» » Простой электронный замок своими руками

Простой электронный замок своими руками

Приветствую, Самоделкины!
Сегодня мы вместе с Алексом Гайвером (YouTube канал «AlexGyver») сделаем простейший дистанционный электронный замок.

Наш электронный замок будет без микроконтроллера. Возьмем вот такие замечательные китайские релейные модули.

Суть вот этих модулей ну очень простая: мы подключаем к ним питание, в данном случае 12В от блока питания, и при помощи пульта можем управлять состоянием реле. Три модуля, три разных пульта: инфракрасный, как пульт от телека, радио и пульт-брелок тоже радио.

Надеюсь о том, как работает реле, рассказывать не нужно. Значит мы хотим, чтобы замок открывался с пульта. Например, у вас есть дом с забором, друг идёт к вам в гости, звонит в звонок, а вы, зная, что это он, открываете ему калиточку сидя на террасе.
Простейший, вообще максимально простейший вариант такого замка - это электрощеколда. Подаём на щеколду напряжение, например, те же 12В, она открывается.

Возьмём эти же 12В, от которых питается дистанционное реле, и подключим это всё дело. Кто не понял, схема будет вот такая, всё очень просто:

По нажатию кнопки можем открывать щеколду. Если долго держать её в открытом состоянии, она начнёт греться. По сути ей всё равно, это железяка. В простейшем случае щеколда ставится на косяк и всё. Ну и розетка где-нибудь поблизости должна быть.

Если взять радио пульт, то он будет в прямом смысле являться ключом от двери, который позволяет открыть её с обратной стороны. Собственно, открыли, отпустили щеколду, и захлопываем. Можно спокойно заниматься всякими непотребствами, например, играть в крутые игры на мобилке.

А сейчас давайте продолжим электрозамочные изыскания и попробуем управлять более сложной штукой: привод замка двери автомобиля. Многие из вас по любому знакомы с этим мощным приводом. При питании в 12 вольт данный девайс жрёт 4 ампера и тянет шток с силой 4 килограмма.

Очень нешуточная сила спрятана в его пластиковом корпусе. А по сути там всего лишь мощный моторчик и зубчатая рейка.

Этим приводом можно без проблем открывать массивные щеколды, например, вот такую:

Давайте этим и займёмся. Чтобы привод не перегрелся и не расплавился, управление его должно иметь 3 состояния: напряжение подано в одну сторону, напряжение подано в другую сторону, и напряжение не подано вовсе.

Так как микроконтроллеры мы договорились не использовать, придётся прибегнуть к другим способам, например, построить логику работы на релюшках. Классическая схема управления двигателем при помощи двух реле выглядит вот так:

Попробуйте проследить, как будет вести себя мотор при разных положениях реле. Вот такой модуль на 2 реле с оптической развязкой и блокирующими диодами стоит у китайцев чуть дороже 50 рублей.

Нам нужна именно 12-вольтовая версия, так как напряжение в системе у нас будет 12В. Все необходимые ссылки найдете на странице проекта, там же будут все схемы.

Теперь самое главное, как нам сделать так, чтобы привод включался ровно на такое время, чтобы открыть щеколду и не более того, ведь постоянная нагрузка может привести к поломке зубцов. Автор неспроста взял версию привода с концевыми кнопками, как вы можете видеть, тут помимо питания ещё 3 провода.

А тут их нет. Такой привод нам не подходит.

Значит внутри привода стоят кнопки, которые замыкаются в крайних положениях, такие кнопки называются концевики. Благодаря наличию концевиков мы можем реализовать правильное управление приводом, и начнём мы с кнопок. Кнопка «закрыть» и кнопка «открыть».

Подключаются они вот таким образом:

И делают следующее: кнопка замыкает управляющий сигнал, в нашем случае ноль, на реле через концевик. Если перепутать провода, схема работать не будет.

И вот что получается, у нас есть кнопка «открыть» и кнопка «закрыть», выполняют они вполне ожидаемые действия. Самое интересное, что пока привод не встанет в конечное положение, ток на него будет подаваться, то есть не закрыв щеколду с первого раза он будет пытаться сделать и дальше. И наоборот.

Осталось самое сложное, как решить задачу переключения контактов при помощи дистанционной релюшки? Автор думал, экспериментировал, и не нашёл ничего проще, чем использовать ещё одну релюшку, двухканальную с двумя группами независимых контактов.

Многие сейчас скажут, блин, чувак, ты хочешь управлять приводом используя 1 2 3 4 релюшки! Почему бы и нет? Наша цель – простейший электронный замок, с простейшей схемой и доступными компонентами.

Суть проста: дистанционная релюшка будет подавать или убирать с двойной релюшки 12В. Двойная релюшка в свою очередь просто заменит нам кнопки, соединяя выводы с модуля реле через концевик на землю. И всё.

Конденсатор в схеме нужен для того, чтобы сгладить просадку напряжения из-за большой нагрузки, создаваемой приводом. Ставить его необязательно, но, если где завалялся – ставьте обязательно. Давайте попробуем.

Ну вот, получаем мощный дистанционно управляемый привод, со своей логикой работы и концевиками. Закрепим это дело к нашему засову.

Да, штука получается очень громоздкая, но весьма надёжная, её можно смело ставить на какую-нибудь дверь. Какие ещё есть варианты помимо предложенных модулей. Можно оставить схему с кнопками, и кнопку закрытия поместить в дверь так, чтобы она замыкалась при закрытии двери. Получим автоматически закрывающийся замок. Вместо дистанционного реле можно взять бистабильное реле, это реле, которое переключается одной кнопкой и помнит своё состояние. Оно, к сожалению, на 5 вольт и нужен преобразователь.

Что мы получим, управление приводом при помощи одной кнопки, нажал открылось, нажал закрылось. Тоже прикольно. Кнопку кстати можно вынести отдельно на проводах. И вообще это необязательно должна быть именно кнопка, это может быть геркон. В таком случае мы получим секретный замок, который открывается и закрывается при помощи магнита.

Также есть датчики звука, датчики света, датчик препятствия в конце концов. Из готовых китайских компонентов можно получить огромное количество вариантов открытия электронного замка. Что кстати касается питания, то автономность этой штуки весьма спорная, потому что радиоуправляемое реле и некоторые пассивные компоненты на платах кушают что-то в районе 4 0ма, то есть автомобильный аккумулятор на 60Ач система разрядит за 1500 часов или 62 дня, или 2 месяца.

Ну кстати неплохо. Приделав даже самую слабую зарядку для свинца можно организовать эдакий ИБП для замка и даже можно взять в этом случае аккумулятор поменьше, из скутера, например. Поставить такой замок можно, например, в калитку, в комнату, можно придумать неограниченное количество тайников за скрытыми панелями, которые будут открываться только при помощи пульта или магнита. Благодарю за внимание. До новых встреч!

Видеоролик автора:

Источник

Перевод аккумуляторного инструмента Bosch на Li-ion

Стенд для безопасной проверки трансформаторов

2
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
2.5
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
2.5
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

4 комментария
  1. Гость очередной
    Очередной конструктор из китайских модулей :(
  2. Гость Денис
    Нет ну такого дурацкого копипаста я ещё не видел. "Сегодня мы вместе..." - С КЕМ ВМЕСТЕ? Ты ничего не делал кроме как кнопочки нажимать.
  3. upravdom2003y
    Кушать 4 Ома, это всё равно что весить 8 км/час.
    И какого хрена разводить эту тягомотину с концевиками и доп. релюхами, если эти китаёзные модули программируются на 8 разных режимов, в т. ч. и работа реле только во время нажатой кнопки. У меня так э/щеколда 4-й год пашет.
  4. вывы
    >> Сегодня мы вместе с...

    =\ Ничего не сделал же... тупо скопипастил!

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту