В гостях у Самоделкина! » Электроника » Стильные часы на ТТЛ-микросхемах

Стильные часы на ТТЛ-микросхемах

Часы на ТТЛ-микросхемах, построенные автором Instructables под ником AndrewMarshall, выполнены в стиле, очень отдалённо напоминающем опытный экземпляр компьютера Apple 1. Для большего сходства можно покрыть фанеру тёмным лаком, сделать верхнюю стенку наклонной, а синие светодиоды исключить, потому что тогда их не было. Но и в текущем виде получилось весьма стильно.

Схему часов мастер составляет без учёта источника импульсов с частотой в 1 Гц. Он может быть каким угодно: и на Digispark, и на тех же ТТЛ-микросхемах, и из платы от стрелочного будильника, и на микросхеме К176ИЕ12, и с делением промышленной частоты на 50 с развязкой трансформатором или оптопарой, и ещё каким-нибудь. Некоторые из таких источников потребуют преобразователя уровня.

На вертикальной плате типа perfboard, придающей дополнительное сходство с опытным экземпляром Apple 1 (нет, криво вырезанного названия в этот раз не будет), мастер располагает дешифраторы, гасящие резисторы и индикаторы. Этот фрагмент схемы он показывает отдельно:

Всё остальное мастер располагает на трёх breadboard'ах, вот так:

Переводчик первый раз видит такую самоделку, в которой платы типа perfboard и breadboard применяются одновременно:

А это - дополнительное подтверждение того, что электроника и деревообработка - хобби, отлично дополняющие друг друга, и владеть и тем и другим очень полезно. Такой у мастера получается корпус для часов:

Мастер приклеивает к дну силиконовые ножки, подойдут и любые другие не царапающие стол:

Располагает в корпусе breadboard'ы, а perfboard устанавливает вертикально:

При помощи шпилек или болтов добавляет лист оргстекла, параллельный perfboard'у, где располагает органы управления:

Помещает на место переднюю стенку из оргстекла, после чего приклеивает верхнюю крышку, которую зажимает струбциной. Стоп, а вот так делать не надо! Вдруг потребуется что-нибудь починить. Лучше закрепить верхнюю крышку саморезами - тогда она будет съёмной.

И вот настала пора включить питание часов, а вместе с ней - и синюю подсветку. А поскольку не было во времена Шекспира сигарет "Друг" Apple 1 синих светодиодов, можно вообразить, что это - свечение Вавилова-Черенкова. Так романтичнее!

Такие у мастера получились интересные часы на стыке техники и скульптуры.

Источник

Электронный календарь на восьми КМОП-микросхемах

6.7
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
5.3
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
3
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

21 комментарий
Валерий
У меня был наш брестский "Байт". Тоже с кассетником. Я даже умудрился на нём "бухгалтерию" вести, когда "на валюте стоял")))). Сам программу даже писал на бейсике.)))))
Але нови ностра алис!
R555
Раз уж заговорили про Z80, вспомнил, что в фирменном "Синклере" была специализированная микросхема, называлась ULA. Она формировала множество разных сигналов (для работы микросхем памяти, формирования видео сигнала и прочее). ULA по каким-то причинам была недоступна, хотя сам Z80 купить было можно. Так наши умельцы-самодельщики эту микросхему заменили сложной схемой на жёсткой логике. На микросхемах серий К155 и К176, К561. Потом стали ставить вместо К155 К555 (почти как мой ник R555, прим. R555 xaxa ), уменьшив потребление.
Кто не ошибается, тот не делает ничего.
ino53
Не смог я найти тогда этого сопроцессора, и к тому же появилась промышленная версия Синклера - Сантака, Байт, Балтик(?). Сын предпочитал Байт в сравнении с 286-й машиной, только 386, и, ес--но, 486 переубедили его в преимуществе Майкрософт.
R555
Ну да. РК-86 тоже собирали. Правда, игр на него почти не было. Припоминаю только "Питон". И очередь в него поиграть на работе xaxa
Кто не ошибается, тот не делает ничего.
Korolev
ino53
Мой последний был Пентагон-48
А мой первый РК-86! Ввод с кассетника - та ещё забава! yes
R555
А мой последний 128. У него, помимо легендарного процессора Z80, был отдельный музыкальный процессор, забыл, как его звали.

Я тогда неплохо поднялся на Синклерах. Работал в то время в институте лаборантом. Измерительные приборы почти любые в моём распоряжении, программатор ПЗУ, ультрафиолетовая лампа-стиралка...

Эти компы тогда собирали все, даже тупицы. Собирать-то собирали, а запустить не могли. Хотя платы двухсторонние с металлизацией переходов были заводского изготовления, залипух между дорожками и других дефектов было навалом. Чтобы разобраться с этим дерьмом, мало соображать, надо ещё осциллограф иметь, как минимум. Вот студенты мне и приносили свои собранные платы, я их запускал. Разумеется, деньги, детали и водку приносить не забывали. xaxa
Кто не ошибается, тот не делает ничего.
ino53
...к самодельному компу Синклер, помнишь эту эпидемию?...
Мой последний был Пентагон-48, со встроенным контроллером 5,25" флоппика.

Б...., 20 минут занимался онанизмом, пытался ролик вставить, ни...я не получается, пойду лучше водки тресну...
R555
Хорошо, ещё что он (автор) взял К155 а не К531, эти в керамическом корпусе так накалялись, что чуть не выпаивались из платы xaxa Жрали много, само собой.
А ещё была серия К500, если не путаю, ЭСЛ супер-пупер быстродействующая (по тем временам). Но жрала много и грелась.
Кто не ошибается, тот не делает ничего.
R555
Нет, это та xaxa Просто ты показал пустую макетку и на ней много свободного места. Я сразу не опознал. Вот та микруха.

164 ТМ2, рядом К176.... тоже 14 ножек. И спичечный коробок. При плотном монтаже можно запихнуть схему часов. Один мужик продавал на рынке частотомер действующий. собранный в спичечном коробке, без индикаторов, разумеется. Лично видел и в руках вертел. Лет 15 назад. А дешифраторы были 564 ИД... Это военная серия КМОП микросхем.

Кстати, эту платку, что я показал, придумал и собрал по молодости. Была встроена в джойстик к самодельному компу Синклер, помнишь эту эпидемию? Это генератор авто огня. Имитировал нажатие курка с недоступной геймеру скоростью. Всех злодеев в игре гасили с друзьями моментально drinks xaxa
Кто не ошибается, тот не делает ничего.
R555
Это не те. Минут через 20 покажу про какие я сказал.
Кто не ошибается, тот не делает ничего.
ino53
Цитата: R555
А ещё есть серия 164, экономичная, подобно К176 и миниатюрная. Правда, уметь надо распаивать планарные выводы ....

...зато все часы можно собрать в спичечном коробке, не читая индикаторы, кнопки и блок питания, конечно...

Да ну, вот макетка ТЭЗа, применявшегося в АСУВ "Маневр", ничего тут сверхминиатюрного нет..

R555
А ещё есть серия 164, экономичная, подобно К176 и миниатюрная. Правда, уметь надо распаивать планарные выводы xaxa Зато все часы можно собрать в спичечном коробке, не читая индикаторы, кнопки и блок питания, конечно.
Но меня до сих пор коробит, почему не сделан секундный генератор? Видно же на фото, что все счётчики работают, и время выставляется. Такое впечатление, что афтар проделал титаническую работу по изготовлению этих...не часами назвать нельзя. И тут его покинули силы. Спаять схему, состоящую из одной микросхемы, кварца, 1 резистора и 2 постоянных и 1 подстроечного конденсатора, он уже не смог.
Кто не ошибается, тот не делает ничего.
ino53
Цитата: Гость Саша
ТТЛ - энергоёмкая серия!

А есть еще и ТТЛШ...
Гость Саша
ТТЛ - энергоёмкая серия! Проще компактнее и функциональнее на 176 серии (ИЕ17, ИЕ13, 561ИД3 ...)
ino53
Гость Денис
...Повторит и не один человек...
Зачем, смысл? Из-за оформления? Да оно... Даже на псевдовинтаж не тянет...(С)
...Еще генератор на ИЕ5 сделать, а лучше... на ИЕ12 или ИЕ18, а то и на 145ИК1901, хлопот меньше.
R555
Насчёт стеклянного кварца на 100 кГц. Его ещё нужно где-то достать. У меня, например, есть один, но он не в стекле, а в пластмассовом корпусе, запечатанном сургучом. Выпуск 1965 года. Проще сделать секундный генератор на К176ИЕ5, как Вы предлагаете, используя так называемый часовой кварц на частоту 32 с копейками кГц. Этот кварц найти не проблема.
Кто не ошибается, тот не делает ничего.
Гость Денис
Повторит и не один человек. Еще генератор на ИЕ5 сделать, а лучше из стеклянного кварца на 100 кГц получить секунду.
Иван_Похмельев
Ничего не сказано про блок питания и конкретное исполнение секундного генератора. Всё остальное - типовая схема, но нечитаемая и с ошибками. Плюс к тому убогое исполнение. Даже на псевдовинтаж не тянет.
Nik.Starkin
Подключение индикаторов к дешифраторам нарисовано на двух схемах и на обеих - неправильно. Сами "схемы" при нажатии на значок лупы не увеличиваются, а уменьшаются.)) Впрочем, значения это не имеет, поскольку ни один человек в здравом уме и твердом рассудке воспроизводить это "чудо" не будет.
ino53
Линейка 155ИЕ2 в паре с 155ИД1, достаточно компактный вариант. Мои первые часы были, если не путаю, на 217 (?) серии, половинка триггера в корпусе, ИН-ки круглые, частота сети делилась до 1 Гц, потребление по 5 В чуть не ампер, в корпус логометра чуть влезло все.
Пардон, здесь же не газоразрядные индикаторы (фу, не комильфо!), матрицы какие то...
И зачем на 3-м рис. справочный листок по буферным элементам?
Korolev
Как пристёгивается ремешок, браслет? xaxa

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту