Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Термостат для компьютерного вентилятора без микроконтроллера

    Термостат для компьютерного вентилятора без микроконтроллера

    Автор Instructables под ником Eriobis пользуется игровой консолью PlayStation (какой модели, не указывает) не по прямому назначению, а в качестве источника сигнала в аудиосистеме. Например, при помощи имеющегося в ней браузера можно слушать стриминговые сервисы и интернет-радиостанции. Это непрактично, так как даже в таком режиме консоль потребляет значительную мощность и нагревается. Заставить её меньше "жрать" какой-либо самоделкой невозможно, проще заменить на планшет, там тоже есть браузер. А вот охладить можно - обычным компьютерным вентилятором. Чтобы он не "молотил" непрерывно на полной мощности, можно применять какой-либо термостат. Ртутные сразу отпадают по понятной причине, остаются контактные и электронные. Из контактных подойдёт, например, YCE-TNO-00-60, ему всё равно, какой вентилятор коммутировать, с компьютерным он тоже справится. Но он коммутирует вентилятор резко, что может мешать слушать музыку. Ну а электронный термостат интереснее взять не готовый, а собранный своими руками.

    Я уже переводил статью об одном таком устройстве, которое устроено достаточно сложно: микроконтроллер, дисплей, плавное регулирование оборотов вентилятора ШИМом. Оно подойдёт тем, кого не устраивает нагрев транзистора, управляющего вентилятором. Если же с этом недостатком смириться, можно применить к термостату KISS-принцип и повторить вслед за мастером такую схему:

    Как обидно бывает, когда из двух компараторов или ОУ в микросхеме один не используется. С микросхемой TL081 обидно не будет - ОУ (который мастер ошибочно названо компаратором) в ней всего один. У первого делителя напряжения, подключённого к неинвертирующему входу ОУ, верхнее звено - NTC-термистор. Переставив звенья местами, можно приспособить схему к PTC-термистору. У второго делителя, подключённого к инвертирующему входу ОУ, нижнее звено - подстроечный резистор. К выходу ОУ подключён усилитель постоянного тока на одном транзисторе, который и управляет вентилятором. Двигатель вентилятора - с электронной коммутацией обмоток с синхронизацией от датчика Холла, потому и не нужен диод, включённый параллельно вентилятору в обратной полярности.

    Собрав схему на куске макетной платы типа perfboard, мастер подключает к устройству блок питания и вентилятор. Поскольку транзистор работает в линейном режиме, ему необходим теплоотвод.

    Проверив собранный термостат в действии, мастер размещает терморезистор так, чтобы он оперативно реагировал на нагрев консоли, а вентилятор - так, чтобы он эффективно её охлаждал. И настраивает термостат подстроечным резистором так, чтобы консоль не перегревалась, но вентилятор шумел не слишком громко.

    Предлагаемый термостат подойдёт и для компьютерного вентилятора, охлаждающего Raspberry Pi, усилитель или другое электронное устройство.

    Источник

    Многоканальная зарядка для Li-ion

    Оптопара с открытым оптическим каналом в 3D-печатном корпусе

    5
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    6
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    5.5
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    11 комментариев
    Korolev
    R555
    наверняка есть и на меньшие температуры
    KSD-301 температурный диапазон срабатывания 45°C – 180°C, сброса 35°C – 140°C, с шагом 3-5°C, в зависимости от исполнения. Допустимое отклонение температуры срабатывания ±5%, ±10%. Бывают с НО и НЗ контактами yes
    Korolev
    R555
    возможность точной настройки на нужную температуру
    Смотря что подразумевается под точностью! Строго говоря, для точной настройки на нужную температуру необходимо учитывать температуру окружающей среды! yes
    Иван_Похмельев
    Цитата: R555
    Достоинством данного устройства можно считать возможность точной настройки на нужную температуру.
    Если рассматривать его просто как абстрактный терморегулятор, то - да. В данном случае нужна не точное поддержание температуры, а всего лишь не превышение определённого значения.
    R555
    Небольшой недостаток заключается в том, что транзистор работает в линейном режиме, поэтому и требуется небольшой радиатор. Но, при необходимости, это легко устраняется добавлением цепи обратной связи, превращающей операционный усилитель в триггер Шмитта.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    R555
    Правильно такое термореле называется не KDS, а KSD.
    Как оно выглядит, как подключается и как работает, можно посмотреть здесь KSD 301
    Показано в действии реле на 110 *С, наверняка есть и на меньшие температуры. Обратите внимание, что оно на 250 В и 10 А, о чём я написал ранее. Разумеется, управлять вентилятором сможет легко.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    R555
    Гость Александр предлагает, на мой взгляд, самый простой (проще некуда) вариант с "низкотемпературным" термореле с биметаллическими пластинами и нормально разомкнутыми контактами.

    Я с этими штуками имел дело. Они используются в схеме авто подогрева кожухов уличных видеокамер. Причём, они рассчитаны на коммутацию напряжения не только 12 В постоянки, но и на 220 В переменки, с приличным током. И как правильно пишет Александр, у этих "таблеток" есть гистерезис, это важно, чтобы не щёлкали туда-сюда вблизи своей температуры срабатывания.

    Правда, те, которые стояли в камерах, имели температуру включения градусов, как бы не 20 по Цельсию. Может и путаю, пишу по памяти. А тут надо, чтобы вентилятор включался от градусов 40. Посмотрю данные, что сейчас можно найти из этих приборов.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    EandV
    Я обычно более простой схемой пользуюсь без операционников: термистор + полевик + подстроечник. Если нужно что-то более мощное включать/выключать ещё добавляю реле + защитный диод от самоиндукции.
    2Dem
    пользуется игровой консолью PlayStation (какой модели, не указывает) не по прямому назначению

    Как раз таки именно по прямому. А чтобы играть в игры, для этого есть Xbox;)))
    Гость Александр
    Зачем все усложнять? Можно поставить механический KDS с нормально разомкнутыми контактами , градусов на 60.Гистерезис к него примерно 15*С
    JMC
    А я вот тут на днях зарядное для автомобильного аккумулятора сваял, сейчас корпусом занимаюсь. Получается 130 х 100 х 65 ... а вентилятор нужен. Так мне что теперь? Размеры подгонять под компьютерный 120 мм.?
    Korolev
    В своё время, когда вентиляторы были маленькими и шумными, тоже экспериментировал с управлением по питанию, потом бросил. Современные компьютерные 120 мм 12 В вентиляторы практически бесшумны, а при питании от 9 В тем более. yes

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии
    Новые самоделки на почту