В гостях у Самоделкина! » Электроника » Электронная схема-скульптура на гвоздях

Электронная схема-скульптура на гвоздях

- Схема на лампах или на транзисторах?

- На гвоздях.

Один из видов макетной платы называется breadboard, что на первый взгляд странно, ведь на разделочную доску такая плата не похожа. А всё дело в том, что когда электронные компоненты были крупными, схемы реально отлаживали и даже собирали для постоянного пользования на разделочных досках. Очень большие компоненты - трансформаторы, ламповые панельки - к ним прикручивали, а те детали, что поменьше и с гибкими выводами - припаивали к забитым в доску гвоздям. Автор Instructables под ником geotek предлагает тем же способом собрать схему-скульптуру на современных компонентах. Для примера он изготавливает симметричный мультивибратор, но подойдёт и, например, какой-либо усилитель.

Мастер берёт деревянную доску (подойдёт и фанерная) размерами около 130х80 мм, распечатку схемы, компоненты, гвозди и аэрозольный клей. Если схема распечатана на лазерном принтере, её можно приклеить также клеем ПВА, если на струйном - клеем-карандашом.

"Если под рукой нет ничего, кроме молотка, всё вокруг кажется гвоздями".

Здесь не тот случай, у мастера есть и другие инструменты:

Эту схему:

Мастер, распечатав в подходящем масштабе, вырезает (можно взять этот PDF-файл и распечатать в масштабе 1:1, получается размеры около 80х50 мм):

Приклеивает в середину доски:

- Вот ты всё что-то паяешь и "Юность.Ру" смотришь, а гвозди-то забивать умеешь?

- Да.

Забив гвозди во все точки соединения выводов компонентов:

Мастер вначале накручивает на гвозди и припаивает к ним все перемычки. Те из них, которые в схему мультивибратора пересекаются по диагонали, располагает на разных высотах. Можно при желании одну из них изолировать трубкой. На первый взгляд, без кислоты ничего не получится, но на самом деле всё наоборот: применять её нельзя, со временем она может вызвать утечки, нарушающие работу схемы, и даже КЗ. Гвозди же отлично поддаются лужению и без кислоты.

Когда все перемычки оказвваются на своих местах:

Мастер откусывает лишнее кусачками:

И получает следующий результат:

Теперь он залуживает шляпки всех гвоздей:

Припаивает к ним резисторы, сначала предназначенные для подачи смещения на базы транзисторов:

А затем и те, которые ограничивают ток через светодиоды:

И сами светодиоды тоже впаивает, соблюдая полярность:

И электролитические конденсаторы, также её соблюдая:

Транзисторы мастер впаивает согласно цоколёвке:

Подключает, соблюдая полярность, батарею с колодкой, позволяющей её отключать, и мультивибратор "заводится", обратите внимание на простейший "карман" для батареи, состоящий из трёх гвоздей:

Поскольку это не только электронная скульптура, но и учебное пособие, один из её вариантов собран без укорачивания выводов компонентов, допуская многократную разборку и сборку:

В этом случае нужно проследить, чтобы нигде не было КЗ, а поскольку полностью исключить его невозможно, лучше применить солевую батарею с малой нагрузочной способностью, ведь под компонентами - дерево.

Источник

Новый частотомер WilkoL'а

Линейный стабилизатор напряжения с регулировкой на LM317 и PNP транзисторе

7.4
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
7.3
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
7.1
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

18 комментариев
  1. Иван_Похмельев
    когда электронные компоненты были крупными, схемы реально отлаживали и даже собирали для постоянного пользования на разделочных досках.
    Да ну?! Ссылочкой на примеры такого чуда не поделитесь? ;)
    Гвозди же отлично поддаются лужению и без кислоты.
    Надо полагать, что это не просто гвозди, а омеднённые гвозди?
    1. tormozedison Автор
      Попробуйте залудить обычный гвоздь - очень удивитесь, что сможете.
      1. Гость Vita
        Подобным образом проводилась разводка жгутов на производстве. Для пайки можно использовать "жидкое" олово, подержал гвоздь и паяй.
      2. Dmitrij
        Отдельные марки стали хорошо поддаются пайке, другие паяются с большим трудом, ни с каким припоем соединяться не желают, ни под каким флюсом. Как правило, мягкие стали «для гвоздей» легко паяются. На бытовом уровне это можно объяснить и тем, что материал усеян микроскопическими кратерами и неровностями. Но также имеются электротехнические марки, особо твердые и упругие, и применяемые для валов, точной механики. Здесь уже как повезет…

        Но все равно без счистки цинка и кислоты оно не залудится...
        "Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."

        1. tormozedison Автор
          Гвоздь лудится без кислоты, любой может проверить.
        2. R555
          Есть неплохая штука, паяльный жир называется. Гвозди, прочие железяки, медь, латунь хорошо паять. У меня баночка на рабочем столе, всегда под рукой. Но, электропроводен ! Смывать надо. Раз по молодости плату спаял. Ну, думаю, канифоль и канифоль, чё смывать - то. Потом тестером померил, какая утечка на свободном от дорожек участке платы - и всё понял. xaxa
          Кто не ошибается, тот не делает ничего.
  2. Николай Иванович
    Да, конечно у совсем юных любителей это хороший метод, например, учиться паять. А вот мышление, как плату разводить, монтаж вести, лучше на платке, где имеются площадки. В моем детстве были платки, с площадками, нарезанные квадратиками.
    1. Иван_Похмельев
      Не вижу ничего хорошего в обучении пайке гвоздей. ((
  3. Иван_Похмельев
    Цитата: tormozedison
    Ничего удивительного. Можно, не всякий, но можно, надо только прогреть как следует и поелозить по нему жалом. Да и паяльник желательно помощнее иметь для ускорения процесса. У автора же на фотографии видно, что гвозди омеднённые, потому они у него и отлично паяются.
    Но это момент второстепенный. Ответьте, пожалуйста, на основной вопрос:

  4. Иван_Похмельев
    Цитата: Гость Vita
    Подобным образом проводилась разводка жгутов на производстве.
    Общего только то, что в доске забиты гвозди. При изготовлении жгутов провода раскладываются по шаблону, одним из примитивных вариантов которого является доска с гвоздями. В нормальном производстве применяются не гвозди, а штыри или шпильки с короткой резьбой.
    1. Гость Vita
      В качестве такого шаблона автор использовал принципиальную схему, а вот , что забивать в узловые точки не принципиально. Родилась идея: забивать скобы столярным степлером, предварительно обработав их "жидким" оловом, удобнее будет припаиваться.
      1. Иван_Похмельев
        Чего уж там, давайте и диоды сами будем сплавлять, как радиолюбители в тридцатые годы. ;)
        Зачем идти по тупиковой дороге в каменный век? Только ради оригинальности?
  5. Хатуль Мадан
    В далёком детстве, в радиокружке, мы делали каждый сам себе макетные платы из контактных площадок (лепестков), вырезанных из консервных банок (нарезались полосы шириной 5 мм, а затем на 10 мм в длину). Затем эти лепестки прибивались к листу 3-х мм фанеры сапожными гвоздиками ("тексами"), которые с обратной стороны сами загибались, если на металлической плите работать, после обратная сторона оклеивалась ватманом, чтобы случайно не коротнуть их. Но никто из нас не додумался припаивать детали прямо к гвоздям!
    1. R555
      Хатуль Мадан, я тоже в детстве ходил на радиокружок. Хорошо помню мужика, который учил нас радиоделу. Ужасный матершинник. Самое ласковое, как он к нам обращался, было "придурки". Как он нас экзаменовал ! Слегка вытянет из панельки лампу, накал светится, а телек - то не показывает. Мог вывод какого - нибудь конденсатора перекусить. Предохранители вынимал, само собой. При этом мог авометр не дать xaxa Так ищи, без прибора. Во как тренировал. Большинство быстро перестали ходить на кружок. Я и ещё несколько человек не бросили. В 9 - этажке, где я жил, ко мне, школьнику, соседи в очередь записывались, чтобы починил телевизор или магнитофон. Брал за работу дешевле, чем взрослые дяденьки - телемастера. И деньги у меня завелись и на мороженное и на пироженное и на лимонад с тройным сиропом и на папиросы тоже, ну поняли.
      Кто не ошибается, тот не делает ничего.
  6. Тарас
    Поучился бы сначала отличать молоток от отвёртки и гвоздь от шурупа и самореза.
  7. Гость Юрий
    прикольное исполнение в качестве макетной платы :) victory
  8. ino53
    Лет 20 назад... А то и 30, проклятые девяностые. Вел тогда радиокружок на полставки.
  9. zov
    Сверлю отверстия,туда -- маленькие цветные саморезы, хорошо паяются, аккуратнее получается.

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту