Первым делом решим такой вопрос: лезть в споры о "тёплом ламповом звуке" я не собираюсь, сейчас речь идёт о ГИТАРНОМ усилителе.
Давайте начнем немного с истории.
Использовать ламповую технику музыканты начали не потому, что это круто, а потому, что никакой другой не было, транзистор тогда ещё не придумали. Естественно для воспроизведения брали обычные бытовые/концертные усилители, предназначенные именно для воспроизведения музыки. Выкручивая на таких усилителях громкость на максимум быстро заметили эффект — усилитель искажал звук гитары, но дело в том, что эти искажения не портили звук, а наоборот, "украшали" его. Смекнув что к чему гитаристы пошли на хитрость — они подключали гитару в два усилителя последовательно, добиваясь ещё большего искажения звука. Производители электроники тоже долго не думали и начали производить усилители, для которых работа в режиме перегрузки являлась стандартной, так и родился первый гитарный эффект — овердрайв. Так вот все современные эффекты искажения гитарного сигнала, будь то транзисторная или цифровая схема, нацелены на имитацию именно того искажения, которое вносит в звук лампа, то есть сигнал многократно усиливается, а синусоида обрезается диодами. Конечно такие схемы получаются значительно меньше, дешевле и питать их можно от батарейки, но есть у них один существенный недостаток — отсутствие динамики. То есть, играя тихо или лупя по струнам что есть мощи уровень искажений остаётся почти одним и тем же, при ламповой схеме чем громче играешь — тем сильнее искажения. Таким образом от усилителя появляется как бы отдача, звук становиться куда вариативнее, партия звучит красивее и более "живо". В общем, объяснить это на словах трудно, попробуйте хоть раз поиграть в ламповый комбик и сразу поймёте, о чем я. Играть на транзисторе после этого желания уже не будет. Хотя справедливости ради стоит сказать, что во многом это зависит от стиля, для классической игры или какого нибудь фолка, в общем, там где нужен именно чистый звук гитары, не "клин" (англ. clean), а именно чистый, эта подгруженность будет как раз лишней. Как вариант можно использовать ламповый предусилитель и транзисторный оконечник, ничего плохого в этом не вижу, главное достигнуть эффекта "отдачи". В общем попрошу всех "аудиофилов" воздержаться от своих комментариев, так как к гитарным усилителям Ваши стандарты неприменимы.
Давайте начнем немного с истории.
Использовать ламповую технику музыканты начали не потому, что это круто, а потому, что никакой другой не было, транзистор тогда ещё не придумали. Естественно для воспроизведения брали обычные бытовые/концертные усилители, предназначенные именно для воспроизведения музыки. Выкручивая на таких усилителях громкость на максимум быстро заметили эффект — усилитель искажал звук гитары, но дело в том, что эти искажения не портили звук, а наоборот, "украшали" его. Смекнув что к чему гитаристы пошли на хитрость — они подключали гитару в два усилителя последовательно, добиваясь ещё большего искажения звука. Производители электроники тоже долго не думали и начали производить усилители, для которых работа в режиме перегрузки являлась стандартной, так и родился первый гитарный эффект — овердрайв. Так вот все современные эффекты искажения гитарного сигнала, будь то транзисторная или цифровая схема, нацелены на имитацию именно того искажения, которое вносит в звук лампа, то есть сигнал многократно усиливается, а синусоида обрезается диодами. Конечно такие схемы получаются значительно меньше, дешевле и питать их можно от батарейки, но есть у них один существенный недостаток — отсутствие динамики. То есть, играя тихо или лупя по струнам что есть мощи уровень искажений остаётся почти одним и тем же, при ламповой схеме чем громче играешь — тем сильнее искажения. Таким образом от усилителя появляется как бы отдача, звук становиться куда вариативнее, партия звучит красивее и более "живо". В общем, объяснить это на словах трудно, попробуйте хоть раз поиграть в ламповый комбик и сразу поймёте, о чем я. Играть на транзисторе после этого желания уже не будет. Хотя справедливости ради стоит сказать, что во многом это зависит от стиля, для классической игры или какого нибудь фолка, в общем, там где нужен именно чистый звук гитары, не "клин" (англ. clean), а именно чистый, эта подгруженность будет как раз лишней. Как вариант можно использовать ламповый предусилитель и транзисторный оконечник, ничего плохого в этом не вижу, главное достигнуть эффекта "отдачи". В общем попрошу всех "аудиофилов" воздержаться от своих комментариев, так как к гитарным усилителям Ваши стандарты неприменимы.
Немного о схеме
В данной статье рассмотрено изготовление усилителя March. По своей схемотехнике усилитель похож на не безызвестный Fender Champ, имея такую же выходную мощность. Основное отличие от "чампа" заключается в наличии ещё одной лампы в каскаде предусиления, фактически ещё одного каскада перегруза сигнала, что позволяет регулировать уровень перегруза сигнала на любой громкости (в чампе подгруженность появляется только на больших уровнях громкости). Предусилитель собран на двух 6Н9С, оконечник на 6П6С, выпрямление "труЪ", через кенотрон, в данном случае 5Ц4М, который можно заменить на 5Ц3С, 5Ц4С.
Усилитель оснащён двумя входами разной чувствительности и имеющие разный характер звучания:
Norm - слабое усиление с чистым звуком
Fat - сильное усиление с перегруженным звуком.
Регулятор "гейна" управляет входным усилением и соответственно перегрузом, в то время как регулятор громкости управляет усилением выходного каскада. Ручкой тона регулируется срез высоких частот. Переключатель "структура" меняет уровень усиления и характер звучания, что осуществляется изменением катодной обвязки обеих ламп предусилителя, однако при переключении он издает сильный щелчок в динамике, по этому при его использовании желательно выкручивать громкость в ноль. В качестве самого переключателя использован шести-позиционный галетный переключатель. Так же имеется тумблер анодного питания, что облегчает работу кенотрона во время прогрева ламп. Сзади усилителя расположились разъем питания, выход усилителя для подключения нагрузки 8 Ом, линейный выход и линейный вход. Линейный вход предназначен для подключения к усилителю каких либо внешних преампов, примочек и тому подобного, линейный выход для подключения выхода усилителя, к примеру, к линейному входу звуковой карты компьютера и записи. Линейный выход организован на вторичной обмотке выходного трансформатора, при этом сопротивлением R25 обеспечивается выходная нагрузка. Переусердствовать, однако, с использованием этого выхода не желательно, стоит воспринимать это лишь как опцию. Линейный выход имеет собственный регулятор громкости, а при использовании линейного входа из органов управления активен только регулятор громкости.
Первая лампа предусилителя работает в режиме сдвоенного триода. Входные гнезда управляют режимами работы: при подключении штекера к гнезду Norm подключается только один триод, к другому — оба. В качестве выходного трансформатора рекомендуется использовать ClassicTone 40-18030, собственно именно такой трансформатор и ставился в чампы. Однако найти такой сложно, а если и удастся — цена кусается. Как вариант автором предлагается использовать ТВЗ-1-9, перемотав его вторичную обмотку. От себя могу сказать, что трансформатор можно подобрать на разборках от старых ламповых радиол. Силовой трансформатор имеет обмотку анодного питания со средней точкой.
Монтаж
Монтаж схемы по классике жанра изготавливается навесным способом. Делать лучше всего это следующим образом. Распечатайте изображение платы с элементами в двух экземплярах, по необходимости подогнав ширину и высоту в графическом редакторе. Один экземпляр клеится на текстолит как шаблон для засверловки, второй будет использоваться для сверки при монтаже. Сделать контактные соединения (так называемый turret board) можно несколькими способами, автор предлагает такой: в качестве контактов используются медные гильзы EN6010, зафиксированные заклёпками 3х6мм.
В качестве альтернативы могу предложить следующие варианты. В магазине радиодеталей или на алиэкспресс покупаете пачку лепестковых контактов под гайку, и крепите их теми же заклёпками.


Вариант второй — покупаете 3 мм латунные люверсы в магазине обувной фурнитуры и устанавливаете их шариком от подшипника и молотком.
Перед монтажом желательно хорошо изучить схему. Провода для монтажа лучше использовать разноцветные, что бы ничего не перепутать. Проще всего купить несколько метров кабеля 5х0,75 и снять изоляцию, он доступен в любом строймагазине, но если есть возможность можно взять и по отдельности.
Так же не забывайте "заземлить" шасси, при чем этот контакт должен быть надежным. Подробные фотографии сборки Вы можете наблюдать ниже.
Общий вид платы.

Гнёзда входа, распайка первого каскада.

Распайка второго каскада усиления.

Распайка блока питания.

Выходы.

Панель выходной лампы.



Распайка галетного переключателя.


Шасси
Шасси изготовлено из 1 мм листовой стали и имеет размеры 320х160х50. Передняя и задняя фальшпанели изготовлены из алюминия, гравировка нанесена химическим способом по тому же принципу, по которому изготавливаются платы методом ЛУТ.
Корпус усилителя изготовлен по тому же принципу, по которому я делал свой портативный бас-гитарный комбоусилитель.
Заднюю крышку усилителя, в прочем, как и переднюю, желательно сделать сетчатой.
Демонстрацию работы усилителя можно посмотреть на видео ниже.
Список всех необходимых компонентов в формате TXT можно скачать тут:
А на этом всё, всем удачи в творчестве!
Источник (Source)
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.