В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Как правильно залудить медное жало паяльника

Как правильно залудить медное жало паяльника

Здравствуйте, уважаемые читатели и самоделкины!
Конечно же, практически каждый из Вас весьма часто занимается пайкой. А для качественной пайки требуется содержать жало паяльника в хорошем состоянии.
В данной статье, автор YouTube канала «SAID MADE» расскажет Вам, как правильно заточить и залудить его.

Этот способ очень прост, и повторяется за несколько минут в домашних условиях.

Материалы.
— Припой, канифоль
— Наждачная бумага.

Инструменты, использованные автором.
— Паяльник
— Тиски, напильник, надфиль
— Медная мочалка.

Процесс изготовления.
Этот способ годится для обычных медных жал. Современные паяльники имеют жала со специальным покрытием, и служат гораздо дольше, переточке они не подлежат. Форма самого жала может быть различной, в зависимости от Ваших задач.

Обычное медное жало со временем "выгорает", а точнее растворяется в припое, и в нем образуется каверна. Так падает качество пайки.

Автор продемонстрирует технику диагональной заточки.

Это можно сделать вручную при помощи обычного напильника.

Однако лучше зафиксировать жало в тисках. Так можно получить гораздо более качественную поверхность.

После обработки напильником образуются весьма острые грани, с которых нужно снять небольшую фаску надфилем или наждачной бумагой.

Вот так выглядит заточенный кончик жала.

К лужению следует приступить сразу после заточки, иначе через несколько часов медная поверхность окислится, и обработку придется повторить заново.
Паяльник включается, и к кончику жала прикладывается припой.

Автор использует припой в виде трубочки с канифолью внутри. Если же вы пользуетесь канифолью и припоем по отдельности, то сначала следует расплавить канифоль.

При нагреве сначала расплавится канифоль, и покроет поверхность тонким слоем, а затем расплавится сам металл. На кончике необходимо сформировать каплю из припоя, и отключить паяльник до полного остывания.

Теперь можно включать паяльник, и пайка идет отлично.

После завершения работ следует очистить кончик жала медной мочалкой, и снова сформировать на нем капельку из припоя.

Благодарю автора за простой, но полезный способ лужения жала!
Всем хорошего настроения, удачи, и интересных идей!

Авторское видео можно найти здесь.
[media=https://www.youtube.com/watch?v=-FRYcjO23nE]

Источник

Простейший способ разметки секторов на трубе и кругляке

Фонарик, работающий от тепла руки (на элементах Пельтье)

Добавить комментарий

42 комментария
  1. Иван_Похмельев
    Ещё перед первым использованием жало надо отковать, при этом расход металла на обработку напильником снижается, жалу придаётся желаемая форма, а образовавшийся на поверхности наклёп снижает скорость окисления жала. Само жало перед установкой в паяльник следует обернуть фольгой: это улучшает тепловой контакт и не позволяет жалу спечься с нагревателем при длительной эксплуатации.
    Всё это относится традиционному типу паяльников, про современные - разговор другой.
    1. Хатуль Мадан
      Само жало перед установкой в паяльник следует обернуть фольгой:
      А мы его графитом натирали (то, что в сам паяльник вставляется). Теперь паяльник быстрее перегорает, чем требуется замена жала.
      1. Dmitrij
        Просто современные паяльники сильнее греются, дабы работать с более широким диапазоном припоев. Я свой через диммер включаю, ставлю сколько мне надо, так на всю жизнь хватит, а если на всю включать, тогда конечно...
        "Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."

        1. LeoBrynn Автор
          Мне вона паяло с Али приехало, с регулировкой от 180 до 420 градусей. Прекрасное изделие.
          Прагматик.
      2. PaCiFisT
        Можно ещё само новое жало, перед тем как вставлять в паяльник, натереть куском алюминиевой проволоки... Меньше обгорать будет, ну и легче извлечь будет при замене...
        1. Иван_Похмельев
          Можно и так, можно и, как написано выше, графитом (простым карандашом). У фольги преимущество в том, что можно устранить зазор между жалом и нагревателем.
    2. Валерий Федорович Жуков
      Это еже ли жало из хорошей меди (например -красной) тогда ДА, а если из братского К-я ,то хочешь жни ,а хочешь куй...................!
  2. Валерий
    А я новые паяльники всегда лудил без флюса. Раньше припой был в таких больших треугольных брусочках. Я включал паяльник и сразу (не ждать, пока нагреется!) сразу тёр жалом по припою, сильно прижимая. Тёр так всеми сторонами, пока паяльник прогревается до рабочей температуры. Всё! он весь равномерно залуживался. Везде, где я тёр.
    Але нови ностра алис!
  3. Dmitrij
    Я свой как первый раз залудил, больше не лудил, только чистил. Жало типа было с покрытием, но я его благополучно содрал и получилась железяка (или че там, не знаю).

    Тем не менее все работает отлично, для очистки жала я его окунаю или протираю флюсом, флюс у меня витражный. После такой процедуры блестит как у кота причендалы. А при правильно подобранной температуре и чистить ниче не надо.

    1. Хатуль Мадан
      и получилась железяка (или че там, не знаю).
      В том то и дело, что сейчас китаёзы делают жала паяльников скажем так- не из меди. Проблема с медным жалом заключается в том, что олово растворяет его. В результате на залуженном участке со временем вместо плоскости образуется "корыто", которое и приходится стачивать напильником и по новой лудить. Но это касается только меди.
      1. Dmitrij
        никогда в жизни такого не видел...)) видимо потому, что их регулярно все напильником шаманят. Ну буду знать

        1. Валерий
          Да что там той жизни-то у тебя!)))) Я вот, хоть и мало паяю, но ямку на жале ровнял!!! На сорокаваттнике. (Это мой самый первый! Году так в 82-м где-то купил. С деревянной ручкой и "бомбой" перед жалом.) Он у меня и сейчас есть. Только недавно зять подарил современный, с набором жал и регулировкой. Фирменный какой-то, не с Китая. А остальные - 40, 60 и 100 Ватт - все с СССР!!!
          Але нови ностра алис!
        2. R555
          Решил своё слово сказать по этому вопросу. Уж чего чего, а паяльников много перебывало в моих руках. Сейчас у меня, как основные, в работе используются три.

          По порядку. Как правильно подготовить и залудить жало паяльника. Я пока веду речь об обычном, медном жале.
          Если паяльник новый, включаете его в сеть. Жало сразу же слегка прижимаете к куску канифоли. По мере нагрева, жало будет погружаться в канифоль. Наберитесь терпения. Минут через 5 попробуйте жалом расплавить припой, желательно в виде проволоки. Жало начнёт облуживаться. Перемещайте припой вокруг жала, чтобы жало залудилось по всей окружности. По длине оптимально примерно на 10 миллиметров. Предупреждаю, делать эти операции надо быстро, иначе жало покроется нагаром и (или) плохо залудится. Тогда придётся остужать, зачищать напильником и всё по новой... xaxa
          Хорошо помогает при залуживании жала трение его о сосновую дощечку. Подумайте, почему, именно, сосновую.
          Кто не ошибается, тот не делает ничего.
        3. Хатуль Мадан
          Перемещайте припой вокруг жала, чтобы жало залудилось по всей окружности. По длине оптимально примерно на 10 миллиметров.
          А для чего? С какой целью лудить поверхности, в процессе пайки не участвующие? Это равносильно совету погружать кисть в краску на всю длину ворса.
        4. Валерий
          Делал так-же, поэтому озвучу свою точку зрения. Может, это только моё предубеждение, но так - "на дольше хватает". Залуженная зона со временем уменьшается. И именно "съёживается", потому как я никогда раньше не наблюдал, чтобы среди залуженного появилось "пятно".))))
          И по поводу "поверхности, в процессе пайки не участвующие".... Они достаточно часто участвуют в пайке. Вы, видимо, смотрите на пайку исключительно, как на способ пайки электрических компонентов?? Я же, например, использую паяльник для этого только процентах в 20-ти случаев!!! (Это про 40 Вт) А "шестидесятка" и "сотка" - эти почти никогда не используются для "резисторов-диодов.)))). В основном - что-то "механическое", к электричеству, если и относящееся, то косвенно)))). И вот, представьте себе, что Вам нужно запаять что-то массивное!!! Конечно-же, припой в бруске, а не в "проволочке". Но, даже, если в проволочке, и Вам нужно за один раз удержать на жале хотя-бы сантиметров двадцать этой самой проволочки. Т.е., нужна массивная капля, с треть кубического сантиметра размером. Как её удержать на самом торце??? А так - держу паяльник жалом наклонно вниз, тру припрем по жалу рядом с торцом. Припой плавится и не падает - стекает по залуженной области и образует массивную каплю на конце, диаметром чуть больше диаметра жала ( в стоваттнике это 10 мм!!!) Вот и набирается нужный объём.
          Але нови ностра алис!
        5. R555
          А это для того, уважаемый, Хатуль Мадан , чтобы 1 см конца жала не выгорал, не окислялся, был залужен, пока его передняя часть (кончик) будет разрушаться при работе.
          Кроме того, благодаря залудке этих 10, точнее 5 дополнительных миллиметров, этой частью можно спаивать, например, скрутки проводов. Здесь и температура выше и площадь контакта больше. Не надо будет по ходу работы включать другой паяльник, когда неожиданно xaxa выясняется, что помимо пайки ножки микросхемы, нужно спаять 2 провода ШВВП 0,75.

          А как Вы пишете, зачем всю кисть макать, когда красишь, так я её всю и не макаю, только пальцы xaxa
          Кто не ошибается, тот не делает ничего.
        6. Иван_Похмельев
          Я пока веду речь об обычном, медном жале.
          Если паяльник новый, включаете его в сеть.

          Если паяльник традиционной старой конструкции, то все эти действия надо делать на открытом воздухе, например, на балконе или во дворе.
        7. R555
          Да, Иван_Похмельев , Вы правильно добавили, а то я забыл акцентировать, что первое включение "традиционного"
          нового паяльника надо производить на открытом воздухе или под вытяжкой. Лак или что-то такое выгорает долго и не только вонь жуткая, но и, надо полагать, вред здоровью. На заводе-изготовителе, ясное дело, перед выпуском новенький паяльник никто включать не будет. Там не идиоты, чтобы он потерял товарный вид и, извиняюсь, вонял. Прозванивают, конечно, на целостность спирали и шнура. Иногда. xaxa
          Кто не ошибается, тот не делает ничего.
        8. Dmitrij
          да, моя сотка тоже здорово дымила, аж немного перепугало, оставил на улице, вывонялся. Если там асбест, то газы эти ядовитые...

        9. Валерий
          Лак или что-то такое выгорает долго

          Выгорают технологические нити, которыми перевязывают слои спирали/диэлектрика при изготовлении, до помещения в корпус.
          Але нови ностра алис!
        10. Korolev
          Валерий
          Выгорают технологические нити
          А я думал защитная смазка, по запаху вроде как машинным маслом отдаёт, или нет?
        11. R555
          А я думал лак, которым слои слюды проклеивают. Я когда разбирал сгоревшие паяльники, на не сгоревших участках видел. Короче, лак это, технологические нити или защитная смазка, всё равно, но дымарь и вонизм сильный при первом включении нового паяльника. А на улице включать, значит удлинитель разматывать, а если зима мороз, паяльник, наверное, не прогреется толком. Тогда на кухне, под вытяжкой, правда жена или подруга могут выгнать xaxa Лично я как приспособился. Либо на работе новые паяльники запускал, либо у своих клиентов. А когда спрашивали, чё за дела, зачем дымишь, я невозмутимо отвечал. Паяльник сгорел, работать нечем. Вот новый ввожу в эксплуатацию. xaxa Для вас же стараюсь. И все сразу затыкались. А кто мастеру посмеет возразить.
          Кто не ошибается, тот не делает ничего.
        12. Валерий
          В соседнем городке был комбинат электротехнических изделий, на котором делали паяльники. Мой отец там работал в котельной. (У меня до сих пор на многих напильниках набиты деревянные "конические" рукоятки от паяльников)))))
          Как-то мне нужен был нихром для чего-то. Спросил отца. Он мне принёс штук пять готовых "нагревательных катушек" для паяльников. Они были связаны поверху "шёлковыми" нитями. (Помните паяльники с нагревательной "бомбочкой"? Вот там их и делали. В одном цеху мотали нихром со слюдой, связывали это всё "шёлковыми" нитками. В другом уже ставили их в корпус и припаивали провода. Сейчас, при нынешнем развитии логистики и, соответственно, при нынешнем уровне узкой спецификации производств, эти "цеха" могут быть в разных странах)))).
          Уже будучи взрослым, как-то купил паяльник. Это тоже был СССР, а потому, с паяльником не было красивой упаковки (она-то как раз была корявая из "вторкартона"), а была зато подробнейшая инструкция с указанием характеристик, указаний по эксплуатации и технике безопасности, ну и треугольным штампом ОТК)))). (Тоже косо отпечатанная офсетным способом на газетной бумаге)))). И вот там жирным шрифтом было выделено: "Внимание!!! Первое включение проводить в хорошо проветриваемом помещении! При первом включении образуется большое количество дыма из за выгорания технологических крепёжных нитей!". Вот тогда я вспомнил, как выглядят эти нити на валявшихся долго по дому нагревательных катушках... Потому и запомнил.
          Але нови ностра алис!
        13. Валерий
          Совсем недавно видел в магазине чету "ботаников", которые с возбужденим и криками хотели вернуть купленный паяльник и требовали жалобную книгу! На основании того, что "он им чуть дом не спалил!!! Они его включили в розетку, а из него ДЫМ ПОВАЛИЛ!!! Всю комнату задымил! Дышать нечем было! Выдёргивать из розетки побоялись (он же неисправен!!))))), поэтому обесточили автомат и так избежали пожара!" ))))))
          И, главное, жену с собой взял.... Для поддержки... ))))) Она громче его верещала....
          ...Интересно... А зачем таким паяльник???
          Але нови ностра алис!
        14. Eig
          Паяльник был на 24В постоянного напряжения? xaxa
        15. Korolev
          Валерий
          И, главное, жену с собой взял ... Интересно... А зачем таким паяльник???
          Для ролевых игр!!! xaxa
        16. Валерий
          Я тоже люблю ролевые игры с женой!!! Чтобы она - типа, уборщица, а я - типа сплю! )))))
          .... А зачем для этого паяльник? ))))
          Але нови ностра алис!
        17. R555
          А ещё я выполняю следующую процедуру, когда покупаю очередной паяльник. Или мне его дарят. А дарят, часто б/у.
          Раз был случай. Знакомая разошлась с мужем, точнее выкинула его из дома. Сказала, пил, гулял, заловила его... xaxa
          Ну и от него остались кое-какие вещички. Мне подарила некоторые инструменты, ты же мастер, тебе пригодятся. А я ей раньше много разной радио аппаратуры ремонтировал, на её фирме тоже. Так вот, в числе прочего, там был паяльник в отличном состоянии, хоть и не новый. Мужик им, судя по всему, раза 3 всего пользовался.

          Ну да ладно. Я вот о чём. Беру мультиметр, ставлю на измерение сопротивления. На предел 2 М. Проверяю сопротивление изоляции между каждым из выводов сетевой вилки и корпусом паяльника и его жалом. Повторяю, корпус и жало могут между собой не соединяться, поэтому проверять отдельно. Комбинаций много, не считал, но у меня на такую проверку уходит секунд 40. Руками за измеряемые цепи не держусь, чтобы не внести утечку. Во всех случаях мультиметр должен показать бесконечность (утечка на корпус и жало отсутствует).

          Эту процедуру я провожу сперва с холодным паяльником. Затем разогреваю его до максимальной температуры и повторяю.

          Если и в этом случае утечка не обнаружена, тогда спокойно работаю этим паяльником.

          Тоже самое я делаю после заточки жала или его замены.

          Нудно. да? Но нужно, поверьте.

          Пример.
          Лет 15 назад собирал одну очень серьёзную самоделку. Решил применить в ней редкие по тем временам двух затворные высокочастотные полевые транзисторы (принесли с одного завода несколько штук). Ножки транзисторов замотаны проволочками, статики боятся.
          Ну, надел я антистатический браслет, подключил к заземлению и стал впаивать транзисторы. Проволочки не сматываю, всё по технологии. Уже в предвкушении, как включу изделие, настрою, и будем с другом, что эти транзисторы принёс, обмывать drinks Включил - схема мертва. Ни один из каскадов, где стоят эти полевики не работает. Все прошило.

          Стали разбираться. Долго разбирались. Выяснили. Оказывается, у моего паяльника была утечка на жало. Корпус паяльника я заземлил, но это не спасло, жало-то оказалось не заземлённым! А браслет не помог потому, что я надел правильный браслет, с высокоомным резистором в цепи заземления. А с не правильным (без резистора) и меня бы укокошило вместе с полевиками, ну или шарахнуло бы конкретно.

          Надеюсь, все поняли важность процедуры, о которой я написал. И сразу скажу. Если вы думаете что можно проверить проще, индикатором фазы, то ошибаетесь. boss
          Кто не ошибается, тот не делает ничего.
        18. R555
          Добавлю, почему проверка утечки (а то и прямого попадания) сетевого напряжения на корпус и жало паяльника, со всеми вытекающими последствиями, при помощи индикатора фазы бесполезна, иногда может ввести в заблуждение.

          Дело в том, что большинство паяльников (я веду речь о паяльниках с непосредственным питанием от сети 220 В), имеют приличную ёмкость между нагревательным элементом и корпусом паяльника. Особенно это присуще паяльникам "традиционного" типа, с многовитковой обмоткой из высокоомной проволоки. И когда мы прикасаемся к корпусу индикатором фазы, обычно он светится. Создаётся впечатление, что на корпусе ФАЗА! А её там нет. Это за счёт ёмкости.

          Но, другой случай. Действительно, корпус паяльника имеет контакт с сетью! ОПАСНО! Мы прикасаемся индикатором фазы к корпусу и он...засветился? Не обязательно xaxa Просто у нас вилка оказалась воткнутой в розетку таким образом, что на корпусе получился ноль. А когда в другой раз сядете паять и вилку воткнёте наоборот, вот тогда, ну поняли. Без индикатора фазы узнаете xaxa

          Ладно, больше не буду пугать. У меня фобии нет на этот счёт. Просто говорю, я всегда новые и неизвестного происхождения паяльники проверяю мультиметром по методике, о которой я написал чуть раньше. И после заточки жала или его смены, особенно это касается паяльников, которые уже работали длительное время. Потому как, после таких манипуляций возможно нарушение внутренней изоляции. А потом работаю ими спокойненько. И каждый день НЕ проверяю, разумеется.

          Паяйте на здоровье и в своё удовольствие!
          Кто не ошибается, тот не делает ничего.
        19. Иван_Похмельев
          Контроль сопротивления изоляции - дело хорошее, особенно, если его делать не тестером, а мегомметром. Но всё, что с полевиками, да и вообще с радиодеталями, паяю, как правило, только низковольтными паяльниками с разделительным трансформатором. А паяльники на 230 В - для малоответственных, грубых или не подверженных воздействию электричества работ.
        20. LeoBrynn Автор
          Ага, небось еще и жало потом роялем протираешь? drinks
          Прагматик.
        21. Korolev
          LeoBrynn
          Ага, небось еще и жало потом роялем протираешь?
          Ага, исключительно тонким слоем! xaxa
        22. Korolev
          R555
          Проволочки не сматываю, всё по технологии
          Даже хорошо разогретый паяльник из сети выдёргивал, пока в заземлённую сковородку с солевым раствором не погрузил - пробивались! yes
        23. LeoBrynn Автор
          Раз был случай. Знакомая разошлась с мужем, точнее выкинула его из дома. Сказала, пил, гулял, заловила его...

          Дай ка угадаю, к чему тут будет паяльник! А точнее куда! xaxa
          Прагматик.
  4. Хатуль Мадан
    Не спорю, всё дело в привычке, и я действительно использую паяльник в основном для радиокомпонентов. Именно по этому я и провёл аналогию с кистью и краской- мне так легче контролировать количество припоя на кончике жала паяльника. А вот когда оно облужено по кругу даже на пять миллиметров неизвестно, сколько припоя с него стечёт, можно такую "соплю"повесить, что убрать будет сложно, особенно при плотном монтаже.
    Паяльников у меня тоже много (хороших и разных) начиная от 25 Вт, есть даже стоваттный "топор" с шириной жала 60 мм, и у всех облужены только скосы. Повторюсь- всё дело в привычке.
    1. Валерий
      Я для радиокомпонентов использую новый. С "пикой", которую лудить не надо и нельзя. Для проводов - сорокаватку ту советскую. А остальные - для "механики" ... Тоже есть "топор", только он у меня 300 Ватт. (Я его "за паяльник не считаю"))))). Один раз пользовался - в качестве припоя оловянную старую ложку расплавил)))) Тогда восстанавливал очень старую керосиновую лампу.) Есть (от деда, как раритет) и "топорик" не электрический. Который для паяльной лампы. Есть ещё газовых два. Они на Али копейки стоят. Я купил один и потерял жало (оно там съёмное. Без него это - просто "струйная горелка". Купил второй. Пока он пришёл, нашлось жало от первого.))))). Но в них, конечно, тоже не медное.
      Але нови ностра алис!
  5. Vlad
    ...не ожидал често говоря столько RE... На сие простое повествование...Даже весело стало...Напомнио немного кулинарию **КАК ПРАВИЛЬНО СВАРИТЬ БОРЩ...**...Разумеется каждая умелая ( и неумелая.. тож..) хозяйка варит по своему...Так вот и с этим жалом... ПАЯЛЬНИК ВАМ В РУКИ))))
  6. Гость Валерий
    После того, как жало паяльника обточил напильником, до получения ровной поверхности и формы, беру деревянный брусок, включаю паяльник на нагрев, на брусок - кусочек канифоли и начинаю зачищенным жалом растирать его, через некоторое время касаюсь припоя и еще некоторое время продолжаю процедуру ... "втирания". Припой ровно ложится по всей зачищенной поверхности жала паяльника...)
  7. Гость Вячеслав
    Я мже писал, что жало можно защитить от обгорания надев на него стальную трубку. Раньше, при историческом материализме, их можно было купить в "Детском мире", но я использовал тормозную трубку от "жигулей", у неё внешний диаметр 5 мм, а внутренний 4. Пробовал завернуть в фольгу, но при нагреве и окислении, медь образует слишком толстый слой окалины, которая может не только заклинить жало в арматуре паяла, но и порвать нихром нагревателя. Усилие такое, что иногда рвёт даже тормозную трубку, но при вменяемой длине жала, обычно стачивается раньше жало чем рвётся трубка. Мой первый опыт разорванной трубки, после трёх лет, практически непрерывной работы. Если посчитать точнее это примерно 5000 часов непрерывной работы.
  8. Николай Иванович
    Вот на фото автора паяльник точь - в точь, который я купил в 1984 году. И он работает до сих пор - менял жало пару тройку раз. Там такой баланс температуры, то точить приходится редко. Один раз я его забыл выключить и уехал на неделю в Москву. Ничего с ним не случилось, и не очень обгорело. И никакого микроконтроллерного управления.
  9. Helg
    Классика из спту: заточка, канифоль и растирание припоя на любой деревяшке. Облуживание получается ровненьким и красивым
  10. Азат Махмудович
    Для поддержания жала в рабочем состоянии, периодически чищу о кусок не грубой шкурки, приклеенной (на липучке) к подставке. Жало всегда чистое.

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту