Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Логарифмический индикатор уровня сигнала на LM3915

    Логарифмический индикатор уровня сигнала на LM3915

    Приветствую, меломаны-самоделкины!

    В составе многих фирменных усилителей и других звуковоспроизводящих устройств можно увидеть светодиодные шкалы - индикаторы, которые показывают уровень громкости сигнала в данный конкретный момент. Такие индикаторы хоть и не являются чем-то жизненно необходимым, но могут очень кстати дополнить внешний вид устройства, придать изюминку. В этой статье рассмотрим сборку как раз такого индикатора, который подключается к выходу усилителя мощности и имеет у себя на борту шкалу из 10 светодиодов, которая может работать в режимах "точка" и "столбик". Кроме индикации, такая шкала позволит примерно оценить выходную мощность усилителя, если собрать схему в точности по указанным номиналам. Схема представлена ниже.

    Основа индикатора - микросхема LM3915, специально разработанная для этих целей. Она имеет 10 каналов, соответственно допускает подключение одновременно 10 светодиодов в ряд. Обратите внимание, что на схеме над каждым светодиодом написан уровень мощности в ваттах, при котором этот будет зажигаться тот или иной светодиод, шкала проградуирована в логарифмической последовательности. Если собрать схему, используя указанные номиналы элементов, то по ней можно будет примерно оценить мощность самодельного или фабричного усилителя. Как известно, мощность усилителей зависит не только от их собственных характеристик, но и от сопротивления нагрузки. Например, при использовании динамиков с сопротивлением 8 Ом мощность будет одна, а при 4 Омах - примерно в два раза больше. Это нужно учитывать для того, чтобы индикатор правильно показывал выходную мощность подключенного усилителя, поэтому для настройки служит резистор R5. Если используются динамики 4 Ом, то его сопротивление должно быть 10 кОм, если 8 Ом, то его нужно взять равным 18 кОм.

    Номиналы компонентов для схемы представлены в списке ниже.

    R1, R6 – 10 кОм;
    R2 – 1 кОм;
    R3 – 100 кОм;
    R4 – 1 МОм;
    R7 – 390 Ом;
    R8 – 2,7 кОм;
    C1 – 2,2 мкФ 25 В;
    C2 – 1 мкФ 25 В;
    VT1 – 2n3906;
    VD1 – 1n4148.
    R5 зависит от сопротивления нагрузки: для 4 Ом - 10кОм, для 8 Ом - 18кОм.

    Также на схеме можно увидеть ключ S1 - это кнопка с фиксацией, можно использовать и просто перемычку. Дело в том, что микросхема LM3915 может работать в режиме "столбик" - при этом зажигаются все светодиоды снизу ровно до того, который показывают максимальную развиваемую мощность, либо в режиме "точка" - при этом всегда зажигается только один светодиод, который индицирует текущую мощность в данный момент. Управление происходит с помощью 9 ноги микросхемы, когда она соединена с плюсом питания (S1 замкнут), включен режим "столбик", когда висит в воздухе (S1 разомкнут), работает режим "точка". Если необходимости в переключении нет, то можно сразу на печатной плате провести дорожку до 9 ноги, либо наоборот разорвать. Обратите внимание, что схема не содержит собственного усилителя, и её высокоомный вход должен подключаться к выходу внешнего усилителя, параллельно динамику с соблюдением полярности. Благодаря высокоомному входу схема не шунтирует динамик и никак не влияет не звук. Напряжение питания схемы лежит в пределах от 3 до 25 вольт, а потому её очень удобно запитать от того же источника, что и усилитель, благо она потребляет небольшой ток. На выход схемы можно подключать как отдельные светодиоды, так и по несколько попарно на каждый канал, очень кстати здесь придутся светодиоды не круглой формы, а прямоугольные, именно под них рассчитана плата.. Максимальный ток, который может отдавать микросхема на каждый свой выход, составляет 30 мА, чего хватит для пары светодиодов, но будет мало для светодиодных лент. При необходимости выходы микросхемы можно усилить транзисторами.

    Схема собирается на печатной плате размерами 74 на 41 мм, все 10 светодиодов можно установить на плату (для них предусмотрены посадочные места), либо вывести на проводах и установить на лицевой поверхности устройства. Можно использовать как 3 мм, так и 5 мм светодиоды, цвет может быть любой, однако для красоты и логичности стоит взять светодиоды в начале шкалы зелёного цвета, в середине жёлтого, в конце красного, либо любые другие комбинации на ваш вкус. Обратите внимание, что яркость светодиодов разных цветов может быть разной, уравнять её можно, включая последовательно со светодиодами резисторы 47 - 470 Ом.

    Файл печатной платы для открытия в программе Sprint Layout прилагается в конце статьи, отзеркаливать его перед печатью не нужно. Кратко о сборке платы - сперва подготавливаем текстолит, зашкуривая его мелкой наждачной бумагой до появления частых мелких царапин, затем обежириваем спиртом или растворителем. Затем печатаем на термотрансферной бумаге рисунок платы, предварительно выбрав в настройках принтера максимальную подачу тонера. После этого с помощью утюга переносим рисунок с бумаги на текстолит, нагревая этот "бутерброд" около двух минут. Теперь осталось только снять бумагу, вытравить будущую плату, например, в растворе перекиси водорода и лимонной кислоты, просверлить отверстия и равномерно залудить дорожки. Плата готова.

    Теперь запаиваем детали, проверяя их номинал перед запайкой. Обратите внимание, что для подключения проводов питания и выхода усилителя на плате предусмотрены винтовые клеммники - это удобно тем, что плату можно будет оперативно подключить или снять при необходимости, не используя паяльник. После завершения пайки обязательно нужно смыть флюс, проверить правильность монтажа.

    Готовая плата смотрится весьма аккуратно, теперь достаточно подать на неё питание, подключить к выходу любого усилителя и наблюдать за работой светодиодной шкалы. Для того, чтобы подключить такой индикатор к выходу стерео-усилителя к обоим каналам, необходимо собрать два экземпляра схемы, в этом случае и шкалы тоже будет две. Удачной сборки! Все вопросы, дополнения, уточнения пишите в комментарии.

    plata.rar [11.13 Kb] (скачиваний: 37)

    Источник (Source)

    Электронная нагрузка на базе стабилизатора тока на LM317 и PNP транзисторах

    Акустическое реле своими руками

    6.3
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7.3
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    8
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии