Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Блоки питания » Лабораторный блок питания с защитой по току

    Лабораторный блок питания с защитой по току

    Доброго дня, радиолюбители-самоделкины!

    Никому не открою Америку, если скажу, что на рабочем столе любого уважающего себя радиолюбителя должен стоять полноценный лабораторный блок питания. В начале своего радиолюбительского пути я питал самодельные электронные самоделки от каких угодно бытовых блоков питания, даже от телефонных зарядок. Это мало того, что дико неудобно, так ещё и несколько раз приводило к фееричной пиротехнике - неправильно собранная схема давала КЗ, в итоге фонтан искр, сгоревшая схема и испорченное настроение. В один момент мне это надоело и я решил с нуля создать свой, полноценный и функциональный лабораторный блок питания в большом просторном корпусе, с лицевой панелью в духе лабораторных приборов прошлого века. Особенностью моего блока питания будет применение стрелочных индикаторов напряжения и тока. Казалось бы, они ещё давно отошли на второй план после появления цифровых, но практика показывает, что наблюдать показания вольтметра и амперметра куда удобнее и нагляднее на стрелочных головках. К тому же они смотрятся антуражно, в отличие от ширпотребских цифровых показометров. Блок питания должен отвечать следующим требованиям:

    • В первую очередь, иметь надёжную защиту по току с возможностью выбора значения максимального тока. Именно это свойств отличает лабораторные блоки питания от обычных бытовых
    • Также он должен давать возможность регулировать выходное напряжение в широких пределах, ведь разные электронные конструкция требуют разного напряжения питания. Диапазон регулировки напряжения будет составлять 1,25 - 24В
    • Максимальные ток, отдаваемый в нагрузки, должен быть не менее 5А. Это увеличивает универсальность устройства, от него можно будет запитать даже мощные самоделки
    • Отсутствие пульсаций на выходе, это очень актуально для питания чувствительных схем. Фильтрация пульсаций будет обеспечиваться большой ёмкостью конденсаторов по питанию и применением линейного регулятора напряжения, а не импульсного
    • Иметь хорошее охлаждение и большой радиатор для возможности долговременной работы на мощную нагрузку

    Далее рассмотрим подробно каждую составляю часть блока питания. Итак, первым делом идёт регулятор напряжения - буквально основа всего блока питания. Его схема представлена ниже.

    Регулятор напряжения построен на микросхеме LM338, данная микросхема является очень удачным линейным регулятором напряжения, представляет собой более мощный аналог известной LM317. Способна без проблем пропустить через себя ток в 5 ампер, и это при наличии запаса - ведь в характеристиках максимальный ток заявлен в 8А. Особенностью линейных регуляторов напряжения является то, что всё "неиспользуемое" напряжение они рассеивают на себе. Поэтому микросхема будет рассеивать на себе большое количество тепла, особенно когда напряжение на выходе маленькое, а ток большой (на микросхеме мощность придётся бОльшая, чем на саму нагрузку). Справится с нагревом в дальнейшем поможет радиатор от компьютерного процессора и вентилятором, но зато уровень пульсаций напряжения на выходе будет минимальным. На схеме показан конденсатор ёмкостью 8 800 мкФ на входе, он представляет собой четыре конденсатора по 2 200 мкФ, включенные параллельно. Переменный резистор Р2 регулирует напряжение на выходе, сюда очень кстати будет поставить многооборотный для более точной настройки напряжения на выходе, но подойдёт и обычный. Характеристика потенциометра обязательно должна быть линейной.

    Неотъемлемой часть блока питания является вентилятор, а значит, не лишним будет предусмотреть его автономную работу, чтоб включался он только тогда, когда температура радиатора превысит определённый уровень. Есть много схем подобных регуляторов всего на 1-2 транзисторах, но я решил разработать свой вариант на компараторе, так как он позволяет точно задавать порог срабатывания и достаточно надёжен. Схема представлена ниже.

    Операционный усилитель работает в роли компаратора, сравнивая напряжение на своих входах. Подстроечным резистором Р1 задаёт порог срабатывания по температуре, оптимально установить включения вентилятора при 50-60 градусах, радиатор быстро остынет. Транзистор Т1 коммутирует вентилятор, сюда желательно поставить NPN транзистор помощней, например, КТ819, особенно если используемый вентилятор достаточно мощный. Светодиод LED1 указывает на то, что вентилятор работает, для наглядности можно будет в дальнейшем вывести этот светодиод на переднюю панель. Особенно хочу обратить внимание на терморезистор. Сюда подойдёт практически любой NTC терморезистор сопротивлением около 100 кОм. Его необходимо надёжно установить на радиатор LM338, обеспечив полное прилегание. Как только терморезистор нагреется от радиатора, произойдёт срабатывание компаратора, включится вентилятор и остудит радиатор. Гистерезис срабатываний задаётся резистором обратной связи R5.

    Следующий модуль блока питания - схема, обеспечивающая защиту по току. Как видно из этой схемы, напряжение на неё подаётся с выхода регулятора. И если плюс просто напрямую проходит через всю схему, то вот минус идёт через шунт - низкоомный резистор R3, его сопротивление должно быть 0,1 Ома. Такое низкое сопротивление не нарушает работу блока питания, зато позволяет детектировать превышение потребляемого тока. Полевой транзистор Т2 разрывает цепь питания нагрузки по минусу, если схема срабатывает. Также на схеме виден галетный переключатель на 4 положения и также 4 подстроечных резистора - с их помощью можно выбирать и вручную настраивать значения токов, при которых будет срабатывать защита. На мой взгляд, оптимальными значениями будут 50 мА, 300 мА, 1 А, 5 А. Подстроечные резисторы Р1 и Р2 отвечают за чувствительность и гистерезис срабатывания защиты соответственно. В большинстве случаев достаточно просто оставить их в среднем положении. Кнопка без фиксации S1 нужна для сброса защиты. Данная схема хорошо себя зарекомендовала именно высокой чувствительностью. Например, если подключить к выходам блока питания микроконтроллер обратной полярностью и установить режим защиты по току на 50 мА, то микроконтроллер останется жив, защита сработает моментально.

    Стрелочные индикаторы хороши тем, что представляют информацию в наглядном виде, нет необходимости следить за прыгающими цифрыми на электронном экране. Для того, чтобы использовать стрелочную головку в качестве вольтметра достаточно просто подключить её параллельно выходу, поставив последовательно с ним подстроечный резистор на 1-2МОм. После сборки нужно будет откалибровать вольтметр этим подстроечным резистором с помощью точного мультиметра.

    А вот с подключением второй стрелочной головки в качестве амперметра не всё так просто. Конечно, можно подключить её просто последовательно с выходном блока питания, подобрав соответствующий шунт. Но тогда получится суммарно два шунта (помните, первый в схеме защиты по току), что уже много. Поэтому будем использовать шунт из предыдущей схемы на 0,1 Ома и соберём простую схему усилителя шунта, на выход которой подключим стрелочную головку. Галетный переключатель на три положения позволит выбирать разные пределы измерения вольтметра. Амперметр также, как и вольтметр, нужно будет откалибровать после сборки всего блока блока питания.

    Со схемами разобрались, самое сложное позади. Теперь осталось только собрать всё воедино, все схемы собираются на одной печатной плате, она прилагается к статье. Плата выполняется ЛУТом, процесс создания виден на фото ниже.

    Теперь запаиваем детали, рекомендую проверять всё перед запайкой, ведь делаем блок питания, как говорится "на века". Все органы управления, а также микросхема LM338 выводятся на проводах, они припаиваются в последнюю очередь. Ниже представлены подробные фотографии процесса сборки.

    Последний этап - изготовление корпуса. Чтобы на передней панели уместились все многочисленные ручки, светодиоды и массивные стрелочные приборы, панель должна быть большой, соответственно и размеры корпуса получатся солидные. Это хорошо, ведь внутрь как раз может поместится трансформатор, либо импульсный сетевой блок питания. Либо питание можно подвести от внешнего трансформатора, через разъём, я так и сделал. Фотографии изготовления корпуса ниже.

    Для вентилятора нужно выпилить круглое окошко на задней стенке, не лишним будет поставить туда же решётку. При этом стоит учитывать, что если корпус блока питания поставить вплотную к стене, то вентилятор закроется, поэтому зазор до задней стенки должен быть как минимум 1 см. Корпус большой и просторный, поэтому размещать внутри него заранее собранную электронику одно удовольствие. Множество фотографий с разных ракурсов ниже.

    Таким образом, получится красивый, функциональный и полезный блок питания, который станет верным другом и помощником любого радиолюбителя. Внутри много свободного места, а значит, есть возможность для доработок и усовершенствования. Чего, на ваш взгляд, не хватает в этом устройстве? Жду ваших вариантов в комментариях.

    Расположение органов управления на передней панели одновременно компактное и эргономичное. Светодиоды показывают, если ли напряжение на входе, включено ли напряжение на выходе, состояние защиты по току и состояние вентилятора охлаждение. Не стоит также забывать про такой важный элемент, как тумблер включения-выключения нагрузки на выходе - он должен выдерживать ток в 5А и находится в удобном месте. Питать такой лабораторный блок питания можно, например, от ноутбучного блока питания на 19А, либо сетевого трансформатора на 24А. Удачной сборки! Все вопросы, замечания и дополнения пишите в комментарии.

    plata.zip [135.37 Kb] (скачиваний: 83)

    Источник (Source)
    Подборки: блок питания ЛБП

    Зарядное устройство для авто аккумуляторов

    Сборка аккумулятора 3S5P и его зарядка

    7.5
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    8
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    5.5
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    14 комментариев
    ino53
    Про внешнее оформление рассказать?
    Иван_Похмельев
    Цитата: dimon-bidon

    Схема защиты по току куда-то убежала вот дополнительно сюда отправлю
    На выходе 7812 отсутствует конденсатор.
    Korolev
    А вот с подключением второй стрелочной головки в качестве амперметра не всё так просто ... Галетный переключатель на три положения позволит выбирать разные пределы измерения вольтметра
    ???
    питание можно подвести от внешнего трансформатора, через разъём, я так и сделал
    Ни в тексте, ни на схеме, ни на фото выпрямительного моста не обнаружено. Из текста не понятно, какая измерительная головка куда подключена. Вопрос о цене деления и коэффициентах пересчёта, ибо автор утверждает, что:
    Стрелочные индикаторы хороши тем, что представляют информацию в наглядном виде, нет необходимости следить за прыгающими цифрыми на электронном экране
    Возникает вопрос о работе схемы, если уж у автора цифры прыгают!
    Иван_Похмельев
    LM338 прижат не по центру радиатора и без пасты. Нет расчета радиатора или обоснования применения конкретно этого.
    R555
    Особенно меня прикольнуло, как "автор" рекомендует на место транзистора VT1, который управляет вентилятором, ставить достаточно мощный транзистор КТ819.

    Он пишет, что этот транзистор управляется компаратором. Выучил умное слово. Но не понимает, что в этой схеме, которую он "разработал" транзистор VT1 работает в ключевом режиме. Вот этот термин афтар пока не знает.

    Этот транзистор будет либо закрыт полностью и нагрев его будет ничтожным, либо полностью открыт, при этом, при относительно небольшом токе, потребляемом вентилятором (на фотке это 0,16 А), падение напряжения на переходе коллектор-эмиттер транзистора будет меньше одного вольта. Отсюда рассеиваемая транзистором мощность будет <1 В х 0,16 А = < 0,16 Вт. Но чел, конечно, ещё не усвоил, что такое напряжение насыщения транзистора. Поэтому не знает, как подобрать нужный транзистор для данного конкретного случая.

    П. С. Ей Богу, ещё один Razrabotchic на сайте появился. Правильно ino53 сравнил их. Но мне кажется, димон-бидон даже перегнал старика по ряду параметров... Наверное, это его ученик, последователь его идей. Ну все завсегдатаи поняли. У того скелетный монтаж, а у этого варикап - это конденсатор с диодом в одном корпусе. xaxa xaxa xaxa
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    ino53
    R555,
    Я думал, что здесь только Разработчик умеет шум вокруг себя, поднимать, но тут не сравнить... Причем неприкрытый троллинг.
    R555
    Автор, а Вы всегда все микросхемы в своих самоделках на панельках ставите? Что сгорают постоянно? Как лампочки накаливания в люстре... xaxa

    Не, ну я понимаю, микроконтроллеры, ПЗУ и некоторые другие микросхемы. Но операционники... Вы хоть раз ремонтировали или просто разбирали старую и современную аппаратуру, где десятки микросхем в корпусах DIP ? Много там стоит на панельках? Две микросхемы уже не можете впаять в плату без панелек.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    ino53
    Нормальные люди дают ссылки на источник, иначе считается воровство. Как Админ пропустил...
    R555
    Огромный ящик изготовил, да ещё с вентилятором! А силовой трансформатор и диодный мостик поставить в этот корпус нужным не посчитал. Они же идут как "дополнительные аксессуары". Да?
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    R555
    Если Вы питали свои самоделки от зарядных устройств мобильных телефонов, в начале Вашего радиолюбительского пути, как написано в Вашей же статье, то это говорит о том, что у Вас малый радиолюбительский стаж и опыт.

    Вторая моя самоделка, после успешной сборки детекторного приёмника в первом классе школы - блок питания на 9 Вольт. А Вы и сейчас предлагаете стабилизировать аналоговым стабилизатором напряжение импульсного блока питания от ноутбука!
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    dimon-bidon Автор
    Иван_Похмельев,
    Фотки этой статьи уже есть на сайте-исходнике, но если это не мешает перенести в авторские, то вот

    nikvas,

    Иван_Похмельев
    "Питать такой лабораторный блок питания можно, например, от ноутбучного блока питания на 19А, либо сетевого трансформатора на 24А."
    Круто! )))))
    Про трансформатор написано, про выпрямитель - ни слова.((
    И вообще, построить такой "сарай", а трансформатор оставить "за забором".((
    Не говоря уж о том, что передняя панель "голая".(((
    Иван_Похмельев
    Судя по тексту, это авторская самоделка. Сделайте фотографию с бумажкой, можно было бы в авторские перенести.
    nikvas
    Ну и где схема защиты по току?
    Или общая объединяющая все блоки?

    Ну и где схема защиты по току?
    Или общая объединяющая все блоки?

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии