора заработали и вот так это выглядит:

Но это еще не все, автор хочет показать, как это все работает в паре с усилителем.

Данный усилитель на микросхеме TPA3116D2. Данный усилитель автор использует для примера, подключение такое же и для других усилителей. Ниже представлена схема подключения для одного канала, второй подключается аналогично.

На вход усилителя автор припаял провод с разъемом 3,5 мм и туда же параллельно припаял провод входов на платы индикаторов уровня.

Тестовое питание усилителя 12В, поэтому провода питания плат индикаторов можно припаять на разъем питания усилителя. Если питание усилителя будет выше, то для питания плат индикаторов необходимо использовать понижающий стабилизатор, например, L7812.

Итак, все подключено, также необходимо подключить колонки. Питание от аккумулятора с напряжением 12В. Немного уменьшим уровень усиления на плате усилителя, чтобы не было очень громко для микрофона (автор снимал весь процесс на видео). Подаем питание на усилитель.

Засветились светодиоды на всех платах, питание везде есть. Теперь подключаем разъем к телефону и включаем тестовую музыку. Подробнее в этом видеоролике:

Уровни усиления и чувствительность индикатора нужно настраивать уже индивидуально. Также эту плату можно подключить к выходу усилителя, но тогда резистор R1 нужно брать в пределах от 220 до 470 кОм, чтобы уменьшить чувствительность индикаторов и был нормальный ход стрелок.

Ну а в общем, как видели, все работает и стрелки двигаются. Эта плата индикаторов самая простая, и как измерительной прибор ее использовать все же не стоит, особенно без точной настройки. Но как тестовый проект и наглядное пособие, это все вполне достойно. Такой стрелочный индикатор легко собрать и с его помощью вы сможете за недорого и несложно придать вашему изделию необычный вид и добавить ему винтажные стрелочные индикаторы. С другими типами индикаторов тоже все работает. Конечно есть проекты получше, но они сложнее и дороже. Задача была сделать так, чтобы было легко и дёшево собрать изделие работало сразу. Пробуйте и повторяйте. Чертеж платы и другие ссылки будут в описании под оригинальным видеороликом автора (ссылка ИСТОЧНИК в конце статьи).

А на этом все. Благодарю за внимание. До новых встреч!

Источник

Граммафон под управлением Raspberry

Бумбокс из автомагнитолы

7.8
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
7.8
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
7.8
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

2 комментария
  1. Korolev
    Давным - давно, во времена моей радиолюбительской юности, собирал нечто подобное, только единым блоком, индикаторы впаивал в плату.
  2. Иван_Похмельев
    Для справки. Светодиод предназначен для подсветки шкалы, исходя из этого его и надо располагать.

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту