» » » Ламповый усилитель звука своими руками

Ламповый усилитель звука своими руками

Этот ламповый усилитель спроектирован и построен с нуля. Это очень длинный проект, и он потребовал много времени и терпения от автора данного проекта. Разберем все плюсы и минусы этой самоделки вместе с автором.

ВАЖНО! Это устройство имеет смертельное напряжение внутри. Если вы не знаете о высоких напряжениях и электронике, то не желательно повторять эту самоделку. Иначе вы делаете это на свой страх и риск! Не рекомендуется копаться в устройстве с электронными лампами, пока он включен!

Шаг первый: Сама идея

Ламповый усилитель звука своими руками

В ящике, в доме бабушки и дедушки, было найдено несколько старых ламп. Было принято решение сделать на их базе усилитель низкой частоты. Другие полупроводники в данной самоделке не использовались принципиально. Пришлось провести исследование, чтобы выяснить, как работают эти ламповые усилители.

Шаг второй: Схема и компоненты

Разработка схемы, была, вероятно, самой сложной частью этого проекта. Сначала был написан список трубок, которые имелись в наличии, а затем уже, на их основе, нарисована принципиальная схема проекта. Был спроектирован стереофонический усилитель двухтактного типа с регуляторами тембра, входами фоно и aux и некоторыми VU-метрами. Требовались лампы EL84 с, и для других этапов было решено использовать простые двойные триоды. Лампы быстро закончились и пришлось заказывать новые.

Затем пришло время очередной трудности: выходной трансформатор. Дешевый трансформатор оказалось не легко найти. Но после небольшого поиска, в конечном итоге трансформатор нашелся на одной популярной доске объявлений. Трансформатор обозначен, как NASS II-12 на схеме. «NASS» означает «Not A Single Semiconductor», II означает двухтактный и имеет в общей сложности 12 ножек.

Шаг третий: Первый тест

Хаос на столе выше, - это сборка компонентов в воздухе.
Здесь использовано два обычных силовых трансформатора последовательно в качестве выходного трансформатора, просто чтобы проверить, все ли работает. Казалось, все в порядке, и теперь пришло время найти силовой трансформатор. В наличии лежал старый трансформатор и автором была предпринята попытка накрутить трансформатор самому. Однако после разборки, перемотки и тестирования, пришлось, отказался от идеи ... Поэтому был взят один трансформатор от старого радио, думая, что все будет в порядке. Но это не так. Но об этом позже.

Шаг четвертый: Корпус изделия

Материалом для корпуса должен был быть алюминий. Передняя, верхняя и задняя пластина из матового алюминия. Стороны, из какой-нибудь твердой древесины. К сожалению, автору пришлось отказаться от алюминиевой верхней крышки, потому что ресурсы были ограничены. Передняя и задняя часть были сделаны из трехслойного материала (два листа алюминия и один пластик между ними). Для верхней крышки требовался прочный и долговечный материал, потому что он должен был выдерживать тепло, выделяемое лампами, и выдерживать вес основного трансформатора. Поэтому решение было в пользу текстолита. Этот материал имеет коричневатый цвет, он относительно прочный и с ним легко работать.

Важно! Необходимо электрически экранировать весь корпус и подключить его к земле только в одной точке, чтобы избежать контуров заземления. В этом случае был использован аэрозольный клей и тонкий алюминиевый радиатор.

Передняя и задняя панели были спроектированы в SolidWorks, чтобы посмотреть, как выглядит усилитель. После этого был использован сверлильный станок, чтобы сделать необходимые отверстия для разъемов, предохранителей, переключателей, потенциометров и измерителей уровня громкости. Для хорошей отделки поверхности использована мелкозернистая наждачная бумага. После этого использовалась трансферная фольга для печати этикеток, которая была покрыта слоем блестящего и прозрачного покрытия, чтобы предотвратить стирание букв со временем.

Сначала верхняя панель была установлена для пробной посадки, а затем высверлены необходимые отверстия.

Шаг пятый: Проводка усилителя

Чтобы верхняя панель выдержала трансформаторы, конструкция была усилена листовым металлом. После этого была начата разводка проводки. Это самая трудоемкая процедура. Сначала крепятся болты к трансформаторам и патрубкам, а затем паяются необходимые компоненты. Модуль управления тоном нуждался в дополнительном экранировании, потому что он улавливал шумы из окружающей среды. Поэтому он был установлен в металлическую коробку.

Шаг шестой: Финальная сборка, проблемы и спецификации

Таким образом, всё было собрано. После теста выяснилось, что у главного силового трансформатора появились проблемы с очень высоким током, он сильно нагревался. Примерно через 30 минут он достигал температуры свыше 90 C. Это было выше его оптимальной рабочей температуры. Даже после установки небольшого вентилятора внутри корпуса, снизить температуру не получилось. Поэтому пришлось установить еще один 6,3В трансформатор внутри корпуса. Это решило проблему высокой температуры основного трансформатора.

Другой проблемой был очень высокий уровень шума. Вероятно, это связано с контурами заземления, которые случайно были оставлены в цепи.
Поэтому неминуема модернизация данного усилителя.

В конце концов, несмотря на небольшие недостатки этого усилителя, по словам автора, он звучит превосходно!

Этот усилитель может выдавать среднеквадратичное значение 15 Вт на канал без каких-либо заметных искажений. Он потребляет около 10-15 Вт от сети при работе на холостом ходу и около 100 Вт при работающих на полную мощность, трансформаторах.
Источник

Усилитель А класса JLH1969, сборка модулей в рабочий проект

7.5
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
7.2
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
6.5
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

10 комментариев
  1. Nruter
    ...спроектирован и построен с нуля.

    Построен - верю. Спроектирован - чушь полная. Это типовые схемы включения. Таких навалом в любой литературе 1970-1990 годов.
    ...проект, и он потребовал много времени и терпения...

    Наверное, основное время и терпение ушло именно на поиски этой схемы.
    Интересно, что побудило автора вытащить все "кишки" на верхнюю панель? Ну ладно лампы. Они для нынешнего поколения смотрятся загадочно-красиво. Но зачем трансформаторы вытаскивать?
    Проект можно оценить на твёрдую 3.
    Панель понравилась. goodgood
    1. Иван_Похмельев
      Вытаскивание трансов на верхнюю панель может быть оправдано в случае тонкого корпуса, но здесь-то есть где разгуляться, можно было всё внутрь запихать. И непонятно, зачем часть ламп установлена с прижимами, которые нужны при горизонтальном расположении ламп.
  2. Иван_Похмельев
    Сначала крепятся болты к трансформаторам и патрубкам,
    Вот он автоперевод, "бессмысленный и беспощадный". ))
    Другой проблемой был очень высокий уровень шума. ... несмотря на небольшие недостатки этого усилителя, по словам автора, он звучит превосходно!
    Это как?
    1. Korolev
      Вот он автоперевод, "бессмысленный и беспощадный"
      Может я и ошибаюсь, но судя по фото №2, бабушка и дедушка явно не иностранцы!
      В ящике, в доме бабушки и дедушки, было найдено несколько старых ламп
      smile
      1. Валерий

        Прочитал название лампы (6Д14П), и, вдруг, всплыла в памяти шутка из детства.... Мы спрашивали, нет ли у кого лампы "ПэИ - Три - ДэА"?... И это было о-о-очень смешно! xaxa
        Але нови ностра алис!
    2. Korolev
      Помните старую шутку: как будет звучать "баба с возу - кобыле легче", после перевода на английский, и обратно на русский? "Леди, покидающая автомобиль, увеличивает его скорость!" smile
      1. Валерий
        А чрезмерно опекаемый ребёнок обычно нуждается в услугах окулиста! smiles

        П.С:
        "баба с возу - кобыле легче"

        А как будет звучать с аглицкого "Бабу - с возу, кобылу - в позу!" )))))))))
        Але нови ностра алис!
        1. Korolev
          А как будет звучать с аглицкого "Бабу - с возу, кобылу - в позу!"
          "Если б я имел коня, это был бы номер, если б конь имел меня, я б наверно помер! smile
  3. Korolev
    Другой проблемой был очень высокий уровень шума
    А режимы работы ламп кто выставлять будет? smile
  4. Nruter
    Цитата: Korolev
    судя по фото №2, бабушка и дедушка явно не иностранцы!

    Да, лампы советские. Но это фото только для "красного словца". Лампа 6Д14П - демпферный диод. Применялась исключительно в телевизионных приемниках в блоках строчной развертки.
    Обозначение ламп на схеме не советские и не российские. У нас всегда у лампы был "баллон". Переменные резисторы тоже "забугорные". "Массу" рисовали просто чертой. Так обозначали радиоэлементы в Болгарии, Чехословакии, ГДР.
    В таких конструкциях уровень шума часто зависел от положения точек "массы". Чуть сдвинул, и шум уменьшился, а то и вовсе исчез.

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос
Сайту нужен форум, сообщество?

Последние комментарии

Все комментарии