Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Звук и акустика » Обнаружитель летучих мышей

    Обнаружитель летучих мышей

    Услышать летучую мышь можно, если перенести небольшой фрагмент ультразвукового спектра в слышимый диапазон по принципу приёмника прямого преобразования. Эта фраза кажется непонятной, но работа обнаружителя летучих мышей от автора Instructables под ником rjkorn основана на простейшем математическом действии - вычитании. Взглянем на схему прибора:

    Микросхема NE602 представляет собой смеситель, на микросхеме 555 (КР1006ВИ1) выполнен гетеродин, а на микросхеме LM386 (КР1438УН2) - усилитель. Гетеродин работает на частоте порядка 35 кГц. Если летучая мышь что-нибудь "произнесёт" на частоте, скажем, в 40 кГц, то произойдёт вычитание, и звук частотой в 5 кГц вы легко услышите. Если та же или другая летучая мышь "заговорит" на частоте в 39 или 41 кГц, вы услышите звук частотой, соответственно, в 4 или 6 кГц. Гетеродин можно перестраивать, сдвигая переносимый фрагмент ультразвукового диапазона, конечно, в пределах возможностей датчика. Вот и весь принцип. Поначалу непонятно, для чего у смесителя целых два входа, и почему на входных разъёмах присутствует не только общий провод, но и плюс питания (подключён через токоограничительный резистор). Это - для разных видов ультразвуковых датчиков, о них мастер расскажет позже. А первым делом - похвастается своей мастерской:

    Вдоволь нахваставшись, мастер приступает к сборке самоделки. Устанавливает на макетную плату типа perfboard микросхемы в панельках (если умеете хорошо паять, можно и без панелек), а также пару конденсаторов и разъём типа BNC, выпаянный из старой сетевой карты. В новых таких разъёмов уже нет, только RJ45.

    Затем мастер берёт ещё резисторы и конденсаторы:

    Впаивает их, а также гребёнки, как соединяет всё на обратной стороне платы, не показывает.

    Подключает к гребёнкам разъёмы с проводниками:

    Устанавливает на переднюю панель два переменных резистора - регуляторы громкости и частоты гетеродина. Первый из них - со встроенным выключателем питания, как во многих радиоприёмниках.

    Подключает их:

    Помещает плату в корпус, выводит наружу разъёмы (один из них - для зарядки встроенного аккумулятора в формате "Кроны", но пока мастер пользуется обычной, незаряжаемой "Кроной", а цепи зарядки не устанавливает):

    И переднюю панель:

    О наклейке для передней панели мастер рассказывает отдельно. Её он печатает на плёнке (судя по полоскам, принтер при этом использовался струйный), а затем, предварительно слегка отшлифовав металлическую панель, приклеивает наклейку к ней.

    Далее мастер раскрывает тайну двух входов у смесителя: оказывается, это один дифференциальный вход, как у ОУ. Мастер пробует подключать к самоделке различные датчики ультразвука: и преобразователи от старого дальномера (подойдут и аналогичные от современного), и трёхвыводный пьезоизлучатель, и звукоизлучатель от старой телефонной трубки, и обычный электретный микрофон (так вот для чего наружу выведено через резистор питание), и планирует в дальнейшем попробовать применить пьезоизлучатель высоких частот от многополосной акустической системы с кроссовером (низко- и среднечастотные головки там - динамические, высокочастотная - пьезоэлектрическая). Чтобы подавать при необходимости фантомное питание на контакт B, мастер устанавливает съёмную перемычку, соединяющую контакты A и B между собой. При этом на вход сместителя постоянное напряжение не попадёт благодаря конденсатору. Ниже показаны некоторые виды применённых мастером датчиков.

    А это - схемы их подключения к четырём контактам на принципиальной схеме:

    Так выглядит готовый обнаружитель летучих мышей:

    При помощи прибора мастер успешно нашёл в своём грузовике утечку воздуха - она свистит на ультразвуке. Излучается ультразвук (наряду со слышимым звуком) и если просто потереть друг о друга две монеты. Ещё мастер отыскал у себя старый пульт от телевизора, излучающий не инфракрасные лучи, а ультразвук, который тоже удалось обнаружить. Ну а летучие мыши... в общем, во дворе дома мастера они есть.

    Мастер предлагает попробовать, наоборот, переносить аналогичным способом фрагмент звукового спектра в диапазон, который слышат летучие мыши. Получится ли сказать им что-нибудь такое, на что они отреагируют, быть может, выдрессировать их, научить выполнять команды, подобно собакам? Покажет только опыт.

    Источник (Source)

    Акустический отпугиватель алкашей, наркоманов, воришек и прочих нежелательных «гостей»

    Док-станция - посредник между PSP и меломаном

    10
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    8.8
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    8.8
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    1 комментарий
    R555
    Отличная самоделка Автора. Отличная работа Журналиста, написавшего статью об этой самоделке ! good Здорово придумано, применить принцип прямого преобразования сигнала для обнаружения летучих мышей по их сигналам. Предложена оригинальная идея "поговорить" с летающими мышками путём переноса спектра голоса в спектр их слуха. Эта идея не бредовая. Когда - то у меня был не застеклённый балкон. И я разводил там цветочки. Когда поливал из после захода Солнца из лейки с пульверизатором, обратил внимание, что летучие мыши начинают летать очень близко, прямо через балкон. Быстро догадался (опыт работы с ультразвуком богатый), что пульверизатор при разбрызгивании, издаёт и ультразвук. Стал прикалываться вечерами и ночами, шипел пульверизатором, вызывая мышек. Прилетали стаями... xaxa
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии