Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Стрелочный индикатор звука

    Стрелочный индикатор звука

    Приветствую, господа самоделкины!

    Думаю, многие из вас видели на аудиоаппаратуре прошлого века, будь то простые кассетные проигрыватели, или навороченные "комабйны", стрелочные индикаторы. Именно они создавали подчёркивают ту неповторимую красоту старинных приборов, массивные корпуса, футуристичный вид, множество кнопочек и рычажков...

    Сейчас увидеть где либо стрелочную голову практически невозможно, ведь компании стремятся максимально удешевить производство электроники, уменьшить размеры, усовершенствовать эргономику, исключения составляют лишь немассовые модели аудиотехники, созданные с целью профессионального использования на студиях. Несмотря на это, сейчас можно найти в продаже в магазинах радиодеталей и просто на барахолках советские стрелочные головки, как БУ, так и новые с хранения. Очень часто они имеют привлекательный внешний вид, который так и просится на переднюю панель, например, модель М42008, которая показана на фото выше. К слову, я купил её в магазине за 100 рублей, в комплекте также шли крепёжные винты и гайки.

    Такие стрелочные индикаторы обладают неплохой точностью (погрешность, кстати, указывается на них около самой шкалы) и с успехом могут использоваться в качестве вольтметров или амперметров. Но также их стрелку можно заставить прыгать в такт музыке - для этого необходимо собрать схему, на вход которой мы могли бы подавать аудио-сигнал, а к выходу подключить стрелочную головку. Такая схема показана ниже.

    Её основа - отечественная микросхема К157ДА1, она является "двухканальным двухполупериодным выпрямителем среднего значения сигналов", вот как, именно то, что нужно. Купить микросхему также, как и стрелочную головку можно без проблем в магазинах радиодеталей. Контакты In L и In R служат для подачи на аудиосигнала. К преимуществам этой схемы можно отнести то, что она не требует дополнительного усиления входного сигнала - поэтому его можно брать напрямую с линейного выхода компьютера, плеера, телефона. При этом удобно использовать разветвитель - один провод уйдёт на эту схему, второй на колонки для воспроизведения звука. Если же схема будет использоваться стационарно в составе усилителя, то достаточно будет включить её вход параллельно входам усилителя.

    Резисторы R1 и R2 на схеме - подстроечные, их номинал может составлять 33 кОм - 100 кОм. Ими будет подстраиваться "громкость", для того, чтобы при слишком сильном аудиосигнале на входе стрелочные головки не зашкаливали. Далее сигналы с правого и левого канала через разделительные конденсаторы С2, С3 попадают на входы микросхемы. Хочу обратить внимание на то, что микросхема уже содержит в себе два независимых канала и предполагает подключение на выход двух стрелочных головок, работающих независимо друг от друга. Но при желании можно использовать только одну головку, оставив второй канала незадействованным. На схеме предусмотрен стабилизатор на 9В для питания К157ДА1, поэтому для питания устройства подойдут любые источники на 12 - 20В. Схема потребляет небольшой ток, поэтому особых требований к источнику нет. Например, её можно запитать от того же источника, что и усилитель звука.

    В схеме можно использовать любые стрелочные головки с током отклонения до 200 мкА. Единственное условие, что это должны быть именно "голые" стрелочные головки, без шунтов, дополнительных резисторов и т.д. Если шкала на вашей стрелочной головке проградуирована, например, в амперах или вольтах, то вероятнее всего, у неё внутри есть какая-либо обвязка, которую нужно будет снять для использования в этой схеме. Для подключения к выходу схемы последовательно со стрелочной головкой нужно включить подстроечный резистор на 1-2МОм. С его помощью в дальнейшем можно будет настраивать чувствительность. Закрепить его можно даже на выводе самого корпуса стрелочной головки, как это сделано на фото.

    Также при подключении головки нужно соблюдать полярность, + и - должны быть обозначены у её выводов, при переполюсовке стрелка будет пытаться убежать в обратную сторону шкалы. Схема собирается на плате, файл которой прилагается к статье. Плата выполняется методом ЛУТ, несколько фотографий процесса представлены ниже.

    Переносим, травим, сверлим, залуживаем - процесс стандартный. Микросхему неплохо установить через панельку, повышенный процент брака среди советских микросхем никто не отменял. Провода питания, выходы на головки и входы сигнала подпаиваются на проводах. При этом если провода для сигналов получаются длинными (более полуметра), то их желательно использовать экранированные, иначе схема будет ловить помехи. Фото собранной платы на фотографии ниже.

    Несколько слов о настройке. Параллельно стрелочным головках на схеме включены электролитические конденсаторы (С9, С10), а также резисторы (R7, R8), их номиналы можно варьировать, добиваясь нужного и наиболее приятного поведения стрелки. Чем ниже сопротивление резисторов, тем быстрее стрелка будет отклоняться обратно в ноль при отсутствии сигнала на выходе. Конденсаторы делают поведение стрелки менее дёрганным и более плавным. Но не стоит сильно увеличивать их ёмкость, иначе стрелка станет слишком аморфной. В остальном схема не имеет особенностей, начинает работать сразу после подачи питания и аудиосигнала. Успешной сборки!

    plata.zip [21.05 Kb] (скачиваний: 39)

    Источник (Source)

    Универсальный индикатор разряда аккумулятора

    Устройство подключения аккумулятора к зарядному устройству без соблюдения полярности

    10
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    Итоговая оценка: 10 из 10 (голосов: 1 / История оценок)

    Добавить комментарий

    4 комментария
    Dmitrij
    головку hdd подключи и наслаждайся
    "Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."

    Хатуль Мадан
    стрелку можно заставить прыгать в такт музыке
    Ну и для чего? О чём нам скажет отклонение стрелки, допустим, на 15 мкА?
    В схеме можно использовать любые стрелочные головки с током отклонения до 200 мкА. Единственное условие, что это должны быть именно "голые" стрелочные головки, без шунтов, дополнительных резисторов и т.д. Если шкала на вашей стрелочной головке проградуирована, например, в амперах или вольтах, то вероятнее всего, у неё внутри есть какая-либо обвязка, которую нужно будет снять для использования в этой схеме.
    И что, прибор будет показывать мне уровень 200 В или 8 А? Наикрутейший сигнал получается. Вы вообще о такой единице измерения как децибел слышали, или главное
    Korolev
    Стрелочный индикатор звука
    Да простит меня Иван_Похмельев, но хоть заголовки-то писать надо правильно! Индикатор уровня, а не звука! yes
    Именно они создавали подчёркивают ту неповторимую красоту старинных приборов, массивные корпуса, футуристичный вид, множество кнопочек и рычажков...
    Так Вы уж определились бы, старинный или футуристичный! nea
    Pronin
    На схеме и в тексте ошибки. Есть же схема типовая и принципиальная микросхемы.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии