Ничего не найдено :(

    Усилитель на КТ315

    Приветствую, товарищи-самоделкины!

    Думаю, среди нас нет людей, кто не знал бы о таком легендарном отечественном транзисторе - КТ315. Он настолько легендарный, что про него даже написали стихотворение:

    "Тебя создали для ВЧ,
    Паяли даже в УНЧ.
    Ты следил за напряжением в БП,
    И сам питался от ИП.
    Ты работал в ГВЧ и ГНЧ,
    Тебя сажали даже в УПЧ.
    Ты хороший генератор,
    Усилитель, коммутатор.
    Ты стоишь копейки,
    Но пришли на смену тебе микросхемки."

    Микросхемки хоть и пришли, но любимый КТ315 мы никогда не забудем. Да, по сегодняшним меркам он обладает далеко не самыми лучшими характеристиками, не самым удобным корпусом (кто паял эти ломкие ленточные выводы, тот поймёт), и уже давно в продаже есть более совершенные его аналоги, но КТ315 всё равно останется в наших сердцах. Строчка стихотворения гласит - "паяли даже в УНЧ", так вот по этому поводу предлагаю собрать простенький усилитель на трёх транзисторах КТ315. Конечно, КТ315 для таких целей подходит не самым лучшим образом, и мощность усилителя получится невелика. Зато при использовании с наушниками эта схема может быть вполне рабочим жизнеспособным вариантом.

    Усилитель на КТ315

    Для этой схемы лучше всего подойдут транзисторы с более высоким коэффициентом усиления, благо КТ315 выпускались с разными буквенными индексами и есть из чего выбрать. При этом два транзистора выходного каскада (VT2, VT3) должны иметь одинаковый буквенный индекс. Мощность схемы составляет всего лишь менее 1Вт. Динамики подойдут с сопротивлением 8-16 Ом, более низкоомные не подойдут по причине маломощности КТ315 - он попросту перегреется. Сигнал подаётся на вход схемы через разделительный конденсатор 1 мкФ, лучше всего взять неполярный керамический или плёночный.

    Несмотря на то, что схема уже морально устарела, она обладает неоспоримым преимуществом - детали для неё можно найти практически в любом старом советском электронном устройстве, благо кроме КТ315 никаких активных электронных компонентов схема не содержит. Ток потребления схемы составляет около 20 мА, в зависимости от напряжения питания. Диапазон напряжений питания составляет от 5 до 12В. При выборе напряжения питания следует ориентироваться на нагрев выходных транзисторов - если они ощутимо греются, следует уменьшить напряжение питания. При работе на наушники такой проблемы не возникнет и 9-12В питания будут самыми оптимальными.

    Для воспроизведения стерео-сигнала нужно собрать такую схему в двойном экземпляре, печатная плата, которая к этой статье прилагается, уже это предусматривает. Плата имеет размеры 50х40 мм и выполняется методом ЛУТ, подробные фотографии процесса смотрите ниже.

    При запаивании компонентов сперва нужно установить на плату мелкие резисторы, затем конденсаторы и транзисторы, в последнюю очередь припаять провода для подключения динамиков, питания и аудиосигнала (его можно взять хоть с компьютера, телефона или плеера). Обратите внимание, что выводы КТ315 довольно хрупкие и легко могут оторваться при неосторожной пайке.

    Правильно собранная схема начнёт работать сразу и непременно порадует вас звуком. Конечно, не стоит забыть, что КТ315 - не самый лучший выбор для построения усилителей, и эта схема больше подходит для тех, кто не может добыть ничего другого из радиодеталей (а особенно сейчас, во время самоизоляции это актуально :) ). Эту схему всегда можно усовершенствовать, поставив вместо КТ315 в выходной каскад пару более мощных транзисторов с креплением на радиатор, например, КТ805, КТ819 или аналогичные. Удачной сборки! Все вопросы, замечания, дополнения жду в комментариях.

    plata.zip [116.21 Kb] (скачиваний: 107)

    Источник (Source)

    Квадро-усилитель 4х50 ватт на микросхеме

    Портативный усилитель на TDA1517

    6.6
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7.4
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9.2
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    12 комментариев
    ino53
    Цитата: SAeMon
    Тут помимо вольтодобавки ещё и ООС, разве нет?

    Нет. ООС идет через R3, по сигналу и пост. напр., стабилизация рабочей точки. А вольтодобавка - это своего рода ПОС, в момент положительной полуволны сигнала добавляется напр. питания предоконечного каскада, что неплохо в плане увеличения неискаженной мощности. Правда, при отрицательной полуволне напр. питания предоконечного каскада уменьшается, но на выходной сигнал это не влияет .
    SAeMon
    ino53,
    Арматурный наушник, он же излучатель с уравновешенным якорем. Сложно объяснить вкратце, проще загуглить. В целом мембрана приводится в движение магнитным якорем в поле статичной катушки.

    Иван_Похмельев,
    Да, я тогда грешил на скачок при включении. Наушники 16 Ом вроде, мощность не вспомню уже, лет 6 прошло..
    Иван_Похмельев
    SAeMon, они сгорели сразу при включении, без подачи звукового сигнала? Какие были их параметры (мощность и сопротивление)?
    ino53

    SAeMon
    Вольтодобавку убрать было сложно?

    А "арматурный наушник" - это как?
    SAeMon
    Иван_Похмельев,
    Нет, динамики в смысле наушники, вместо них можно линейный вход. А "пара миллиампер" благополучно сожгла товарищу арматурный наушник. При этом схема работала в нормальном режиме, всё было исправно.
    ino53
    shishkin09,
    А-я-яй! Вот это да! Я свои первые часы собирал на микросхемах то ли 203, то ли 207 серии, не помню, половинки триггера. Так здесь покруче. pardon
    shishkin09
    Цитата: ino53
    shishkin09, На тебе!

    Спасибо! Теперь можно собирать калькулятор :)
    ino53
    Цитата: SAeMon
    Собирал несколько экземпляров по этой схеме, работают исправно на наушники, даже высокоомные неплохо раскачивает, но у него есть один существенный недостаток -

    Обычная, даже классическая вольтодобавка, для низковольтных схем.
    shishkin09, На тебе! smile
    smile
    Korolev
    непременно порадует вас звуком
    Звук не порадует качеством ...
    Иван_Похмельев
    SAeMon, не думаю, что пара миллиампер постоянного тока так уж критичны.
    И про использование в качестве предусилителя непонятно: если всё равно подключаете к нему динамики, то какой же это предусилитель? И если уж подключаете динамики, то что мешает в исходной схеме, без добавочных элементов, снимать с выхода усиленный сигнал? Да вообще, использовать этот УНЧ для усиления напряжения нецелесообразно.
    shishkin09
    Какие то буржуйские (зелёные) КТ-шки!, Мы привыкли к рыжим и жёлтым :)
    SAeMon
    Собирал несколько экземпляров по этой схеме, работают исправно на наушники, даже высокоомные неплохо раскачивает, но у него есть один существенный недостаток - через динамик идёт постоянный ток смещения, что для больших динамиков может и не так критично, зато для некоторых затычек может быть смертельно. Плюс попытка использовать его в роли предусилителя успехом не увенчалась, потому что выход не рассчитан на высокоомную нагрузку, каковой является линейный вход усилителя. Я решил эту проблему, замкнув выходы резисторами 100 Ом и подключив параллельно им динамики через конденсаторы 100+мкФ. Звук стал незначительно тише, зато решились все проблемы.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии