Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Стабильный радиожучок-передатчик

    Стабильный радиожучок-передатчик

    Приветствую, любители пошпионить-самоделкины!

    Стоит заглянуть на любой сайт, посвящённый радиоэлектронике, там вы встретите множество разнообразных схем радиопередатчиков, на любой вкус и цвет. Некоторые имеют низкое напряжение питание, простейшую схему без усилительного каскада, но зато работают на небольшой дистанции и не имеют стабильности частоты. Другие же напротив, сложны в настройке, имеют крупногабаритную схему, зато бьют на километры и за уход частоты со временем можно не волноваться. Вместо с этим не стоит забыть, что радиожучки - это схемы, которые работают на высоких частотах, порядка 100 МГц, поэтому к ним предъявляются жёсткие требования по качеству монтажа.

    Несмотря на обилие схем в интернете, реально работающих конструкций, которые были бы одновременно просты в настройке (некоторые схемы передатчиков, к слову, без высокочастотного осциллографа настроить просто нереально), дёшевы в изготовлении, потребляли минимальный ток, работали от большого диапазона напряжений, и при всё при этом ещё б доставляли аудиосигнал на большое расстояние даже сквозь стены. Конечно, чудес не бывает, но зато схема, представленная ниже, в большой степени отвечает всем поставленным требованиям. Среди множества подобных жучков, которые я собирал, эта оказалась наиболее приятной в работе и постройке. Итак, схема представлена ниже.

    В интернете эту схему можно обнаружить под названием "Филин-3". Она состоит из 3-х транзисторов, рассмотрим подробнее работу каждого каскада. На транзисторе VT1 собран усилитель микрофона, он нужен для того, чтобы транслировать в эфир звук напрямую с микрофона, который установлен сразу на плате жучка. Если использовать микрофон без усилителя, услышать звук в приёмнике от такого жучка можно будет разве что в том случае, если человек будет говорят прямо в микрофон, а нам такого не надо. Конечно, усилитель всего на одном транзисторе не обеспечит сверх-чувствительности по звуку, но его будет вполне достаточно для того, чтобы услышать разговор на расстоянии 4-5 метров от микрофона. Сюда лучше всего подойдёт транзистор с высоким коэффициентом усиления, идеально подходит MPSA18, он даёт максимум чувствительности при минимуме фоновых шумов. Также неплохо будут работать BC547, 2N3904, КТ315, КТ3102, из них желательно выбрать те, у которых коэффициент усиления будет максимальным.

    Также чувствительность в большой степени будет зависеть от выбора самого микрофона. В этой схеме используются электретные микрофоны с двумя выводами, они уже содержат внутри каскад для согласования сопротивлений. Резистор R1 нужен для питания микрофона, рекомендую вместо него поставить подстроечный и подобрать такое значение сопротивления, при котором чувствительность будет максимальна. Хоть эта схема и позиционирует себя как жучок, её с ещё большим успехом можно использовать как передатчик музыки, и использовать его например, на даче. Транслировать себе из дома с компьютера музыку и слушать на радиоприёмнике в огороде, например. Своего рода "сам себе радиостанция" :) Для такого использования нужно удалить их схемы элементы R1, C1, С2, R2, VT1, R3 и микрофон, а аудио-сигнал подавать на конденсатор С3, всё также прекрасно будет работать. Для полной красоты можно добавить регулятор громкости на потенциометре, включил его между землёй и источником сигнала, а готовый сигнал снимать с его средней ноги и подавать уже на С3.

    На транзисторе VT2 собран задающий генератор, который и формирует несущую частоту, на который будет работать передатчик. Частотозадающим является контур С5 L1, именно от параметров этой катушки и ёмкости конденсатора будет зависеть во многом стабильность частоты передатчика. Катушка L1 наматывается медным проводом на оправке диаметром 3 мм, 6 витков, провод можно брать сечением 0,3-0,4 мм. В качестве оправки рекомендую использовать сверло, зажатое в тисках, в этом случае получится очень точно соблюсти диаметр намотки. Ещё один вариант доработки - поставить конденсатор С5 переменным, в этом случае стабильность может чуть ухудшится, но зато появится возможность прямо во время работы передатчика менять его рабочую частоту. В качестве транзистора VT2 обязательно нужно применить высокочастотный, например, идеально подойдёт отечественный КТ368, особенно в металлическом корпусе, либо его импортный аналог С9018, который легко можно найти в машинках на радиоуправлении, если не в магазине радиодеталей.

    На транзисторе VT3 собран усилительный каскад, который принимает высокочастотный сигнал с генератора на VT2 и усиливает его по мощности, после чего подавая на антенну. Здесь ключевым элементом является индуктивность к коллекторе L2, номиналом 100 микрогенри. Этот элемент лучше всего купить в магазине радиодеталей, индуктивность выглядит в виде толстого резистора, с маркировкой в виде полос. Рекомендую купить сразу несколько номиналов, около 100 микрогенри, чтобы в дальнейшим подобрать, с какой индуктивностью будет достигаться максимальная мощность на выходе. В качестве VT3 нужно применить высокочастотный PNP транзистор КТ3126Б.

    В качестве антенны самым лучшим вариантом станет обычный кусок провода, длиной 75 сантиметров, это примерно равно четверти длины волны на этих частотах. Частота работы этого жучка лежит в пределах 80-110 МГц, схема сразу запустится на этих частотах, если собрана правильно, соблюдены все номиналы и катушка намотана по заданным параметрам. Если же схема используется в качестве стационарного передатчика, то можно к её выходу подключить более совершенные антенны, например, четверть волновой диполь.

    Схема собирается на печатной плате. Монтаж должен быть аккуратным, остатки флюса после пайки обязательно нужно смыть, так как высокочастотные устройства не прощают таких ошибок и могут попросту не запуститься из-за малейших паразитных сопротивлений/ёмкостей на плате. Плата выполняется методом ЛУТ и прилагается к статье, для её открытия необходима программа Sprint-Layout.

    Таким образом, в результате несложной сборки получился весьма функциональный радиопередатчик. Хочу обратить внимание на то, что его выходная мощность относительно не велика и составляет всего лишь несколько десятков милливат, максимум несколько сотен при работе на хорошую антенну. Такой мощности недостаточно, чтобы кому-либо помешать в радиоэфире, поэтому спать можно будет спокойно. Удачной сборки! Все вопроса, дополнения, уточнения по статье жду в комментарии.

    Печатная плата:

    plata.zip [31.53 Kb] (скачиваний: 95)

    Источник (Source)

    FM радиоприёмник на TDA7021

    3-х канальная цветомузыка на транзисторах

    7.5
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7.5
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    6.5
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    7 комментариев
    pogranec
    Зульфия Сегодня, 00:100
    ... как я понял

    А вы стали Зульфией, или были ей?
    Зульфия
    Единица измерения электрической ёмкости 1 mF по Вашему, как я понял (сравнивая принципиальную схему с фотографией изделия), это 1 мкФ :-) ?
    Гость сергей
    Не жучок, а целый жук :) И не стабильный. И диапазон неудачный.
    Гость Андрей
    Жучок подразумевает компактность и незаметность. Здесь разбабахали плату за всё.
    Korolev
    Стоит заглянуть на любой сайт
    В некоторых случаях стоит заглянуть в УК РФ
    Частью 3 ст. 138 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации ...
    К таким специальным техническим средствам относятся, например, приборы для негласного получения акустической информации, визуального наблюдения, прослушивания телефонных переговоров ... Разработка, производство, реализация и приобретение специальных технических средств могут осуществляться исключительно на основании лицензии, выдаваемой ФСБ России
    boss
    Korolev
    R555,
    Некуда там вписаться
    Скажу больше, существует такая серьёзная контора, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГЛАВНЫЙ РАДИОЧАСТОТНЫЙ ЦЕНТР". Так вот, они берут ежегодную плату за использование частот, и уж своего-то они не упустят! boss
    R555
    Опять за своё?

    Вам что сказали? Не играться с эфиром, тем более, в диапазоне FM. Некуда там вписаться.

    А про изготовление жучков знаешь, почему я статьи не публикую, мог бы навалить кучу авторских? Да потому, что я законы знаю. Закон об оперативно-розыскной деятельности почитай. Хочешь трёшник схлопотать? Не, ну на первый раз, может, и не посадят, если не судим ранее и приводов не было.

    А у нас в городе одного студента университета посадили, лет 8 назад это было. Жалко. Талантливый был парень, качественные жучки собирал и массово продавал. Но засветился. Сделали так называемую контрольную закупку...Потом на зоне он занимался творчеством (в свободное от уборки территории и прочих работ время).

    А про необходимость для настройки высокочастотного осциллографа совсем чушь написал. Для настройки таких примитивных устройств он нахрен не нужен. А вот простейший волномер, а лучше цифровой частотомер пригодились бы.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии