Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Датчик света (освещенности)

    Датчик света (освещенности)

    Доброго дня, господа самоделкины!

    Наверняка все вы слышали о фоторезисторах и фототранзисторах - это электронные компоненты, которые реагируют на падающий на них свет. Если они существуют, значит непременно нужно сделать что-то интересное с их использованием. Первое, что приходит в голову, это датчик, срабатывающий при изменении светового потока, использовать его можно будет где угодно. Первое, что приходит на ум - искусственное освещение, например, в теплице или курятнике. Достоинством такой системы будет её привязка к продолжительности реального светового дня. Схему датчика можно увидеть ниже.

    Она собирается на одном операционном усилителе и чем-то напоминает схему датчика влажности. R4 на схеме - тот самый фоторезистор, меняющий своё сопротивление в зависимости от интенсивности падающего на него светового потока. Здесь можно применить практически любые фоторезисторы, например, отечественные ФСД-1, СФ2-1, либо импортные VT93N1, GL5516. Ключевым параметром фоторезистора является его сопротивление в темноте, исходя из этого сопротивления мы будем подбирать номинал подстроечного резистора Р1. Например, если в темноте фоторезистор имеет сопротивление 500 кОм, то подстроечный резистор нужно взять примерно в 2 раза больше, то есть 1 МОм, это позволит наиболее точно подстраивать порог срабатывания прибора.

    Ещё одним параметром фоторезистора является его инертность, дело в том, что они меняют своё сопротивление не моментально. Например, если источник света резко убрать - то сопротивление сменится только спустя 0,5-1 секунды, особенно этим грешат отечественные фоторезисторы. В тех же системах искусственного освещения это нисколько не критично, но вот в быстродействующих устройствах может сыграть определённую роль. Хочу заметить, что использовать в этой схеме нужно именно фоторезисторы, потому как их друзья фототранзисторы обладают другим принципом работы и здесь работать не будут.

    Что делать, если нет возможности купить/достать/найти фоторезистор? Сделать его самостоятельно! Это более чем возможно, если под рукой есть парочка ненужных германиевых транзисторов в корпусах-грибочках. Да, всё именно так - из обычного транзистора получится фоторезистор. Достаточно спилить у него шляпку, оголив сам полупроводниковый кристалл. Вывод базы не понадобится - его можно откусить. Теперь ставим омметр между эмиттером и коллектором бывшего транзистора и смотрим, как будет меняться сопротивлением в зависимости от потока света, попадающего на кристалл. Если не получилось с первого раза и на свет реакции нет, то можно попробовать другой германиевый транзистор, тут уж как повезёт, ведь этот параметр для них никак не задокументирован :) Могу лишь сказать, что этот вариант абсолютно работоспособен и с успехом применяется. Ниже можно увидеть как раз-таки такой транзистор со спиленной шляпкой.

    Несколько слов о схеме. В ней можно применить практически любой одинарный операционный усилитель, по цоколёвку на печатную плату подойдут TL071, TL081. Подстроечный резистор для установки порога срабатывания Р1 можно установить на плату, но можно и вывести на проводах и поставить полноценный потенциометр с ручкой. Особенностью схемы является наличие резистора в обратной связи ОУ, на схеме он обозначен как R5. Его задача - задание гистерезиса срабатывания, это необходимо для того, чтобы при потоке света, близком к порогу срабатывания схема не дёргалась туда-сюда каждую секунду. Конденсатор С1 - фильтр по питанию, не лишним будет поставить параллельно с ним дополнительный электролит. Транзистор Т1 управляет нагрузкой, которая подключается к выводу OUT. Транзистор следует выбрать исходя из мощности нагрузки, если это просто одиночный светодиод, то без проблем подойдут BC547, 2N3904, КТ315, КТ3102, для более мощной нагрузки можно поставить КТ805, К819 и им подобные. В качестве нагрузки может выступать практически что угодно, начиная от светодиодов и светодиодных лент, заканчивая мощными и высоковольтными приборами, в этом случае к выходу OUT нужно подключить реле. Светодиод LED1 сигнализирует о состоянии датчика, включен и выключен.

    Схема собирается на печатной плате, изготовленной методом ЛУТ, фотографии процесса создания ниже. Плата рассчитана на установку фоторезистора ФСД-1.

    После сборки схема начинает работать сразу, достаточно лишь настроить порог подстроечным резистором. Не забывайте смыть остатки флюса и проверить подозрительные места на замыкание, если они есть. Готовую плату можно установить в корпус, а фоторезистор вывести на проводах. Успешной сборки! Все вопросы, дополнения, замечания пишите в комментарии к статье.

    plata.zip [6.74 Kb] (скачиваний: 6)

    Источник (Source)

    Устройство для защиты акустических систем

    Включение и выключение нагрузки одной кнопкой

    7
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии