Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Простой электронный таймер

    Простой электронный таймер

    Здравствуйте, господа самоделкины!

    Помню, ещё каких-то лет 10 назад на процедуре в больнице видел самые настоящие, суровые такие, песочные часы. Их было несколько разных по объёму, рассчитанных на разное время, и для каждого больного медсёстрам приходилось брать разные часы, в зависимости от индивидуального времени процедуры. Наблюдать за падающими песчинками, конечно интересно, но ведь в нашем распоряжении есть современные электронные технологии. Пусть и в процессе работы электронного таймера не видно, как в нём заряжаются и разряжаются конденсаторы, но зато он позволяет вращением ручки задавать необходимое время отсчёта и допускает подключение на выход разнообразной нагрузки: будь то индикация истёкшего времени светом, звуком, либо автоматическое включение каких-либо приборов. Схема электронного таймера показана ниже.

    Принцип работы этой схемы действительно похож на работу песочных часов. При нажатии кнопки S1 (она должна быть без фиксации) запускается отсчёт времени, при этом на выходе OUT присутствует напряжение питания. Как только выйдет время, таймер остановится, выход OUT окажется обесточенным, светодиод LED1 при этом индицирует состояние выхода - если он горит, значит, идёт отсчёт времени, если погашен, то таймер находится в ждущем режиме.

    Время отсчёта задаётся подстроечным резистором R1, при указанных номиналах на схеме максимальное время отсчёта таймера составляет 3-4 минуты. Если есть необходимость увеличить максимальное время, то можно поднять ёмкость конденсатора С1 в 2-3 раза, тогда время может будет задавать вплоть до 10-15 минут, и даже больше. Резистор R1 имеет номинал 5 МОм, что довольно много, если такого нет в наличии, то его можно заменить более низкоомным, но при этом максимальное отсчитываемое время уменьшится (а это можно компенсировать увеличением ёмкость конденсатора). Именно эта цепь R1 C1 задаёт время таймера, микросхема NE555 после нажатия кнопки начинает "отслежить" напряжение на конденсаторе, и как только он зарядится через высокоомный подстроечный резистор до определённого напряжения, она обесточит выход, что является окончанием отсчёта времени.

    Коммутирует выход OUT транзистор Т1, сюда можно ставить практически любые NPN транзисторы, например, BC547, КТ315, BD139. На выход можно подключить пьзопищалки со встроенным генератором, отдельные светодиоды либо светодиодные ленты (для них лучше взять транзистор помощней). Также к выходу можно подключить обычное реле, в этом случае схема сможет коммутировать даже мощную сетевую нагрузку, осветительные приборы, нагреватели. Обратите внимание, что при подключении реле нужно поставить параллельно его обмотке диод для гашения импульсов самоиндукции, катодом к плюсу питания. Схема потребляет небольшой ток, не более 10 мА в ждущем режиме, а в режиме отсчёта времени ток будет потреблять в первую очередь нагрузка, поэтому мощность источника питания нужно выбирать исходя из предполагаемого применения таймера. Напряжение питания схемы лежит в предалах 9 - 12 вольт.

    Переходим к сборке. Схема собирается на миниатюрной печатной плате, файл которой для программы Sprint Layout прилагается к статье. Плата выполняется методом ЛУТ, некоторые фотографии процесса и краткое их описание ниже.

    Переносим рисунок, напечатанный лазерным принтером на термотрансферной бумаге на подготовленный текстолит. Кусочек текстолита рекомендую выпилить по размеру чуть больше, чем рисунок платы, чтобы было место для крепления платы.

    Теперь травим плату, для этого идеально подойдёт раствор перекиси водорода, лимонной кислоты и поваренной соли. После этого сверлим отверстия и немного зашкуриваем дорожки.

    Для завершения создания платы осталось только залудить медные поверхности, чтобы они были долговечными и красиво блестели.

    Теперь осталось запаять на плату детали. Плата предусматривает установку двух сдвоенных клеммных колодок, одна используется для подачи на плату питания, вторая является обозначенным на схеме выходом OUT. Светодиод индикации выхода припаивается на плату возле выходного разъёма. Обязательно нужно смыть с платы флюс, иначе схема будет работать нестабильно, из-за влияния паразитных сопротивлений между дорожками. Кнопку можно использовать практически любую, идеально на плату подойдёт распространённая тактовая, как на фото этой конструкции.

    Таймер готов! Теперь можно подавать на плату питание, устанавливать подстроечный резистор в нужное положение и использовать таймер по назначению. Вместо подстроечного резистора можно использовать потенциометр, выведенный с платы на проводах. В этом случае можно создать для него шкалу, проградуированную в секундах или минутах, подобранную для таймера с использованием секундометра. Такой таймер можно использовать, например, либо в составе готового устройства, либо как отдельное полноценное устройство. Например, в качестве "песочных часов" для тех, кто не может себя заставить чистить зубы положенные три минуты :)

    Также кнопку таймера можно заменить, например, герконом у двери и использовать его так, чтобы свет продолжал гореть некоторое время после открытия/закрытия двери. Главное преимущество схемы - малое потребление тока и отсутствие каких-либо лишних и зачастую ненужных элементов управления, только кнопка и подстройка времени. Удачной сборки!

    plata.zip [2.75 Kb] (скачиваний: 34)

    Источник (Source)

    Устройство подключения аккумулятора к зарядному устройству без соблюдения полярности

    Высоковольтный выпрямитель и стабилизатор для лампового УМЗЧ

    0
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    0
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    0
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    1 комментарий
    Гость Роман
    Добрый день.
    Просим вас рассмотреть возможность размещения нашего заказа на вашем производстве, оценить стоимость и сроки изготовления нашего заказа.
    Нас интересует возможность изготовления на вашем производстве счетчиков наработки времени ультрофиолетовых ламп.
    Поясню. Мы являемся производителями бактерицидных рециркуляторов. Основным элементом данного прибора является бактерицидная безозоновая лампа. К сожалению после отработки 8000-9000 часов, лампа теряет свои бактерицидные свойства, и требуется ее замена. В связи с этим появляется запрос на какой-либо счетчик наработки времени работы ламп, который должен начинать отсчет при включении прибора, останавливаться при его выключении, и продолжить свой отсчет с того же места при повторном включении и тд. Так же должна быть возможность обнуления счетчика после замены ламп.​
    Роман 89053667618 

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии