» » Устройство для безопасной проверки приборов. Гальваническая развязка

Устройство для безопасной проверки приборов. Гальваническая развязка

Приветствую, Самоделкины!
Если вы занимаетесь ремонтом или проектированием различной электроники, то устройство, которое мы рассмотрим в этой статье, вам просто необходимо.

Автором данного проекта является Роман (YouTube канал «Open Frime TV»). История создания данного прибора началась еще давно, когда автор только начал изучать блоки питания. Для наглядности работы автору пришлось купить себе вот такой USB осциллограф, и с помощью него смотреть на процессы, протекающие в схеме.

Но тут есть один важный момент, который был упущен, а именно, гальваническая развязка с сетью. И в итоге автор благополучно спалил свой осциллограф плюс все задние USB порты компьютера и все то, что к ним было подключено. В общем урон был весьма впечатлительный.

После этого происшествия, Роман начал разбираться из-за чего же произошел такой трабл. Как выяснилось, все дело оказалось в общей земле. У компьютера и устройства они оказались общими, и когда автор ткнулся в высоковольтную часть схемы, произошел пробой через эту зловещую землю.

В итоге пришлось покупать новый осциллограф, что сильно ударило по бюджету. Теперь же автор решил показать, как изготовить такой вот нехитрый прибор, который поможет всем радиолюбителям избежать такой же неудачи.
И так, что же подразумевает собой гальваническая развязка? Это обыкновенный сетевой трансформатор с коэффициентом трансформации один к одному (1:1).

Таким образом мы получаем на выходе те же 220В, но уже никак не связанные с сетью.

И еще один большой плюс такой штуки: если нечаянно дотронуться до оголенных проводов, то вас не убьет.

С этим разобрались, но где же взять нужный трансформатор? Для этих целей отлично подходят трансформаторы от старых телевизоров, они имеют достаточно большие габариты, а иногда даже обмотки с нужным нам соотношением 1:1. Вот, к примеру, на местной барахолке автор нашел такой трансформатор ТСА-270-1.

Данный трансформатор был купил считай за бесценок, но его выходная обмотка оказалось недостаточно мощной. Ее ток составлял всего 0,32А, а это, как вы понимаете, маловато для наших целей.

Тогда было принято решение перемотать трансформатор. Специально для этой цели автором был даже куплен вот такой провод:

Казалось бы, все готово к намотке, но в связи с некоторыми обстоятельствами этот процесс затянулся, и как ни странно это спасло автора от бесполезной работы. Сейчас узнаете почему. Спустя некоторое время после старта проекта, автор искал в сарае какие-то вещи и наткнулся на коробку с трансформатором.

Он был похож на ТСА, но по размерам немного меньше, а это плюс, так как на нем будет удобнее делать. Но это оказалось еще не все. Загуглив автор понял, что его высоковольтная обмотка мощнее, чем у ТСА и может выдать ток под 1А. Так это вообще шикарно, ненужно даже ничего перематывать. Вот на этом трансформаторе, марка которого ТС-250-2П, и будет построена наша гальваническая развязка.

В первую очередь нам необходимо отключить все провода и убрать ненужные части, которые увеличивают в размерах сам трансформатор. После чего, произведя необходимые замеры, был заказан вот такой пластиковый короб, в который наш трансформатор помещался идеально.

Но помимо самого трансформатора было решено установить сюда еще одну полезную функцию, а именно, включение нагрузки через лампочку. Это очень удобно, допустим, если производить первое включение устройства, так как в случае короткого замыкания лампочка ограничит ток и ничего не сгорит.

Так как место в корпусе сильно ограничено, то будем использовать вот такую миниатюрную лампу, которая рассчитана на напряжение 220В, мощностью 60Вт.

Теперь давайте займемся подготовкой корпуса. На нем необходимо закрепить розетку, а также переключатель, который позволит подключить или отключить лампу накаливания.

Делается это элементарно, даже не будем останавливаться на этом. Так же необходимо добавить еще отверстие под предохранитель, но его сделаем чуть позже. Теперь займемся подготовкой трансформатора. В интернете находим документацию, из нее видно, что сетевое напряжение необходимо подавать на контакты 1 и 1'.
А контакты 2 и 2’ необходимо замкнуть между собой.

Как видите, тут нет ничего сложного. Переходим к вторичной обмотке. Их тут несколько, но как видим чисто обмотки на 220В нет. Жаль конечно, но ничего, будем выкручиваться. Ниже можем видеть, как автор проверяет напряжение на своем трансформаторе.

Они в принципе соответствуют документации. Дальше рассуждаем таким путем: нам необходимо подключить все обмотки последовательно. На каркасе трансформатора, чтобы не запутаться, автор написал слово «штрих».

Теперь берем, допустим, обмотку 4 и 4’ и подключаем ее к основной обмотке 5 и 5’. Теперь съем напряжения будет происходить с выводов 5 и 4’.

Дальше к ним добавляем еще одну обмотку 6 и 6’, так же последовательно. И теперь съем уже происходит с выводов 5 и 6’.

Соединяем это все в железе и смотрим сколько вольт у нас получилось.

Как видим, мультиметр показывает напряжение около 210В, а этого более чем достаточно. А специально для тех, кто не понял схемы подключения, автор подготовил наглядный рисунок, исходя из которого данную схему сможет собрать даже ребенок.

Как видим, на рисунке указаны и предохранитель с лампой, и переключатель, в общем полный фарш. А сейчас пришло время установить все в корпус.

Детали подошли впритирочку, но главное, что все поместилось. На этом сборка завершена, но это еще не все. У USB осциллографов, стандартным щупом с делителем 1:10 можно смотреть только низкое напряжение.

А для того, чтобы безопасно лезть в горячую часть схемы, нужно прикупить вот такой щуп с делителем на 100. Да, стоит он не дешево, но зато спасает от выгорания более дорогого осциллографа. Предел измерений с таким щупом значительно расширяется.

Ну и в заключении можно провести тесты только что собранного нами устройства. Для этого нам понадобится любая самоделка. Автор будет использовать блок питания, который сейчас разрабатывает.

Включаем его в сеть и спокойно становимся на затвор транзистора, не опасаясь при этом каких-нибудь подводных камней.

На экране можем видеть наши импульсы.

Как видим, все четко. В общем, устройство реально стоит повторять, тем более, если вы собираетесь в дальнейшем заниматься электроникой.

При этом не обязательно брать такой же трансформатор, как у автора, есть много подобных моделей, но люди, не знающие их ценности, отдают практически даром.

На крайний случай можно взять 2 трансформатора, у которых одинаковые выходные обмотки и соединить их по низкой стороне вот таким образом:

Результат будет тот же. На этом пора заканчивать. Благодарю за внимание. До новых встреч!

Видео:

Источник

Домашний защитный модуль коллекторных электродвигателей

9.8
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9.8
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
10
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

2 комментария
  1. Korolev
    Полезная штука, только я бы поискал два одинаковых трансформатора и просто переставил сетевую обмотку (ну ленивый я)! smile
  2. uhckuduk
    Ну скажем не все тр-ры имеют раздельные каркасы обмоток и броневые обычно имеют распределенные обмотки

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос
Сайту нужен форум, сообщество?

Последние комментарии

Все комментарии