Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Брелоки » Металлический брелок методом травления

    Металлический брелок методом травления

    Доброго дня, господа самоделкины!

    Есть множество разных материалов, податливых, и подходящих для достаточно лёгкой ручкой обработки: дерево, гипс, пластик и многие другие. Но особняком в этом ряду стоит металл: для того, чтобы его обработать, придать нужную форму нужны либо тяжёлые физические усилия, либо набор необходимого оборудования. Однако сложность обработки компенсируется главными достоинствами изделий из металла - они долговечные, прочные, смотря красиво и брутально. Также стоит обратить внимание ещё на один аспект - металлы проводят ток, а значит, для их обработки можно применить электрический ток, на помощь здесь приходит электролиз. Этот процесс в какой-то степени можно назвать фантастическим: ведь под действием электрического тока атомы буквально покидают поверхность металла, вызывая уменьшение его толщины. Этот процесс можно контролировать, закрывая отдельные области на металлической поверхности, тем самым осуществляя контролируемый процесс травления. Принцип данного действа похож на лазерно-утюжную технологию, применяемую для создания печатных плат в домашних условиях.

    Металлический брелок методом травления

    На картинке выше наглядно изображёно, как осуществляется процесс электролиза. В случае с этой картинкой, предметом, который подвергается травлению, является лезвие ножа, но мы будем использовать металлическую заготовку (об этом позже), чтобы в дальнейшем сделать из неё брелок. По обе стороны от ножа в ёмкости можно увидеть пластины, которые служат катодами, на них подаётся минус с источника постоянного напряжения. Сам нож и эти пластины находятся в диэлектической ёмкости (можно использовать пластик или стекло), заполненной электролитом - обычной солёной водой. Обратите внимание, что стенки ёмкости ни в коем случае не должны проводить ток, иначе они всё закоротят. Как известно, солёная вода проводит ток, в ёмкости с ней находятся одновременно травящийся предмет (на картинке нож), и металлические пластинки (катоды). При подаче положительного потенциала на нож, а отрицательного, на пластинки, в этой цепи начинает течь ток. При этом мельчайшие частички металла отделяются от поверхности ножа, делая её тоньше, затем они осаждаются на пластинки-катоды или просто оседают на дне ёмкости. Происходит электролиз.

    С теоретической частью разобрались, теперь переходим к практическим аспектами осуществления сего процесса. Для начала о растворе. На стакан воды нужно взять столовую ложку пищевой соли, тщательно размешать, чтобы соль не оставалась на дне. Соответственно, если ёмкость будет больше (её размеры стоит брать с запасом, позже увидите, для чего), то и соли нужно больше с сохранением пропорций. Также можно варьировать пропорции соли - если её будет больше, то и процесс пойдёт быстрее и активней, если меньше, то наоборот. Всё это повлияет на результат и внешний вид вытравливаемой детали. Следующий вопрос, что использовать в качестве катода? Ответ - буквально что угодно, проводящее ток. Это может быть просто оголённый смотанный в спираль кусок провода, жестянка от консервной банки и т.д. Особую роль играет площадь этой пластинки - чем она больше, тем активней будет идти процесс, здесь также, как и с пропорциями соли в растворе. Также нужно будет обратить внимание на то, как располагается катод относительно травящейся детали - в идеальном случае должно быть несколько небольших пластинок, равномерно распределённых вокруг детали, в этом случае деталь будет травится равномерно со всех сторон (именно поэтому на картинке выше их две). Напряжение, подаваемое на деталь и катоды, может лежать в пределах от 3 до 20В. Чем меньше напряжение - тем более медленно будет идти процесс. Ток, который потребляет сея установка зависит от напряжения, концентрации соли, размеров катодов и детали, поэтому может сильно варьироваться. Типичное значение - 0,5 - 1 А при напряжении 5В, поэтому с питанием может справится даже зарядка от телефона.

    С электролизом разобрались, теперь переходим непосредственно к изготовлению брелка. Понадобится стальная заготовка, размерами около 2 х 4 см, при этом она не должна быть слишком тонкой, иначе может просто протравится насквозь. Оптимально будет 3-5 мм. Купите в строительном магазине такие проушины, потому что из них как раз можно вырезать заготовки нужного размера.

    Далее процесс будет очень схож с методом ЛУТ - вырезаем кусок нужного размера, затем тщательно его зашкуриваем. Если вы планируете глубоко протравить металл, то сильно стараться с зашкуриванием краёв не имеет смысла, ведь электролиз всё равно "обработает" края и поверхности по своему :)

    После зашкуривания обежириваем поверхность спиртом или жидкостью для снятия лака, теперь прикасаться к ней нельзя.

    Теперь нужно защитить поверхность в тех местах, где травление не должно её затронуть - так получится рисунок, или надпись. Предварительно нужно подготовить картинку, перевести её в чёрно-белые цвета и подогнать по размеру под металлическую заготовку. Не стоит выбирать рисунки или шрифт с мелкими деталями, иначе они могут просто слиться. Идеально подойдёт надпись массивным шрифтом, как на картинках ниже.

    Рисунок печатаем на термотрансферной бумаге для ЛУТ (чуть хуже, но подойдёт и глянцевая от журналов), обязательно в зеркальном отображении. В первый раз на этом можно проколоться, забыть отзеркалить, и придется переделывать :) Затем кладём заготовку на ровную поверхность, оборачиваем бумагой, так, чтобы рисунок на бумаге находился в нужном месте относительно поверхности металла. Сверху можно половить кусок не толстой ткани, это повысит качество результата. После этого кладём сверху разогретый утюг, слегка прижимаем, и держим на заготовке около двух минут, точное время подбирается индивидуально. Ждём, пока остынет заготовка, убираем бумагу, рисунок должен перенестись без огрех, в крайнем случае можно подправить мелкие огрехи лаком для ногтей или лаковым маркером. Также для пробы, или если не хочется заморачиваться с ЛУТом, всегда можно нарисовать рисунок вручную тем же лаковым маркером.

    Теперь заготовка готова к долгожданному процессу травления. Готовим солевой раствор, блок питания, пластинки для катодов, пластиковый стакан. Заготовку закрепляем крокодилом, напротив неё располагаем катод. На картинке он собран из пластинок от железного конструктора, использовался уже при нескольких травлениях. В нашем случае текст располагается только с одной стороны пластинки, поэтому достаточно одного катода, со стороны текста. Но также можно перенести текст ЛУТом сразу на обе стороны, в этом случае на вторую сторону понадобится второй катод.

    Подаём напряжение, катод должен начать пузырится. Обратите внимание, что если пузырится заготовка, то это означает переполюсовку питания. Вода в самом начале процесса пока остаётся прозрачной. Здесь можно судить о напряжение питания о интенсивности пузырения - пузырьки должны быть ощутимыми, но вода не должна сильно бурлить. Регулируем скорость процесса, меняя напряжение питания.

    Через некоторое время вода становится грязной на вид, в ней появляется подобие ила, а наверху пенка зеленовато-серого цвета. Обратите внимание, что в процессе травления выделяется горючий газ, убедится в этом можно, если поднести спичку к пузырькам.

    Если размер ёмкости будет слишком маленьким, то пенка может начать выходить за края. Кроме того, большая ёмкость имеет большую площадь, улучшается охлаждение.

    Нужно следить и за температурой раствора. Если жидкость слишком сильно нагревается, то это может привести к тому, что тонер расплывётся и сделать рисунок не получится. Длительность процесса зависит от многих факторов, поэтому обозначить какое-либо конкретное время нельзя, вариации могут быть от 15 минут до нескольких часов. Чем больше проходит времени, тем глубже и рельефнее получается рисунок. В конце отключаем питание установки, достаём заготовку. Она вся будет сплошь покрыта противным налётом, но он легко смывается под проточной водой.

    После хорошего промывания и обработки ваткой со спиртом, получается такой результат, как на фото ниже. В процессе электролиза можно варьировать сразу множество параметров (концентрацию раствора, площади, напряжение), поэтому и результат может получатся совсем разным. Чёткие буквы и гладкая поверхность при медленном травлении, либо рельефная, в раковинах и выщербинах поверхность с закруглёнными контурами букв. Полученный результат можно оставить как есть, можно просверлить с торцов отверстия для закрепления на верёвочке. Поверхность, полученная после медленного травления получается матовой, а буквы наоборот, остаются зеркальными.

    А на фотографии ниже вариант, сделанный таким же методом, но при большей скорости процесса. Как видно, здесь поверхность получилась более изъеденной, приятной на ощупь, а по бокам уже просверлены отверстия.

    Источник (Source)
    7.5
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7.5
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии