В гостях у Самоделкина! » С сайтов » Спец » И снова - электронная свеча, моделирующая поведение настоящей

И снова - электронная свеча, моделирующая поведение настоящей

Я уже переводил статью об электронной свече FLIRT, моделирующей поведение настоящей. А автор Instructables под ником DIY_YID изготовил ещё одну аналогичную самоделку, работающую по несколько отличающемуся алгоритму. Выполнена она на микросхеме CD4013 (К561ТМ2), из двух триггеров которой задействован только один. Зажечь свечу можно, поднеся источник ИК-лучей (зажигалку, пульт ДУ), а погасить - задув. Вот её схема:

Фотодиод и нагрузочный резистор образуют делитель напряжения. При попадании на фотодиод ИК-лучей его сопротивление уменьшается, отчего уменьшается и напряжение в средней точке делителя. Усиленный и инвертированный транзисторным каскадом, чувствительность которого регулируется подстроечным резистором, сигнал поступает на вход S триггера, который переключается. На выходе Q триггера появляется логическая единица, и открывается транзисторный ключ, управляющий светодиодом. Сам светодиод может быть с циклической сменой цветов (как у мастера), имитирующий свечу, мигающий или обычный - какой вам нравится.

Электретный микрофон называется так, поскольку он содержит электрет - материал, остающийся наэлектризованным постоянно. Чтобы его получить, диэлектрик расплавляют, помещают в электрическое поле, дают остыть и затвердеть, и лишь затем снимают поле. Но это не означает, что при помощи конденсатора с таким диэлектриком можно обойти закон сохранения энергии - она будет вырабатываться лишь при перемещении электрета или одной из обкладок, что и происходит в таком микрофоне. Благодаря электрету, микрофону не требуется поляризующее напряжение, но зато требуется напряжение питания встроенного транзисторного каскада. Раньше внутрь микрофона помещали и нагрузочный резистор этого каскада, современный же микрофон требует внешнего резистора. В точке соединения резистора и микрофона присутствуют два напряжения: постоянное и переменное. Конденсатор пропускает лишь первое из них, и оно попадает на двухкаскадный усилитель. На базу первого транзистора усилителя не подано напряжение смещения, чтобы он работал в режиме, который ближе к ключевому, чем к линейному: усиливать приходится сильное шипение, а не речь, требуется не разборчивость, а чёткая реакция именно на шипение и безразличие к более тихим звукам. Если подуть на микрофон, усиленный сигнал поступает на вход R триггера, он переключается в противоположное положение, единица на выходе Q исчезает, и транзисторный ключ, управляющий светодиодом, закрывается.

Печатную плату мастер не изготавливал, а приобрёл вместе с остальными компонентами готовую в виде конструктора в китайском интернет-магазине Monday Kids. Вы при повторении можете воспользоваться макетной платой типа perfboard, либо воссоздать печатную плату по схеме или фотографиям. Сначала мастер впаивает в плату резисторы, руководствуясь цветовой маркировкой либо измеряя их сопротивление:

После впаивания и откусывания выводов с противоположной стороны платы получается так:

Затем мастер впаивает конденсаторы, для удобства на схеме и плате указаны не их ёмкости, а сразу сокращённые цифровые обозначения. Все конденсаторы - керамические, а значит, неполярные.

Наступает очередь транзисторов, они двух видов: 9012 - структуры PNP, 9013 - NPN.

Затем мастер впаивает фотодиод и светодиод, оба компонента - полярные, вывод большей длины соответствует аноду.

Мастер впаивает микрофон, который из-за встроенного транзистора также является полярным компонентом, при неправильной полярности резко падает чувствительность.

И наконец, мастер впаивает микросхему, её необходимо правильно расположить:

Если вы повторяете конструкцию на макетной плате, нужно ещё соединить компоненты между собой по схеме. Но у мастера плата печатная, можно сразу после впайки всех компонентов, соблюдая полярность, подать напряжение питания порядка 5 В. После этого получившуюся электронную свечу можно многократно зажигать, воздействуя на фотодиод ИК-лучами от зажигалки или пульта ДУ, и гасить, подув на микрофон. Запараллелив сразу много светодиодов, можно установить конструкцию на торт, задуть их все разом будет проще, чем столько же настоящих свечей. Но следует избегать контакта припоя с тортом, придумав для прибора какой-нибудь корпус.

Источник

Карта мира из мха, с подсветкой городов

10
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
10
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
10
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 10 из 10 (голосов: 2 / История оценок)

Добавить комментарий

3 комментария
  1. Korolev
    моделирующей поведение настоящей ... Зажечь свечу можно, поднеся источник ИК-лучей (зажигалку, пульт ДУ), а погасить - задув
    Моя бабушка слюнявила пальцы и гасила фитиль! smile
  2. Иван_Похмельев
    Не будем обращать внимание на странноватый каскад на Q4 и обозначение не номиналов, а маркировки на конденсаторах, потому что в схеме есть две грубые ошибки: включение R4 и не подключённые входы второго триггера.
  3. Гость Александр
    Цитата: Иван_Похмельев

    Полностью согласен... схему разрабатывал умелец самоучка не имеющий опыта работы с 561ТМ2 - при висячих входах она с ума сойдет...да и нагрузка в 1 кОм тоже не для нее

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту