Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » FM радиоприёмник на TDA7021

    FM радиоприёмник на TDA7021

    Приветствую всех самоделкиных в этой статье!

    Сегодня речь пойдёт об очередном радиоприёмнике, на этот раз на микросхеме TDA7021. К её особенностям можно отнести то, что в обвязке не содержится никаких труднодоступных и редких компонентов, будто радиочастотные фильтры и подобные. Всего лишь несколько резисторов, горсть керамических конденсаторов, несколько катушечек и сама микросхема. Кстати, её полным аналогом является наша отечественная К174ХА34, но я рекомендую всё-таки использовать именно TDA7021, одна обладает более совершенными характеристиками и качеством звука. Также к радиоприёмнику добавим сразу же усилитель, для того, чтобы звук воспроизводился громко и мог озвучивать сразу несколько комнат или весь двор на даче. Итак, перейдём к схеме, она представлена ниже.

    Схему условно можно разделить на две части - слева находится сам радиоприёмник с крупно обозначенной микросхемой, а справа - усилитель музыкального сигнала, также на микросхеме TDA2003. Рассмотрим внимательнее часть с радиоприёмником. 12 вывод микросхемы через конденсатор подключается с "веточке" на схеме - не трудно догадаться, что это антенна. В качестве антенны в самом простейшем случае можно применить обычный кусок провода длиной 70-80 см, этого хватит в большинстве случаев. Если использование радиоприёмника предполагается в отдалённых районах, где радио плохо ловит, то имеет смысл изготовить специальную антенну четверть-волновой диполь, она изготавливается несложно, но зато имеет преимущество по чувствительности над обычным куском провода. Для её изготовления нужно два металлических прутка, каждый по 70-80 см. Они располагаются рядом друг с другом на одной линии вертикально, к одной подключается контакт самой антенны на схеме, а второй пруток идёт на землю схемы. С такой антенной качественный и хороший приём радиосигнала обеспечен.

    Также хочу обратить внимание на самую левую часть схемы, на неё виден варикап, обозначенный как КВ109. Варикап - это полупроводниковый прибор, представляющий собой диод и конденсатор в одном корпусе. Ёмкость в варикапе меняется путём изменения приложенного к нему напряжения, на этой схеме за это отвечает переменный резистор R2, равный 100 кОм, именно он отвечает за изменение частоты приёма схема, поэтому лучше всего применить многооборотный, чтобы проще было настроиться на любимую радиостанцию. Его номинал не критичен и может варьироваться от 10 кОм до 200 кОм, схема в любом случае будет прекрасно работать. Особое внимание также хочу обратить на катушки L1 и L2, они являются неотъемлемой частью схемы радиоприёмника и являются частотозадающими элементами, поэтому очень важно намотать катушки в точности с заданными параметрами:

    • Катушка L1: 8 витков провода диаметром 0.5 мм.

    Удобнее всего наматывать катушки на сверле, предварительно закрепив его в тисках. Толщину провода лучше всего взять в диапазоне 0,4-0,5 мм, но и с другой толщиной схема будет работать. Катушки должны быть намотаны аккуратно, виток к витку. После сборки схемы желательно залить катушки парафином или термоклеем, потому что любое касание или даже незначительное изменение параметров катушки L1 будет приводить к уходу частоты приёмника.

    С 14 вывода микросхемы снимается готовый аудиосигнал и через разделительный конденсатор С14 поступает на базу транзистора Т1, здесь можно применить любой маломощный NPN транзистор, предпочтение лучше отдать малошумящим. Прекрасно подойдут КТ315, КТ3102, BC547, 2N2222, 2N3904 и им подобные. Транзистор усиливает сигнал с аудиовыхода микросхемы и осуществляет согласование сопротивлений. С коллектора транзистора Т1 через разделительный конденсатор С15 можно снимать сигнал для подключения наушников, подойдут любые с сопротивлением 16 или больше Ом.

    Переменный резистор R6 нужен для регулировки громкости, ведь в дальнейшем аудиосигнал поступает на вход усилителя на TDA2003, благодаря этому на выход схемы напрямую можно подключать динамики или колонки. Переменный резистор R6 может иметь сопротивление в диапазоне 470 Ом - 20 кОм, желательно использовать с логарифмической характеристикой, многооборотный здесь уже ни к чему. Усилитель выбран именно TDA2003, потому как эта микросхема имеет несложную обвязку, обеспечивает приличную мощность на выходе 5-10Вт и питается от напряжения 9-12В. Однако для неё потребуется радиатор, так как в процессе работы она может значительно нагреться. К выходу OUT подключается динамик, его сопротивление может быть к пределах 4-16 Ом, мощность как минимум 5Вт.

    Вся схема, включая и радиоприёмник, и усилитель звука собирается на одной печатной плате, потенциометры настройки частоты и настройки громкости звука выводят с платы на проводах. Также на плату припаивается провод антенны. Обратите внимание, что последовательно с питание на схеме включен диод, он нужен для защиты схемы от переполюсовки. Микросхема радиоприёмника TDA7021 питается от своего отдельного стабилизатора L7805, на его выходе 5В при 12В на входе схемы. Если вы захотите собрать отдельно часть схемы с радиоприёмником, без усилителя, и использовать её только с наушниками, то можно убрать стабилизатор и просто подавать напряжение 5 вольт на плату.

    Печатная плата выполняется методом ЛУТ, фотографии процесса изготовления представлены ниже. Обратите внимание, что микросхема TDA7021 впаивается туда в планарном корпусе, поэтому нужно быть особенно внимательным при пайке и обязательно отмыть флюс из под микросхемы после сборки. Катушки на плату рекомендую запаивать к последнюю очередь, чтобы случайно не повредить их при запаивании рядом других деталей.

    Таким образом, получится отличный и полностью работоспособный радиоприёмник, представляющий собой законченное устройство. Осталось только установить эту плату в корпус, вывести два потенциометра регулировок, установив на них красивые ручки, вывести антенну (рекомендую использовать выдвижную телескопическую) и разъём для колонок. Либо же можно установить динамик прямо к корпус, а питание взять от аккумуляторов, благо плата потребляет не так много, в этом случае приёмник получится ещё и автономным. Удачной сборки! Все вопросы, дополнения, уточнения пишите в комментарии.

    plata.zip [182.47 Kb] (скачиваний: 47)

    Источник (Source)

    Стрелочный индикатор удара

    Стабильный радиожучок-передатчик

    10
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    Итоговая оценка: 10 из 10 (голосов: 1 / История оценок)

    Добавить комментарий

    5 комментариев
    dimon-bidon Автор
    ino53,
    Я обязательно научусь
    ino53
    Цитата: dimon-bidon
    Спасибо за уточнения :)

    Приходится помогать, если самому ...
    dimon-bidon Автор
    Спасибо за уточнения :)
    Иван_Похмельев
    справа - усилитель музыкального сигнала
    Жаль, что только музыкального.(( Новости уже не послушаешь. ;)
    Они располагаются рядом друг с другом на одной линии вертикально,
    Далеко не все радиостанции так называемого "диапазона FM" имеют вертикальную поляризацию.
    Итак, перейдём к схеме, она представлена ниже.
    А разрешение картинки выбрано низким для сохранения секретности схемы. Кстати, у автора схема нормально читаемая.
    лучше всего применить многооборотный, чтобы проще было настроиться на любимую радиостанцию.
    Это если делать с фиксированной настройкой. Автор почему-то так не считает и применил обычный переменник.
    намотать катушки в точности с заданными параметрами:
    Катушка L1: 8 витков провода диаметром 0.5 мм.
    Удобнее всего наматывать катушки на сверле,
    произвольного диаметра? Хоть 3 мм, хоть 15 мм. ))
    наматывать катушки на сверле, предварительно закрепив его в тисках
    Намотать 13 витков без тисков, конечно, никак не получится.))
    предпочтение лучше отдать малошумящим. Прекрасно подойдут КТ315, ...
    "Или трусы наденьте, или крестик снимите." ©Старый анекдот.
    С коллектора транзистора Т1 через разделительный конденсатор С15 можно снимать сигнал для подключения наушников,
    Номиналы обвязки T1 просматриваются приблизительно, но одно можно сказать уверенно: звук будет очень тихий и с обрезанными низкими частотами.
    Korolev
    Варикап - это полупроводниковый прибор, представляющий собой диод и конденсатор в одном корпусе
    nea
    Варикапэто полупроводниковый диод, который изменяет свою ёмкость пропорционально величине приложенного обратного напряжения
    yes
    С такой антенной качественный и хороший приём радиосигнала обеспечен
    Даже там, где его вообще никогда не было!!! xaxa

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии