Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Усилители » Простой транзисторный усилитель класса А

    Простой транзисторный усилитель класса А

    Здравствуйте, аудиофилы-самоделкины! (аудиофилы в хорошем смысле, конечно)

    Речь сегодня пойдёт о самом что ни на есть аудиофильском усилителе - класс А, всё-таки. Не хухры-мухры. Спроектирован он был ещё в прошлом веке, но и по сей день его собирают множество радиолюбитей, вот что значит по-настоящему удачная схема. Называется он "JLH 1969" - аббревиатура инициалов автора схемы и год создания. Конечно, база компонентов в те времена была совсем другой, но это не помешает нам собрать этот легендарный усилитель из того, что найдётся сейчас под рукой. Особенностью схемы является её работа в классе А с высоким током покоя выходного каскада. Это обеспечивает минимум нелинейных искажений в выходном сигнале, некую музыкальность, но зато схема потребляет значительный ток и требует для выходных транзисторов приличного размера радиаторов. Некоторые люди считают, что такая схемотехника является наиболее правильной и позволяет слушать музыку с максимальным качеством воспроизведения. Ниже представлена сама схема.

    Схема содержит всего 4 транзистора, из них VT3 и VT4 - выходные, должны обладать максимально близкими параметрами, для этого достаточно просто взять два транзистора из одной партии, отлично подойдут КТ805, 2SC5200, 2N3055, 2SC5198. При этом их коэффициент усиления должен быть как минимум 120. VT1 - маломощный входной PNP структуры, подойдут 2N3906, BC212, BC546, КТ361, а так же можно поэкспериментировать с различными германиевыми вариантами, благо их PNP структуры много. VT2 образует драйверный каскад, сюда нужно что-то чуть помощнее, например, КТ801, КТ630, КТ602, 2N697, BD139, 2SC5707, 2SD2165.

    Некоторые номиналы схемы, для пущей академичности, следует варьировать исходя из сопротивления нагрузки и напряжения питания. Напряжение может варьироваться от 12 до 40В, соответственно чем оно больше, тем больше будет выходная мощность, и тем сильнее будет греться оконечный каскад. Ниже представлена таблица для подбора номиналов.

    Несколько слов о настройке. Первым делом включать усилитель нужно без нагрузки и без подключенного источника сигнала. Включаем сперва на небольшом напряжении, контролируем ток покоя, он должен составлять 0,8 - 1,5А. Параллельно с этим замеряем напряжение в точке соединения VT3 и VT4 - оно должно быть равно половине напряжения питания. Если это не так, то подгоняем его максимально близко с помощью подстроечного резистора R2. Также на схеме можно увидеть нарисованную пунктиром цепь Цобеля - последовательно включенный резистор и конденсатор, они служат для подавления самовозбуждения. Резистор сопротивлением 10 Ом, конденсатор 100 нФ.

    Монтаж выполняется на печатной плате, обратите внимание, что она полностью залита землей вокруг дорожек, это способствует лучшей помехозащищённости и в какой-то степени защищает от самовозбуждения. Однако при пайке нужно быть максимально аккуратным, запросто можно случайно посадить "соплю" между земляным полигоном и дорожкой. Если усилитель не заработает с первого раза, рекомендую тщательно прозвонить всё на замыкание, ведь глазом волосинку-перемычку очень сложно увидеть. Удачной сборки!

    plata.zip [17 Kb] (скачиваний: 120)

    Источник (Source)

    Усилитель класса D на 20 ватт

    Усилитель на германиевых транзисторах

    7.7
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    6.3
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7.7
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    14 комментариев
    Валерий
    Цитата: Hambaker
    ino53,
    Специально для недоразвитых-автор усилителя Джон Линсли Худ. (JLH).

    Худ сделал этот усилитель специально для недоразвитых? )))
    ...Кстати... Раз Вы это знаете - значит, у Вас такой есть!!!... ))))))) А иначе, с чего бы Вам интересоваться этой темой?... Только с целью подбора спецоборудования.))))
    Але нови ностра алис!
    feonor12
    Цитата: Korolev
    кофе - среднего рода!

    Слышал такое. Если честно - печалит меня это. Вот эта вся чрезмерно навязанная толерантность, которая уже откровенно переходит в обратную дискриминацию...Ладно, не люблю об этом говорить, меня это расстраивает.
    Korolev
    feonor12,
    у нас это уже преподавали, в смысле стабилитрон = диод Зенера
    Да что там преподаватели, у нас министерва образины говорит, что кофе - среднего рода! xaxa
    Korolev
    ino53,
    Не нам чета
    Ну дык а то как же, Сэнсэй! Закон Ома знает! xaxa
    feonor12
    Korolev,
    Ну я помладше Вас и честно говоря у нас это уже преподавали, в смысле стабилитрон = диод Зенера. Но Ваше сравнение хорошее. Если имя этого человека не знали, что говорить о неком Джоне Худе, имя которого для рядового радиолюбителя вообще ничего не значит. А что говорить о тех, кто не увлекается электроникой тогда...
    Ладно, и так ясно что тут очередной "пуп мира" нарисовался.
    Korolev
    feonor12,
    То есть если человек не знает имени того или иного другого человека
    Ага, в своё время был очень удивлён, что обычный стабилитрон оказывается уже не стабилитрон, а диод Зенера!
    Название «зенеровский диод» (калька с английского zener diode, по имени первооткрывателя туннельного пробоя Кларенса Зенера), согласно ГОСТ 15133—77 «Приборы полупроводниковые. Термины и определения», в технической литературе не допустимо[7].
    ino53
    Иван_Похмельев,
    feonor12,
    Прочитайте его первый выс .. коммент,
    Цитата: Hambaker
    Всем страждущим до мосфетов сразу скажу,

    Цитата: Hambaker
    Закон Ома еще никто не отменял

    Цитата: Hambaker
    Учите теорию,господа усилителестроители!

    Не нам чета xaxa
    feonor12
    Hambaker,
    То есть если человек не знает имени того или иного другого человека - он сразу недоразвитый? Интересная у Вас логика. Глупая, но интересная. И советую завязывать грубить и оскорблять других участников, во первых - это запрещено правилами, во вторых - это не ютуб, тут это безнаказанно не проходит.
    Иван_Похмельев
    Цитата: Hambaker
    недоразвитых
    Hambaker, а Вы по всем вопросам всё знаете?
    Hambaker
    ino53,
    ino53
    feonor12,
    Цитата: Hambaker
    ХУДожественного
    от слова ХУДО (плохо).
    feonor12
    Иван_Похмельев,
    А я не понял анекдота...
    Иван_Похмельев
    ХУДожественного оформления.
    Хороший каламбурчик. good
    Hambaker
    Более продвинутая версия JLH-2005 с двуполярным питанием и регулировкой тока покоя.
    Двуполярное питание избавляет от конденсатора на выходе и повышает выходную мощность.
    Всем страждущим до мосфетов сразу скажу,что они в звуке хороши по КПД только в классе D.В линейных режимах без разницы,биполяр,мосфет или IGBT.Закон Ома еще никто не отменял.Если на любом транзисторе падает 10 Вольт при токе через него 2 Ампера,то на нём выделится 20 Ватт тепла (средний паяльник 25-40 Ватт).
    В классе А выходной ток усилителя не может превысить ток покоя.
    А JLH-2005 при своей простоте действительно звучит шикарно!Но жрёт,как слон и охлаждения требует грамотного и серьёзного.
    Есть собранных и налаженных пара каналов,только руки никак не дойдут до корпуса и ХУДожественного оформления.
    Всем удачи!

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии