В гостях у Самоделкина! » Электроника » Блоки питания » Дежурный блок питания своими руками

Дежурный блок питания своими руками

Приветствую, Самоделкины!
В этой статье Роман (автор YouTube канала «Open Frime TV») покажет, как он своими руками собрал простой и надежный источник дежурного питания, который при желании сможет повторить любой желающий.

Не так давно автор закончил один большой проект лабораторного блока питания с регулировкой по высокой стороне. В нем пришлось использовать дежурный блок питания, так как на регулируемых блоках питания делать самозапит нельзя.

В первом варианте схемы Роман использовал дежурку на микросхеме Viper22a.

Но такое решение создавало некоторые проблемы. Во-первых, не у всех есть возможность купить такую микросхему, а во-вторых, есть риск купить не оригинальный компонент, проще говоря нарваться на подделку. Поэтому было принято решение найти во всемирной паутине и испытать в работе схему дежурного блока питания.

Таковая нашлась на сайте «РадиоКот», автор Старичок (Starichok51):

Представленная схема не содержит дефицитных деталей и их всегда можно извлечь из старого не нужного компьютерного блока питания, который найдется практически у каждого радиолюбителя.

При всей своей простоте данная схема обладает высокой надежностью, имеет стабилизацию выходного напряжения и не боится короткого замыкания по выходу. В общем, как говорится, полный комплект. Максимальный ток при напряжении 12В не должен быть более 500мА. Но даже такого тока будет вполне достаточно для питания системы управления, индикации и кулера.

Безусловно данную схему можно использовать и для других нужд. Некоторые элементы схемы будут изменяться в зависимости от параметров выходного напряжения и тока. Такие элементы на схеме имеют специальное обозначение (со звездочкой) и справедливы только для выходного напряжения 12В.

Далее вы увидите все необходимые расчеты. Самое простое здесь - это расчет делителя на tl431.

При номинальном выходном напряжении в указанной точке должно быть ровно 2,5В.

Также стоит отметить некоторые элементы схемы. Во-первых, это силовой транзистор.
В данном случае тут можно использовать MJE13003, MJE13005, и MJE13009.

Транзисторы с такой маркировкой обычно используются в дежурке и в силовой части компьютерных блоков питания.

Входная емкость источника может быть от 22мкФ до 47мкФ с напряжением 400В.

Далее диод Шоттки по выходу.

Тут необходимо использовать диод на 1А и напряжение 100В, это будет являться самым оптимальным вариантом. Выходную емкость выбираете под свои задачи, это должен быть Low ESR конденсатор, причем, чем больше будет его емкость, тем соответственно меньше будут пульсации по выходу.

Теперь можно приступать к изготовлению опытного образца. Для этого первым делом автор нарисовал вот такую печатную плату:

Как видим, по размерам плата получилась довольно компактной. Типоразмер трансформатора был применен Е20, так как только такие были под рукой.

Конечно для данного проекта можно применять и Е16, тогда плата получится еще компактней.

Место под радиатор автор оставил вот такое, произвольное, так как у каждого он будет свой.

Так как это у нас опытный образец, то можно изготовить плату методом ЛУТ, а в дальнейшем можно будет заказать платы на китайском заводе.

Итак, плату изготовили, теперь можно приступать к ее запаиванию.

В этом нет практически никаких сложностей, они наступают далее, когда необходимо будет рассчитать и изготовить трансформатор. Но перед его изготовлением необходимо определиться с напряжением на выходе. Далее с помощью широко известной радиолюбителям программы того же Старичка произведем необходимые вычисления.

Вводим данные в соответствующие поля.

Так как это обратноходовая топология, то трансформатор должен иметь зазор. Помимо этого, данная компьютерная программа посчитаем нам сопротивление резистора датчика тока и снаббер.

Теперь от нас лишь требуется просто купить все необходимые детали согласно выданным программой результатам, ну и соответственно запаять их на плату. Не знаю, что бы мы делали без уважаемого Старичка.
Далее можно приступать к изготовлению трансформатора. В этот раз давайте постараемся сделать все максимально правильно, разделяя первичку на две части для понижения индуктивности рассеивания.

Все обмотки мотаем в одну сторону, начало и конец изображены на печатной плате.

Первым делом необходимо намотать половину первички.

Далее изолируем ее при помощи термоскотча. Это действие необходимо повторять для каждой обмотки.

Следующим шагом мотаем вторичку. При этом крайне желательно, чтобы она поместилась в один слой.

Далее еще слой изоляции и можно приступать к намотке второй половины первички. Мотать необходимо максимально аккуратно виток к витку, если этого не делать, то вместо трансформатора получим греющийся кирпич.

Последним этапом производим намотку самозапита, так как она не столь важна.

Как уже говорилось выше, данному трансформатору необходим зазор. Можно или купить сердечник с готовым зазором, или сделать зазор самостоятельно своими руками. Сам зазор, как мы знаем, необходим для снижения индуктивности обмотки. Если зазора не будет, то сердечник пойдет в насыщение.

Зазор можно сделать буквально из всего что есть под рукой. Автор использовал для этого бумажный лист формата А4.

А теперь вы можете наглядно посмотреть, как изменилась индуктивность, по сравнению с сердечником без зазора.
В завершении необходимо сравнить полученное значение индуктивности с рассчитанной программой Старичка.

Как видим значения практически совпадают. Трансформатор полностью готов, можно устанавливать его на плату.

На этом все, наша дежурка готова. Теперь давайте проверим наш самодельный блок питания в работе. Для этого включаем блок питания в сеть с напряжением 220В, при этом первое подключение желательно произвести через миниатюрную лампу накаливания.

Если все хорошо и ничего не взорвалось, проверяем напряжение на выходе, в данном случае оно должно быть 12В.

Отлично, теперь можно убирать лампочку и включать самоделку напрямую сеть. В качестве нагрузки автор подключил два элемента: кулер и лампу накаливания.

Давайте посмотрим на стабилизацию без нагрузки и с нагрузкой.

Как видим показания мультиметра не изменились, а это значит обратная связь реагирует адекватно. Далее автор решил оставить блок питания на некоторое время включенным для того, чтобы проверить нагрев.

На изображении выше вы можете видеть замеры температуры спустя час работы прибора. В принципе, это не плохой показатель, тем более, что в реальном блоке у автора будет установлен кулер для обдува. В итоге у нас получился довольно неплохой дежурный источник питания.

На этом все. Благодарю за внимание. До новых встреч!

Видеоролик автора:

Источник

Простой лабораторный блок питания на микросхеме КР142ЕН12 (LM317)

Регулируемый блок питания, типа ЛБП

8
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9.5
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9.6
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

2 комментария
  1. ino53
    Интересно было бы найти на Радиокоте описание самого Старичка... Вряд ли там больше двух рисунков и 20 строк текста.
  2. sa464646
    Казалось бы ...почему и нет. Дежурный ИИП для питания ИИП. Отличное техническое решение. Блеск! и размер блока уменьшает. (шучу)
    - можно конечно НО ЧУШЬ!
    Особенно порадовало - "так как на регулируемых блоках питания делать самозапит нельзя."
    Полно схем где самозапит ШИМ реализован через конденсатор от первичной сети. Дешево и сердито.
    За статью конечно лайк!

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту