В гостях у Самоделкина! » Электроника » Многостабильный триггер, он же - радиокнопка

Многостабильный триггер, он же - радиокнопка

Применяя в оформлении различных интерфейсов так называемые радиокнопки - виртуальные переключатели с зависимой фиксацией - современные программисты редко задумываются о том, почему они так называются. Всё дело в том, где их реальные механические прототипы нашли применение первыми - в радиолах. Нажимаешь на одну клавишу - та, что была нажата перед этим, возвращается в исходное положение. Затем такие переключатели - большие, как в тех же радиолах, и маленькие, как в серии П2К - начали находить применение в автомобильных радиоприёмниках, переносных кассетных магнитофонах, трёхпрограммных приёмниках, телевизорах и другой аппаратуре. А в напольных вентиляторах их можно встретить до сих пор.

Транзисторы, а затем и микросхемы дали возможность изготавливать электронные аналоги переключателей с зависимой фиксацией. Они получили название многостабильных триггеров. Специализированные микросхемы, например, К04КП020, позволяют реализовывать их с минимальным количеством внешних элементов. Вполне возможно, что и у вас когда-то был, а то и до сих пор есть телевизор с переключателем именно на этой микросхеме.

Когда в вычислительной технике начали получать распространение графические интерфейсы (GUI), возникла необходимость реализовывать в них виртуальные аналоги таких переключателей. В их названии программисты решили увековечить их первоначальное предназначение, вот и назвали - radio buttons. Например, на языке HTML они реализованы так.

Если вам для какой-нибудь самоделки, скажем, селектора входов усилителя, понадобится многостабильный триггер, брать для него какую-либо специализированную микросхему несколько неспортивно. Автор Instrictables под ником throbscottle реализовал такое устройство на микросхеме общего применения - 74HC174 (КР1564ТМ9), содержащей шесть обычных D-триггеров.

Всё, что нужно для объединения этих триггеров в один многостабильный - диодное "ИЛИ" и RC-цепочка, обеспечивающая сброс при включении. А чтобы устройство могло управляться кнопками, мастер добавляет конденсаторы подавления дребезга контактов и подтягивающие резисторы. У него получается такая схема:

Чтобы управлять от устройства нагрузками, скажем, обмотками реле в селекторе входов усилителя, нужно добавить транзисторные ключи, например, такие, как показано ниже. Можно выполнить ключи и на биполярных транзисторах, тогда нужны резисторы, ограничивающие ток базы. Параллельно обмоткам следует подключить диоды в обратной полярности (не показаны, как и сами обмотки). А при подключении к выходам светодиодов резистор для них требуется всего один, поскольку при любом состоянии многостабильного триггера включён всего один светодиод. В схеме включения микросхемы К04КП020 сделано так же.

Работу устройства мастер моделирует в программе Logisim. Получается такой файл, расширение которого после скачивания и перед открыванием в этой программе следует сменить с unknown на circ. Убедившись по результатам моделирования, что схема составлена правильно, мастер собирает её обмоточным проводом на макетной плате типа breadboard. Поскольку он применяет микросхему в корпусе SOIC, её выводы он отгибает через один. Так удобнее их паять. Резиновые ножки на обратной стороне платы не дают ей перемещаться по столу при нажатиях кнопок, а благодаря толкателям нажимать их удобнее. Возможно применение и самодельных толкателей.

И наконец, мастер проверяет готовую конструкцию в действии:

Перед реализацией того же алгоритма на Arduino аппаратный многостабильный триггер имеет следующее преимущество: в нём нет тактового генератора, который "молотит" непрерывно и может создавать помехи, весьма нежелательные при применении в аппаратуре достаточно высокого класса.

Источник

Каким будет бейдж для конференции Hackaday в 2019 году, и как изготовить себе такой же

Электронная шпаргалка своими руками

10
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
10
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
10
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 10 из 10 (голосов: 1 / История оценок)

Добавить комментарий

2 комментария
  1. Иван_Похмельев
    Не указано напряжение питания. Слишком большая постоянная времени на тактовом входе, затягивающая фронт нарастания в десятки раз больше допустимого.
    1. Гость Лёха
      Как выразился автор не спортивно это. Не спортивно теперь у ардуиноэлектронщиков пользоваться травлением платы, не спортивно в скопированной схеме из за бугра указать напряжение питания и предусмотреть защиту выходных ключей от пробоя. Вдруг очередной гений придумает в качестве нагрузки электродвигатели использовать

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту