В гостях у Самоделкина! » Электроника » Счётчик предметов с оптическим датчиком

Счётчик предметов с оптическим датчиком

Автор Instructables под ником Nawielectron предлагает построить действующую модель счётчика предметов, подобного применяемым на транспортёрах, конвейерах. Он содержит все узлы реальных счётчиков предметов с оптическими датчиками: излучатель, фотоприёмник, компаратор и собственно счётчик, который в модели для простоты сделан двухразрядным.

Датчик устройства представляет собой оптопару с открытым оптическим каналом. Такие оптопары могут работать на отражение и на перекрытие луча. Здесь выбран второй вариант:

Счётчик предметов с оптическим датчиком

Схема самоделки показана ниже:

ИК-диод подключён к источнику питания через резистор сопротивлением в 220 Ом. Фотодиод - через резистор на 10 кОм. Вместе с этим резистором фотодиод образует делитель напряжения. Когда фотодиод освещён, "перетягивает" он, когда затемнён, как показано на следующем рисунке - "перетягивает" резистор.

Поскольку фотодиод находится в верхнем плече делителя, при его затемнении напряжение на средней точке уменьшается. Поэтому перед подачей на компаратор это напряжение пропущено через инвертирующий усилитель на транзисторе, обозначенном буквой N. Это может быть любой NPN-транзистор с параметрами и цоколёвкой как у 2n2222, BC547, и т.п. Сигнал с выхода делителя поступает на базу транзистора, его эмиттер соединён с минусом источника питания непосредственно, а коллектор - с плюсом через нагрузочный резистор на 220 Ом. С места соединения резистора с коллектором транзистора проинвертированный сигнал поступает на неинвертирующий вход компаратора. На инвертирующий вход того же компаратора поступает напряжение с подвижного контакта переменного резистора на 10 кОм. Это позволяет регулировать порог срабатывания компаратора.

На выходе компаратора сигнал уже не аналоговый, а дискретный. Он подан на вход счётчика младшего разряда. С выхода переполнения этого счётчика сигнал поступает на вход счётчика старшего разряда. Кнопка сброса подтянута резистором на 10 кОм вниз. Когда она отжата, на входы сброса обоих счётчиков поступает логический нуль. Когда нажата - единица, что приводит к их сбросу. Также счётчик сбрасывается без нажатия кнопки при переполнении обоих разрядов.

Индикаторы применены с общим катодом, для упрощения схемы мастер включил по одному резистору на 680 Ом в цепь катода каждого из индикаторов. Это дало возможность уменьшить количество резисторов в 7 раз, но яркость зависит от количества одновременно включённых сегментов.

Мастер собирает схему:

Включает:

Проверяет её реакцию на перекрытие оптического канала оптопары:

И на нажатие кнопки сброса:

Убедившись, что электроника работает как положено, мастер вырезает детали для наклонной плоскости, по которой будут скатываться подсчитываемые предметы:

Склеивает наклонную плоскость клеем ПВА, на время затвердевания которого дополнительно фиксирует всё малярным скотчем:

После этого снимает малярный скотч и приклеивает макетную плату к предусмотренной для неё полке:

Припаивает к ИК-диоду и фотодиоду проводники, соединяющие их с платой:

Устанавливает их на предназначенные для них места:

Проводники выводит так, чтобы подсчитываемые предметы их не задевали:

А чтобы эти предметы не задевали ИК-диод и фотодиод, изготавливает направляющие:

Которые размещает на наклонной плоскости так:

Если даже при перекрытии оптического канала оптопары на фотодиод попадает немного отражённого излучения, вокруг ИК-диода можно наклеить чёрную бумагу. Вид на готовый счётчик:

Он же в действии:

Источник

Стрелочный вольтметр на любое напряжение своими руками

6
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
1
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
2
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

6 комментариев
  1. Иван_Похмельев
    Конечно, надо было бы схему привести, без неё обсуждать особо нечего.((
    1. tormozedison Автор
      Популярность Fritzing привела к широкому распространению <i>таких</i> схем. Но читать их проще, чем кажется на первый взгляд, достаточно знать все цоколёвки и внутреннее устройство макетки.
      1. Иван_Похмельев
        Во-первых, в статье приведена не схема, а рисунок, слегка напоминающий электромонтажный чертёж.
        Во-вторых, картинка эта пригодна только для тупого воспроизведения изделия.
        В-третьих, даже зная все цоколёвки, что, на самом деле, просто невозможно, понять что-то из такого рисунка гораздо труднее, чем даже из эскиза схемы, нарисованного ручкой на листке бумаге.
  2. SkyBark
    Очередной раз соглашусь с Иваном.
    И, хоть и вправду, навЕрное, читать такие "схемы" проще, чем кАжется на пЕрвый взгляд, это НИКОГДА не проще, чем принципиальную схему. Оа для того и ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ, что показывает ФИЗИКУ устройства.
    Ну ребят.... Ну не учитесь вы плохому у буржуев, а?? - ну не надо тупо повторять, а не КОНСТРУИРОВАТЬ! А такие "схемы" только повторению и учат. Давайте всё ж воспитывать интеллектуалов-конструкторов, а не попугаев.....
  3. R555
    В целом разработка дельная. В качестве датчиков можно использовать готовые от старых принтеров, их там полно. Кстати, считать предметы не особо сложно, сложнее людей. Я делал систему подсчёта посетителей платных туалетов. Представьте себе, это востребовано. Там пришлось на входную дверь ставить сразу два датчика, чтобы исключись ложную сработку, скажем, от мух. И делить на два частоту импульсов, потому как человек зашёл и вышел, платит - то он только за вход.
    кто не ошибается, тот не делает ничего
  4. R555
    Для тех, кто интересуется применением ИК лучей, сообщаю, есть хорошая книга переведённая на русский. Шрайбер. Применение ИК лучей в электронике. Не далее как вчера в неё заглядывал.
    кто не ошибается, тот не делает ничего

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту