Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Усилители » Усилитель на германиевых транзисторах

    Усилитель на германиевых транзисторах

    Доброго дня, товарищи самоделкины!

    Как известно, первые массово выпускавшиеся электронные полупроводниковые компоненты были основаны на химическом элементе германии, поэтому в шкафу у любого бывалого радиолюбителя наверняка найдётся хотя бы горсть известных МП42, МП41 и им подобных германиевых транзисторов. Позже, ближе к 70-м годам прошлого века промышленность перешла на выпуск кремниевых полупроводников, ведь кремний - распространённый и недорогой материал. Кроме удешевления производства, кремниевые полупроводники обладали рядом других преимуществ - имели более совершенные электрические характеристики, обладали большей температурной стабильностью. Это позволило создавать более надёжные и производительные электронные схемы.

    Сейчас германиевые полупроводники уже давно не выпускаются в промышленных масштабах, поэтому в ход идут в первую очередь оставшиеся с советских времён, благо советские заводы наштамповали их в огромных количествах. Но несколько десятков лет хранения не слишком хорошо отразились на транзисторах - многие из них даже будучи неиспользуемыми потеряли свою работоспособность, либо сильно деградировали. Поэтому перед использованием таких транзисторов обязательно нужно замерить им коэффициент усиления, он не должен быть равен нулю. Казалось бы, германий уже давно канул в лету, зачем его использовать, когда на дворе 21 век и изобретены и давно выпускаются качественные, доступные, недорогие кремниевые транзисторы и микросхемы? Каждый находит свой ответ на этот вопрос. Для кого-то важна аутентичность и антуражность использования технологий прошлого века, кто-то считает, что звук германиевых усилителей обладает своей неповторимой уникальностью, а кому-то просто нравится, как выглядят такие винтажные грибочки-транзисторы. Схема представлена ниже.

    Схема состоит всего из пяти транзисторов. Т2 и Т4 образуют оконечный каскад, они обеспечивают мощность на выходе около 2-3 ватт, Т2 и Т4 должны быть одинаковыми, не лишним будет также отобрать из по коэффициенту усиления. Такой мощности более чем достаточно для озвучивания целой комнаты "тёплым" германиевым звуком. Для воспроизведения стерео-музыки нужно собрать две штуки, по каждому усилителю на канал. Особое внимание стоит обратить на диод D1 - он тоже германиевый, задаёт ток покоя усилителя, но об этом более подробно будет в конце статьи, при настройке. Из особенностей схемы - она обладает достаточно низким входным сопротивлением, но это не должно быть помехой, так как современные устройства (компьютеры, плееры, телефоны) рассчитаны на подключение подобной нагрузки.

    Найти нужные германиевые транзисторы не всегда получается, поэтому схема допускает большой ряд вариаций. Ниже представлен список, какие транзисторы можно использовать.

    Т1 – МП39, МП14, МП41, МП42 (PNP)
    Т2, Т4 – П217, П213, П210, П605, ГТ403 (PNP)
    Т3 – МП38, МП35, МП36 (NPN)
    Т5 – МП39, МП14, МП41, МП42 (PNP)

    Особенно предпочтительно использовать Т2 и Т4 в больших массивных корпусах, потому как они при работе значительно нагреваются и могут потребовать радиатора. Кстати о нагреве - его германиевые полупроводники очень не любят, температура даже в 80 градусов может привести к их деградации, поэтому при пайке нужно быть особенно осторожным, чтоб не перегреть. В качестве D1 можно применить широко распространённые Д9, Д18, Д311 в любым буквенным индексом. Кстати, старые германиевые диоды и стеклянных корпусах также смотрятся весьма винтажно.

    Переходим к сборке. Схема выполняется на небольшой печатной плате, которая рассчитана на установку выходных транзисторов. Но если вы используете мощные с креплением на радиатор - их без проблем можно вывести на проводах. Плата травится, сверлится, залуживается, некоторые фотографии этого процесса представлены ниже.

    После этого запаиваем радиодетали. Сперва небольшие резисторы, затем массивные корпуса транзисторов. Хочу обратить внимание, что разные транзисторы из списка выше могут иметь разную распиновку, поэтому проверяйте посадочные места на плате, подойдут или нет, цоколёвка на плате подписана. Также нужно учитывать размеры корпусов - для особо крупных корпусов плату нужно будет чуть расширить.

    Когда все детали запаяны, припаиваем провода - пара для питания, пара для динамика, пара для аудиосигнала. Не забываем смыть с платы остатки флюса, они могут помешать нормальной работе схемы.

    Торопиться с подключением динамика не стоит, первым дело нужно замерить ток покоя усилителя без подачи аудиосигнала - он должен составлять около 30-50 мА. Слишком маленький ток приведёт к тому, что в звуке появятся слышимые искажения (так называемая ступенька), а при слишком большом токе покоя выходные транзисторы будут через чур сильно нагреваться. Увеличивать ток покоя можно подключая последовательно с диодом D1 дополнительные диоды. Напряжение питания схемы составляет 10-15В. Удачной сборки! Все вопросы, а также дополнения и уточнения жду в комментариях.

    plata.zip [12.92 Kb] (скачиваний: 82)

    Источник (Source)

    Простой транзисторный усилитель класса А

    Квадро-усилитель 4х50 ватт на микросхеме

    8.3
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    8
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    8.7
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    8 комментариев
    Гость Артур
    Нужен стабилизатор,а то стабильно работать данный усилитель не сможет
    ino53
    Насчет полярности С1 - что перед ним, РГ или пред. усилитель.
    Иван_Похмельев
    Какие 2-3 ватта на ГТ403 без радиаторов?
    Увеличивать ток покоя можно подключая последовательно с диодом D1 дополнительные диоды.
    Не диоды, а максимум один диод, и то, если убрать последовательный резистор. Но обычно ставили один диод, а подбирали резистор по компромиссу между током покоя и искажениями.
    Гость Станислав
    Сразу бросается в глаза, что на схеме нет переменных резисторов, значит жди хрепоты и нелинейных искажений на выходе.... (для любителя вытравленная плата нормальная, хотя ризографом можно было сделать получше....)
    Гость Юрий
    А динамик обязательно должен быть рваный ?
    dimon-bidon Автор
    ino53,
    Антуражненько
    Korolev
    ino53,
    Ну, у нас покруче...
    Точно, мой первый, в пятом классе!!! goodgood
    ino53
    Ну, у нас покруче...

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии