В гостях у Самоделкина! » Электроника » Светодиоды » Электронные свечи на AVR и PIC

Электронные свечи на AVR и PIC

Дорогие читатели, перед вами снова электронные свечи, но на этот раз необычные. У спора о том, что лучше, AVR или PIC, не было почвы с 1976 по 1996 год - все те 20 лет, когда PIC уже был, а AVR ещё не было. А потом понеслось, и продолжается до сих пор. Автор Hackaday.io под ником Thierry решил поучаствовать в этом споре с обеих сторон, изготовив одинаковые по назначению и близкие по характеристикам устройства на том и на другом. Так что независимо от результата, он и выиграл сам у себя, и проспорил сам себе. Давайте посмотрим, как это происходило.

Начинает мастер с выбора микроконтроллеров для обоих вариантов самоделки. Итак, со стороны Atmel на ринг выходит микросхема ATTiny25, а со стороны Microchip - PIC12LF1822. Оба они - восьмивыводные, не требующие внешних времязадающих цепей для тактового генератора. Теперь пора и об алгоритме подумать. Мастер останавливается на таком. Обнаружив темноту, электронная свеча выходит из спящего режима и начинает мерцать, интенсивность мерцания меняется каждую минуту. Через три часа она переходит обратно в спящий режим, а затем, когда посветлеет и снова стемнеет, цикл повторяется.

Различие цоколёвок микроконтроллеров не позволила сделать схему обоих вариантов одинаковой. Вот две схемы на одном рисунке:

Принцип действия у обеих схем следующий. Светодиоды могут работать в качестве фотодиодов. Для переключения между светодиодным и фотодиодным режимами какая-либо внешняя перекоммутация не требуется, так как оба микроконтроллера могут программно переключать свои выводы как в режим входа, так и в режим выхода. Ну а теперь начинаются различия. Мастеру не удалось заставить ATtiny взаимодействовать с программатором на частоте менее 500 кГц, её и пришлось выбрать. PIC же удалось замедлить до 31 кГц.

В спящем режиме вариант на AVR потребляет 4 мкА, на PIC - менее 1 мА. "Проснувшись", но не будучи нагруженным на светодиод - соответственно, 190 и 5 мкА - вот здесь разница огромная. В рабочем режиме и под нагрузкой в виде светодиода - соответственно, 2500 и 2300 мкА. Но разница в количестве дней, которые продержится элемент питания, если устройство будет выходить из спящего режима на три часа в сутки, невелика. AVR - 30 дней, PIC - 33. Если в варианте на AVR занизить среднюю яркость ШИМом, можно "вытянуть" те же 33 дня и из него.

Мастеру понравилась способность PIC потреблять всего 5 мкА, находясь НЕ в спящем режиме и выполняя какие-то вычисления. У AVR даже при снижении тактовой частоты до 128 кГц потребляемый ток остаётся достаточно большим - 110 мкА. Но и здесь можно применить такой приём: выводить микроконтроллер из спящего режима, например, каждые 100 миллисекунд всего на несколько процентов времени.

Для самоделок подойдут любые из следующих типов микроконтроллеров: ATTiny25/45/85 или PIC12(L)F1822/1840. Светодиод - жёлтый, типа LTL2T3YR6JS, его напряжение открывания меньше, чем у белого. Код на языке C представлен в двух файлах: для PIC и для AVR.

Далее показана обратная сторона платы с оригинальным держателем элемента питания:

Как видим, мастер сделал один вариант платы - двухсторонний, с контактными площадками для обоих видов микроконтроллеров. Инсходники платы он не приводит, но для конструкции из трёх деталей, включая батарейку, она не нужна, можно обойтись куском макетной платы типа perfboard.

Теперь определим победителя. Без дополнительных приёмов по энергосбережению выигрывает PIC. С ними же можно получить одинаковое количество суток работы от одного элемента, так что ничья. Оба варианта выигрывают у настоящей чайной свечи, занимающей даже чуть больший объём - светить так долго она не сможет. Но при использовании прямому назначению - для поддержания чая в нагретом состоянии - выигрывает уже она, так как электронный заменитель на это не способен.

Хорошо, что мастер умеет программировать оба вида микроконтроллеров. У таких людей нет времени на холивары (кроме подобных шуточных, конечно), они быстро переучиваются на то, с чем надо работать вотпрямтут и вотпрямщас. Из них получаются очень ценные сотрудники.

Источник

Электронная свеча FLIRT

Имитация литофании и подсветка в фоторамке Ikea Ribba

2
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
4
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
3
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

4 комментария
  1. Иван_Похмельев
    В спящем режиме вариант на AVR потребляет 4 мкА, на PIC - менее 1 мА.
    Оно, конечно, менее 1 мА.)) Вот только во сколько раз? ))
    1. tormozedison Автор
      Это опечатка. Менее 1 мкА.
  2. Andrey A
    Ну не совсем корректное сравнение. Например, Tiny441 потребляет 150 НАНОампер в power-down с пробуждением по внешнему прерыванию. Если нужен Watchdog чтобы периодически просыпаться, будет потреблять 1,3 мкА (при 1,8В). Для low-power применений нужно серию pico-power рассматривать. И кстати у AVR есть Ttiny10 в корпусе SOT23-6 - один из самых мелких MCU в мире. Да, с медленным тактированием у AVR засада - программатор не видит. Но это проблема программатора ! Тот же Tiny441 прекрасно работает на 32 кГц.
  3. R555
    Что лучше PIC или AVR - спор на пустом месте. Я, например, всё собираю на пиках. Просто с них начинал и неохота осваивать AVR. Есть у меня дружбан, так он драться лезет, когда я ему про PIC16F84A говорю.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту