Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Мощный FM передатчик на 1 ватт

    Мощный FM передатчик на 1 ватт

    Приветствую всех радиолюбителей!

    Кто же из нас хоть однажды не мечтал создать собственную радиостанцию и вещать свою музыку по ближайшему району? Уверен, таких людей большинство. И если с постройкой маломощных радиопередатчиков обычно проблем не возникает, то вот создать мощный - дело не такое тривиальное. Для этого необходимо не просто скопировать схему и собрать точь-в-точь, но и понимать некоторые принципы работы высокочастотных схем. В этой статье рассмотрим сборку относительно простого но достаточно мощного (1 ватт выходной мощности) радиопередатчика на частоту в диапазоне 80-108 МГц. Выходная мощность 1 ватт обеспечит уверенный приём в значительном радиусе действия, особенно на открытых территориях за городом. Итак, схема ниже.

    Схема имеет два аудиовхода, обозначенных как mic (микрофон) и CD (вход для проигрывателей дисков и прочей аудиоаппаратуры). Оба входа имеют свой независимый регулятор громкости - потенциометры R1 и R2 соответственно. При этом микрофонный вход также имеет незатейливый усилитель на транзисторе Т1, благодаря ему звук голоса при вещании не будет тихим. В общей точке резисторов R5 и R6 сигналы смешиваются и поступают на аудиовход непосредственного самого передатчика. Для упрощения можно подавать аудиосигнал в эту точку напрямую, например, с телефона или плеера, регулируя на них же громкость.

    Далее идёт задающий генератор, основу которого составляют катушка L1 и конденсаторы С12, С13. Именно от индуктивности этой катушки и ёмкости конденсаторов будет зависеть частота работы схемы, поэтому важно соблюсти все параметры намотки катушки. Катушка L1 состоит из 6 отдельных секций, в каждой по два витка медного провода на оправке 5 мм (рекомендую использовать сверло для намотки), длина каждой такой катушечки также 5 мм. Как выглядят катушки, можно увидеть на фотографии платы.

    Транзисторы Т2 и Т3 также являются часть задающего генератора, идеально сюда подойдут КТ368 с любой буквой (идеально, если в металлическом корпусе), либо импортные С9018, BF494. В намотке катушки L2 также нет ничего сложного, все намоточные данные будут указаны ниже. Конденсатор связи С21 - подстроечный, потребует после сборки для настройки передатчика на максимальную мощность излучения. Дроссель Н1 можно не ставить. Транзистор Т4 - одна из важнейший частей схемы, именно он обеспечивает выходную мощность в 1 ватт. Сюда идеально подойдёт импортный высокочастотный транзистор 2N4427, но его не всегда возможно достать, поэтому возможна замена на более распространённые отечественные, например КТ907.

    Элементы С25, L4, С26 образуют выходной П-фильтр, служит для подавления ненужных гармоник в выходном сигнале и согласования выхода передатчика с антенной. Несколько слов об антенне - незатейливый, но в это же время эффективный вариант - четверть волновой диполь. Два металлических штыря, смотрящие в разные стороны, один штырь подключён к выходу, второй к минусу. Обратите внимание, что включать передатчик без подключенный антенны нельзя, иначе Т4 станет быстро и сильно нагреваться. Для проверки работоспособности можно использовать хотя бы обычный кусок провода длиной 70-80 см, подключенный к выходу.

    Схема собирается на печатной плате, с учётом всех правил ВЧ монтажа. Выводы деталей должны быть максимально короткими, катушки ровными и аккуратными. Питание схемы 9-16 вольт, при этом источник питания должен быть способен отдавать ток как минимум 0,5 ампер.

    Мощный FM передатчик на 1 ватт

    После сборки устройства нужно настроить частоту передачи конденсатором С13, а так же с подключенный рабочей антенной настроить выходной П-фильтр на максимальную мощность излучения, для этого удобно пользоваться индикатором напряжённости поля (его тоже можно сделать самим). Часть схемы с транзистором Т5 служит для индикации работы передатчика и для визуального показания его выходной мощности, не является обязательной. Больше никаких особенностей схема не имеет, собирается довольно легко и работает стабильно, частота не плывёт.

    Список необходимых компонентов:

    Резисторы
    R1, R2 потенциометры 10 кОм
    R3 820 кОм
    R4 4,7 кОм
    R5, R6, R7, R19 220 Ом
    R8 1,5 кОм
    R9 15 кОм
    R10, R11 1 кОм
    R12 33 кОм
    R13, R14 56 Ом
    R15, R16 68 кОм
    R17 47 Ом
    R18 270 Ом
    R20 10 кОм

    Конденсаторы
    C1, C7, C16, C17, C19, C24, C29, C31 1 нФ
    C3, C4, C5, C8 10 мкФ электролитический
    C6, C18, C30 220 мкФ электролитический
    C9, C10, C20 10 нФ
    C11 22 пФ
    C12 47 пФ
    C13 22 пФ
    C14, C15 15 пФ
    C21, C25, C26 65 пФ
    C22 100 пФ
    C23 5.6 пФ
    C27, C28 2 пФ

    Катушки L1 6 витков, в 2 слоя, диаметр 5 мм, длина 5 мм
    Катушки L2 3 витка, диаметр 7 мм, длина 7 мм
    Катушки L4 6 витков, диаметр 5 мм, длина 10 мм

    Диоды
    D1 KV1310
    D2, D3 1N4148
    D4 обычный светодиод
    D5 1N4001

    Транзисторы
    T1, T5 BC548
    T2, T3 BF494
    T4 2N4427

    Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Светодиодный индикатор уровня звука

    Датчик влажности почвы своими руками

    6
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    5.6
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    5.4
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    11 комментариев
    Гость Роман
    В своё время брали автомобильный стереотрансмиттер.
    Выводили ВЧ с платы и цепляли к самодельному усилителю с антенной)))
    dimon-bidon Автор
    "у большинства не получится" - двое смотрели на стакан...
    R555
    R555,
    А сейчас, сетка частот, особенно в городах, на FM плотно забита радиостанциями, у меня, например, приёмники принимают штук 20 станций, специально не считал. И идут они чуть ли не одна за другой. Так что вписаться со своей частотой (тем более, явно нестабильной, в такой примитивной схеме) не получится. К тому же, мощность приличная (1 Вт, а этот передатчик её вполне выдаст, я же схему смотрел), забьёт своим срачем гармоник эфир. Выходной каскад работает в классе С, а один П-контур, это так, чисто согласование с антенной. Сильно он гармоники не подавит.

    ВЫВОД. Правильно сказал Иван_Похмельев. Не повторяйте. А я говорю. Не повторяйте, у большинства не получится, особенно без опыта изготовления подобных устройств и необходимых приборов. А у кого и получится, долго радоваться не придётся. Самый дешёвый мультиметр и паяльник, и те заберут. cray И штраф большой. Сейчас с этим строго.

    Я закончил. Делайте выводы. smoke
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    R555
    R555,
    Вещали мы в сёлах, райцентрах. Помех там было мало, высотных построек тоже почти не было. На телек можно было притять 1-2 государственных канала, не больше, да и то, на антенну с усилителем. Поэтому честных 15-20 Вт моего передатчика с антенной узкой диаграммы направленности, установленной на 3-5 этажном знании, хватало, чтобы обеспечивать уверенный приём ТВ метрового диапазона несколькими сёлами , расположенными в зоне видимости. А крутили мы фильмы, предвыборную рекламу кандидатов.

    К нашим каналам был большой интерес у телезрителей. Эротику в глухой деревне тогда посмотреть было проблематично, а колхозникам хотелось smile И всё шло отлично, деньги платили вперёд. Но кто-то из граждан строгих нравов стуканул куда следует. А мы показали всего-то, даже не порнуху, а эротику, к тому же после полуночи. Дети, по идее, спали. Ну подумаешь, девушка, совсем голая, купалась в бассейне... Что они там, баб голых не видели, что-ли в своём колхозе? tongue

    Короче, приехала комиссия из города (надзор в сфере радиочастот, точно не помню, как они тогда полностью назывались). Нас обвинили вовсе не в трансляции эротики, а мол нет лицензии на частоту, сертификата на передатчик и всё такое... Студию опечатали, видак, телевизор, микшерный пульт, передатчик и всё прочее. Но ничего не забрали, не конфисковали. Но это только потому, что "крыша" была серьёзная, в частности, администрация района.

    Но больше всего комиссия возмущалась тем, что мой передатчик размером, меньше чем ноутбук, вещает на 10-15 километров. Это невозможно, ты же собрал его "на коленках". Это должны разрабатывать в КБ, сертифицировать и тд. и тп.

    Самое смешное, этот передатчик мне потом вернули и нас не оштрафовали. Но это нас и тогда. А сейчас... Я скоро продолжу.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    R555
    R555,
    Так вот, в те годы был бардак с радиочастотами. Появлялись и пропадали новые радио и теле каналы, а также и проводное уличное радио (в этих проектах я тоже участвовал). Трансляция внутри торговых центров, рынков. Тоже принимал уч... Ладно, надо быть скромнее. xaxa И особо сильно не преследовали-как я уже сказал, заказчики были серьёзные, один из них теперь... boss Но, главное, тогда было много свободных частот. Аппаратуру я собирал качественную, на уровне, сравнимом с заводским. Помех на других частотах мои передатчики не создавали.

    В передатчиках был синтезатор частоты моей разработки, с кварцевыми резонаторами. Поэтому стабильность частоты была очень высокой. Выходные каскады работали в линейном режиме (плевал я на экономичность), зато гармоник минимум. А в ТВ передатчике класс С и не будет работать. И фильтрация гармоник не ограничивалась одним П-контуром, как у автора данной самоделки.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    R555
    Слушайте внимательно, что я скажу, как радиолюбитель с большим стажем. Изготавливал в своё время не только FM передатчики для частных радиостанций, причём, не как показанный здесь моно, а стерео и мощностью не 1 Вт, а до 20 Вт, хорошей фильтрацией гармоник и серьёзной антенной системой. Телевизионные тоже. Причём платили очень хорошо и "крыша" была серьёзная - депутаты, Минатом тогдашний, они-то и были заказчиками, спонсорами проекта. Никакой лицензии на частоту не было, ни каких сертификатов на эти мои разработки. Но это всё было в период так называемой "перестройки". Я продолжу...
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Гость дмитрий
    Главный вопрос в антенне,затем в ее согласовании! если ВЧ передатчик включить без нагрузки или не настроив ее-выходной транзистор сгорит сразу же! Второе,автор предложил антенну для горизонтальной поляризации,как раньше на аналоговом ТВ. На FM используется вертикальная поляризация и антенна нужна вертикальная (метелка).Так что проблем при повторении будет много,как и помех соседям по эфиру! Но если есть желание-надо пробовать,учиться на ошибках,спрашивать.....
    LeoBrynn
    Дауж. ВотЪ у китайцев. FM стерео-передатчик за 250 рэ. Еще и с экранчиком и аккумом сразу. help
    Прагматик.
    LeoBrynn
    Иван_Похмельев,
    с рядом крайне неприятных вопросов
    ... и конфискацией. punish
    Прагматик.
    Иван_Похмельев
    Выходная мощность 1 ватт обеспечит уверенный приём в значительном радиусе действия
    и визит инспектора Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с рядом крайне неприятных, но исключительно законных вопросов. ((
    GRANT
    Передатчик "Вероника". Необходимо прикрутить синтезатор частоты для стабильности.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии