Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Блоки питания » Лабораторный блок питания с регулировкой по высокой стороне

    Лабораторный блок питания с регулировкой по высокой стороне

    Приветствую, Самоделкины!
    В этой статье мы рассмотрим процесс самостоятельного изготовления регулируемого блока питания, но не с двумя степенями понижения, а с одной. Автором данной самоделки является Роман (YouTube канал «Open Frime TV»).

    Практически все лабораторные блоки питания представляют из себя следующее:

    Т.е. сначала установлен простой блок питания, который понижает сетевое напряжение до определенного уровня, а уже следом за ним установлен dc-dc преобразователь, который уже производит непосредственную регулировку тока и напряжения. Но почему бы не сделать регулировку прямо по высокой стороне? Такое решение позволит уменьшить размеры устройства и значительно увеличить КПД. Но с этим не все так просто. В процессе построения данной самоделки автор столкнулся с множеством проблем. И забегая вперед стоит отметить, что удалось побороть почти все возникшие проблемы, осталась лишь одна, хоть незначительная, но все-таки проблема. Однако обо всем по порядку.

    Для данного проекта автор изготовил печатную плату методом ЛУТ, а это означает, что самостоятельно повторить проект сможет практически любой желающий. Итак, а теперь с самого начала. Сама идеи достаточно простая. Требовалось сделать достойный лабораторный блок питания с минимальным количеством деталей.

    В результате в голове автора родилась незамысловатая схема и с первого взгляда вроде бы все должно работать. Для испытаний была нарисована и изготовлена печатная плата. Итак, блок стартовал, но при попытке уменьшить напряжение появлялся ужасный писк и происходил перегрев транзисторов.

    Так как автору было не понятно почему такое происходит, поэтому он установил щуп осциллографа на затвор транзистора и увидел вот такую картину:

    На поиск причины данной проблемы автор потратил почти месяц, но в конце концов нашел решение на просторах интернета. Проблема крылась в накопленной энергии трансформатора гальванической развязки. Решений было несколько. Тут можно дополнительно нагрузить обмотки ТГР, или сделать другую схему управления. Был выбран второй вариант. Схему подкинул участник форума радиолюбителей под ником «Телекот».

    И после изготовления очередной платы все завелось.

    Импульсы красивые, нагрев практически полностью отсутствует. Снаппер по первичке справляется отлично, хотя немного греется. И как уже говорилось выше появилась проблема, которую до конца побороть так и не удалось. Проблема заключается в следующем: присутствует писк на низком напряжении. Все дело в том, что когда на выходе установлено напряжение от 0,6 до 2,5В управляющим импульсам просто некуда уменьшаться и микросхема начинает их пропускать, следовательно, понижается частота и в результате мы начинаем слышать как работает блок.

    По сути в этом нет ничего страшного, при таком заполнении насытиться сердечник вряд ли сможет. Но давайте все же попробуем решить данную проблему. Итак, какие тут возможны варианты? Самый простой способ - это установить резистор в нагрузку, но так как у нас же регулируемый блок питания, поэтому при напряжении в 30В может просто напросто перегореть.

    Второе решение - уменьшить количество витков дросселя, таким образом он будет меньше накапливать энергии и, следовательно, импульсы должны возрасти.

    Автор предпочел остановиться на втором варианте, но это так называемый «костыль». Есть еще один вариант решения данной проблемы и он гораздо лучше.

    Решение это называется динамическая нагрузка, она позволяет задать один и тот же ток потребление при низком и высоком напряжении. Но автор решил в очередной раз не переделывать плату, поэтому в данном случае использовал второй вариант решения возникшей проблемы.
    Конечная схема выглядит вот так:

    Тут у нас в прямоугольнике дежурка, ее можете сделать любую.

    Автор решил использовать дежурку из своего недавнего проекта, так как она простая и надежная.
    На дежурке не будем задерживаться, давайте перейдём к основной схеме.

    Как видите деталей здесь не так уж и много, а функционал полноценного блока питания. Принцип работы довольно прост. Дежурка дает питание для tl494, она начинает формировать импульсы, которые поступают на ТГР.

    ТГР в свою очередь гальванически отвязывает низкую сторону от высокой. Импульсы с ТГРа поступают на затворы транзисторов в противофазе.

    Ну а далее стандартная схема полумоста.

    Как видите принцип работы довольно простой. Следующим шагом будет изготовление печатной платы.

    На плате предусмотрено управление кулером по температуре, но можно переделать плату, и сделать так, чтобы кулер вращался постоянно, и сюда поставить динамическую нагрузку, это уже на ваш выбор.

    Плата получилась вот такая:

    Теперь ее необходимо запаять. Когда все элементы на своих местах, приступаем к намоточным работам. Начнем, пожалуй, с дросселей. Входной дроссель защищает сеть от шума, который издает непосредственно сам блок питания. Мотать его будем на ферритовом кольце проницаемостью 2000, диаметр кольца составляет 22мм. Мотаем 2 по 10 витков проводом 0,5мм.

    Далее выходной дроссель. Вначале было намотано около 15 витков миллиметрового провода сложенного вдвое на кольце из порошкового железа, но в итоге их пришлось снизить до 7, в результате чего писк почти полностью пропал.

    Следующим шагом изготовим ТГР. Для этого автор использовал вот такой каркас и Е-образный сердечник Е16, но с таким же успехом можно намотать и на кольце.

    Сердечник изготовлен из феррита с проницаемостью 2000-2200. Производим необходимые расчеты при помощи программы Старичка.

    Входное напряжение нам известно, а на выходе хотим получить 12-15В. Схему управления выбираем мост, так как к обмотке будет приложено все напряжение, а не половина как в полу мосте.
    Для улучшения магнитной связи первичную обмотку необходимо разделить на две части. Половина в самом низу, а половина поверх вторичной обмотке.

    Непосредственно вторичку мотаем в 2 провода рядом, это позволит избежать перекоса напряжений. Также одной из проблем в данном случае является фазировка. Необходимо четко распределить начало и конец обмоток в соответствии с точками на плате.

    Теперь осталось намотать основной трансформатор. Изначально расчет был произведен на напряжение 36В, но писк был уже до 5В, поэтому пришлось перемотать трансформатор на 30В выходного напряжения плюс запас для стабилизации.

    В намотке трансформатора нет ничего сложного. Так же делим первичку на две части, а вторичку между ними. При этом стараемся мотать виток к витку по возможности избегая нахлестов, таким образом мы повышаем добротность трансформатора. Не забываем при этом изолировать обмотки с помощью специальной ленты.

    С намоткой покончено, запаиваем получившиеся изделия на плату и наш самодельный лабораторный блок питания полностью готов.

    Теперь настало время тестов. Подключаем мультиметр к выводам блока питания и начинаем регулировать напряжение.

    Как видим, с этим никаких проблем нет, все отлично. Теперь давайте подключим нагрузку. В качестве нагрузки выступит лампа накаливания на 36В мощностью 100Вт.

    Как видите прогон по всему диапазону напряжений прошел успешно, блок справился на отлично. Теперь пробуем ограничить ток. Для этого необходимо вращать второй потенциометр и регулировка тока тоже работает исправно. Как было сказано выше в данном варианте платы установлен термоконтроль, давайте проверим его работу тоже. Для этого к плате подключаем кулер и начинаем нагревать наш термистор с помощью фена.

    Как видим, при достижении определенной температуры кулер включается и начинает вращаться при этом происходит охлаждение платы. Подводя итоги можно сказать, что данный блок не идеален, и его лучше использовать как зарядку или питание для неприхотливых схем, хотя в целом получилось неплохо. Благодарю за внимание. До новых встреч!

    Видеоролик автора:

    Источник (Source)

    Компактное зарядное устройство с магнитными фиксаторами для Li-Ion аккумуляторов

    Миниатюрное ЗУ для аккумулятора Canon NB-6L

    6.9
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7.6
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7.5
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    17 комментариев
    Marian Tkáč
    Prosím, prečo sa nemôže použiť hotový silový transformátor z ATX zdroja?

    Перевод со словацкого: Пожалуйста, почему вы не можете использовать готовый силовой трансформатор от источника ATX?
    Иван_Похмельев
    Да, на BD139 и диоде собрана динамическая нагрузка для выхода ИС.
    ino53
    Блин, а ведь верно, 8 и 11 ноги - это открытый выход коллекторы, не эммитеры threaten
    Иван_Похмельев
    Нормально там всё.;) Там получается мостовая схема: верхние плечи на BD139, а нижние - выходные транзисторы TL494.
    ino53
    Точно, Телекот лопухнулся...
    Гость Pavel
    У транзисторов раскачки ТГР куда - (минус) прикладывается? плюс видно, а минуса нет - соответственно и импульсов в ТГР нет
    Edvard_h
    В Лабораторных блоках питания нет дс-дс преобразователей, там используются линейные регуляторы, тяжелые трансформаторы и большие радиаторы.
    Homo
    Да я то в курсе. Только (по словам автора) это вроде как законченная конструкция, а не тема для размышлений и доработки, но как то несвязно материал выложен.
    ino53
    Схема дежурки - классика, см. учебник 2-го курса.
    ino53
    Для микросхемы не критично, она работоспособна от 7 до 41 В, но раз по схеме 24, то желательно дать не менее 18 В. В схеме дежурки по указанной ссылке нужно увеличить резистор 3,9к раза в полтора, и резистор 1к, который идет от плюса к оптрону - тоже, что бы не спалить его. Кстати, никто не запрещает поставить маленький трансформаторчик с выпрямителем, или изменить схему с АТХ на АТ (с самовозбуждением, вообще без дежурки, но это много изменений).
    ino53
    А с 12-й ноги TL-ки конденсатор на землю не нужен? (ИМХО)
    и правильно - снаббер.
    Иван_Похмельев
    Схема - дрянь? А почему - дрянь? Не могли бы пояснить?
    Гость Сергей
    Дежурка: что это такое? Схема дрянь, поищи что ни буть по лучше и почитай литературу.
    Homo
    Так "Дежурка" +12В или +24В?
    EandV
    В статье же указано, что она написана по видео с YouTube канала «Open Frime TV». Там автор в описании к видео дает ссылку на архив проекта со схемами и печатками:
    https://drive.google.com/file/d/1LATKzNZW7e-tBM679lcqji924WSRycNs/view
    Homo
    Заинтересовала конструкция, можно попробовать если печатную плату сбросите на почту.
    Гость Александр
    Хорошая вещь и сделана прекрасно . Печатку на мою почту можно?

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии