» » Генератор с бокалом в качестве частотозадающего элемента

Генератор с бокалом в качестве частотозадающего элемента

Автор Instructables под ником WilkoL наглядно показывает, как нелегко бывает остановиться, начав экспериментировать с чем-то интересным. Он уже изготавливал камертонный генератор и часы на его основе, а теперь решил применить в качестве частотозадающего элемента бокал, резонансные свойства которого общеизвестны. Также общеизвестно, что громким голосом или мощной аудиосистемой можно заставить бокал треснуть и даже лопнуть, если частота излучаемых колебаний совпадёт с резонансной. Но мастер обошёлся миниатюрной динамической головкой, подключённой к маломощному усилителю, так что объекту предлагаемого эксперимента ничего плохого не сделается. Чаще всего такая головка с пластмассовым диффузором, как на фото ниже, встречается в игрушках.

Оптопара с открытым оптическим каналом состоит из лазера:

И фототранзистора:

Вернёмся к КДПВ, где показано, как лазер, бокал, динамическая головка (загорожена бокалом) и фототранзистор расположены друг относительно друга:

Вначале мастер выбрал зелёный лазер, так как фототранзистор наиболее чувствителен к инфракрасному излучению, а зелёный свет в таком лазере получается именно из инфракрасного выделением второй гармоники в кристалле, обладающей нелинейными свойствами. В дешёвом зелёном лазере нет светофильтра, непрозрачного для инфракрасных лучей, что требует определённой осторожности при обращении с таким лазером. Но инфракрасное излучение оказалось настолько интенсивным, что рядом с самоделкой было страшно находиться, рискуя поймать глазом отражённый невидимый луч. Поэтому мастер сменил лазер на самый дешёвый, маломощный красный, а фототранзистор, как выяснилось, чувствителен и к красному свету.

При помощи осциллографа мастер выявил два резонанса: бокала на частоте порядка 800 Гц и ножки на частоте порядка 100 Гц.

Второй из этих резонансов мастеру не нужен, поэтому в веб-приложении Analog Filter Wizard компании Analog Devices он проектирует ФВЧ:

И моделирует его АЧХ:

Собрав такой фильтр, мастер снова берётся за осциллограф и убеждается, что проходят только колебания с частотой резонанса бокала, но не ножки. 50-герцовую наводку от сети такой фильтр задерживает тем более.

Мастер переходит к финальной стадии эксперимента - собирает весь генератор полностью по такой схеме:

Здесь лежит эта же схема в PDF. Далее показано, как выглядит результат её сборки в железе:

В устройстве имеются две контрольные точки: TP1 и TP2, где TP означает test point. К ним можно подключать осциллограф, частотомер, а также в дальнейших экспериментах - и часы, для которых генератор будет служить тактовым. Как видно на следующем фото, готовый генератор возбуждается и вырабатывает чистую синусоиду:

Перед подачей на часы синусоиду, конечно, придётся превратить формирователем в прямоугольник. В отличие от камертонного, генератор очень чувствителен к взаимному расположению бокала и элементов оптопары. Небольшой сдвиг - и генерация прекращается. Но стоит её добиться - и можно измерить частоту частотомером:

И если камертонные часы изобретены не WilkoL'ом, то "бокальные", когда он их изготовит, будут его изобретением, которое до него не делал никто.

Источник

Корпус для тестера компонентов

Новый частотомер WilkoL'а

0
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
0
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
0
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

2 комментария
  1. Korolev
    "бокальные", когда он их изготовит, будут его изобретением, которое до него не делал никто.
    Следующим шагом может быть колокол, ну или ж/д рельса! smile
  2. R555
    Не поленился, внимательно, вдумчиво прочитал статью. Вон он как, оказывается, придумал. Гибрид лазерного шпионского микрофона и камертонного пьезорезонатора. Я лазерные микрофоны не собирал, но их подавители делал по собственной схеме и успешно продавал. Одного не пойму, зачем Автору лазер, тем более ИК, от которого он прятался. Вполне можно обойтись парой ИК светодиод, и ИК фотодиод или фототранзистор. Расположив их рядом с бокалом. Мне также думается, что при таком большом разносе частот бокала и ножки ( 800 и 100 Гц) сложный (не вдавался, какого порядка), ФВЧ не нужен. Ну и звон по ушам будет бить сильно ( 800 Гц почти попадает на максимум чувствительности человеческого слуха).
    кто не ошибается, тот не делает ничего

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту