Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Усилители » Стерео темброблок на TDA1524

    Стерео темброблок на TDA1524

    Приветствую, меломаны-самоделкины!

    В конце прошлого века, в начале нынешнего были весьма популярны усилители и разные аудио-комбайны, будь то магнитофоны, кассетные проигрыватели, автомагнитолы со встроенными эквалайзерами сразу на несколько полос, со множеством крутилок-ползунков регулировок на передней панели. Конечно, в обычном бытовом магнитофоне 5-ти полосный эквалайзер ни к чему, но вот обычная регулировка высоких и низких частот могла бы быть очень кстати. Довольно большую популярность имеют темброблоки на операционных усилителях, но помимо них также существуют и микросхемы, специально созданные для регулировки частот, например, TDA1524, о которой и пойдёт речь в этой статье. Эта микросхема может регулировать громкость стерео-аудиосигнала, баланс громкости каналов, и также уровень высоких и низких частот, то есть будет всего 4 потенциометра регулировок - лаконично, функционально, ничего лишнего. Схема её включения представлена ниже.

    Микросхема работает со стерео-сигналом, соответственно содержит два входа (правый и левый каналы) и два выхода. Подавать на неё сигнал можно в любого источника, будь то телефон, плеер, компьютер. Микросхема также имеет высокое входное сопротивление (160 кОм) и низкое выходное (300 Ом), что позволяет использовать её для согласования источника сигнала с высокоомным выходом с любым усилителем. Входы усилителя подключаются к выходам схемы, представленной выше. Потенциометры регулировок - это резисторы с R3 по R6 на схеме, используются обычные одинарные на 47-50 кОм, характеристику можно взять линейную, кроме громкости - туда предпочтительнее поставить логарифмический.

    Список номиналов элементов схемы:

    • C1, C12 – 68 нФ;
    • C2, C11 – 15 нФ;
    • C3, C10 – 4,7 мкФ 25 В;
    • C4 – 220 нФ;
    • C5 – 100 мкФ 25 В;
    • C6, C7, C8, C9 – 100 нФ;
    • C13, C14 – 2,2 мкФ 25 В;
    • R1, R7 – 200 Ом;
    • R2 – 2,2 кОм;
    • R3, R4, R5, R6 – 50 кОм.

    Также на схеме можно увидеть перемычку J1, которая служит для включения или выключения частотной компенсации регулятора громкости, что может пригодится, особенно при прослушивании музыки на небольшой громкости. Конденсаторы, согласно канонам, следует взять плёночные, но также прекрасно будут работать и керамические. Обратите внимание, что микросхема очень требовательна к качеству питания - не должно быть никаких пульсаций, иначе в выходном аудио-сигнале неизбежно появится лишний фон. Для того, чтобы этого избежать схему следует питать от отдельного трансформаторного источника питания, с обилием конденсаторов по питанию, не лишним будет и CLC фильтр по питанию. Также стоит отметить, что при длительной работе корпус микросхемы может весьма значительно нагреваться, хоть это и предусмотрено производителем, но такой нагрев не лучшим образом сказывается на долговечности микросхемы. Поэтому не лишним будет закрепить на её спинке небольшой радиатор, приклеив его с помощью теплопроводного клея. По этой же причине не помешает установить микросхему на плату через панельку.

    Некоторые параметры микросхемы представлены ниже.

    • Напряжение питания лежит в пределах от 8 до 15В, оптимально 9-12В, при более высоком повышается и нагрев микросхемы.
    • Небольшой ток потребления, не превышает 40-50 мА.
    • Полоса частот захватывает весь слышимый диапазон, от 20 Гц до 20 кГц, а потому микросхема не "гадит" звук.
    • Одновременная работа с двумя каналами, не требуется двух микросхем для обработки стерео-сигнала.
    • Высокое входное сопротивление, 160 кОм, а потому подключать можно даже источники с большим выходным сопротивлением без потери качества звука.
    • Низкое выходное сопротивление, 300 Ом, его будет достаточно для любого усилителя.

    Переходим к изготовлению темброблока. Схема выполняется не печатной плате размерами 80 х 45 мм, при этом все четыре потенциометра устанавливаются непосредственно на плату в один ряд у края, это позволит в дальнейшем без труда закрепить плату в корпусе на гайки этих же потенциометров. Плата изготавливается методом лазерно-утюжной технологии, который знаком любому радиолюбителю. Можно использовать любой текстолит, в крайнем случае даже гетинакс. Печатная плата прилагается к конце статьи, открыть её можно в программе Sprint Layout, отзеркаливать перед печатью не нужно. Печатать нужно обязательно на лазерном принтере, предварительно выставив в настройках максимальную подачу тонера. Внешний вид вытравленной платы показан на фото выше.

    При установке на плату деталей рекомендуется установить для подключения питания сдвоенный винтовой клеммник, а для подключения проводов входа и выхода использовать стандартные разъёмы jack 3,5, тогда подключать плату к источнику сигнала и усилителю можно будет с помощью обычных стерео-AUX кабелей. Но также сигнальные провода можно и впаять на плату - они будут содержать три контакта, левый канал, правый канал, и оплётка - земля.

    Темброблок можно использовать как в качестве отдельного устройства, установив его в свой корпус, так и в составе самодельного усилителя. Если использовать плату без корпуса, то возможно появление в сигнале лишнего фона, ведь голая плата никак не защищена от внешних помех. Поэтому рекомендуется поместить темброблок в свой металлический корпус, соединив его с минусом схемы в одной точке (если точек соединения будет больше, то возможно появление земляных петель, которые также поспособствуют повышению лишнего фона). Таким образом, данное устройство можно назвать отличным дополнением, например, к самодельному усилителю, радиоприёмнику, автомагнитоле, ведь он не занимает много места, но зато значительно расширяет возможности регулировки звука. Удачной сборки!

    plata.rar [12.06 Kb] (скачиваний: 115)

    Источник (Source)

    Простой, удобный прецизионный стабилизатор накала для лампового УМЗЧ

    Усилитель мощности из доступных деталей

    10
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9.7
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    10 комментариев
    Иван_Похмельев
    Генерал подводит итоги учений: "Артиллеристы отстрелялись на отлично, танкисты форсировали водную преграду на отлично, мотострелки выполнили марш-бросок на отлично, связь работала без замечаний." yes
    Валерий
    Цитата: pogranec
    Кто ...... в дождь и грязь....,

    "Кто угодно, но не связь! " - всегда отвечал я на такие весёлые выкрики-вопросы, звучавшие из окопов на полигоне, когда я проходил мимо с ТА-57 на плече, или с катушкой... (срочная служба)
    Про катушку - отдельная тема... Был стишок
    "Пока связист мотал катушку, танкист е... его подружку"..
    И, как-то, когда я сматывал катушку, один офицер-танкист (точнее, "гаубичник-самоходчик")))) решил так пошутить... Но запутался, и говорит "Пока танкист е..подружку...."
    - "Связист смотал его катушки!" - перебил я его, закинул катушку на плечо и ушёл, услышав за спиной взрыв смеха.... Эффектненько так получилось...)))

    Цитата: Korolev
    ж...па в мыле, рожа в грязи - это наш начальник связи!

    У нас было "Кто такие? - Мы из связи!"
    И, конечно-же, мы перефразировали
    "Ж.. в мыле, морда в грязи...
    Так что хотите?
    ...Нам бы свя-язи!
    Але нови ностра алис!
    Хатуль Мадан
    R555,
    Димон положил на всех с прибором, ... Эти статьи и так большей частью с ошибками, так он ещё и от себя пургу разную несёт.
    Кого-то он мне напоминает... Реинкарнация или вирус "вареник"?
    Korolev
    R555,
    Димон положил на всех с прибором
    А может бидон читать не умеет? Сегодня прочитал анекдот, ржу: 1990 год, Кировский завод, мужик устраивается слесарем, имеет 6-й разряд, ему предлагают заполнить анкету. "Да неграмотный я, до всего сам доходил" Не взяли ... 1995 год новый русский открывает счёт в швейцарском банке, приносит пару лямов налом, ему: "Распишитесь вот здесь", он: "Да неграмотный я, был бы грамотный, на Кировском бы слесарил!" xaxa

    pogranec,
    Кто ...... в дождь и грязь, наша доблестная связь-))))
    Ага, ж...па в мыле, рожа в грязи - это наш начальник связи! drinks
    pogranec
    R555,
    Поздравляю всех радиолюбителей с нашим праздником, ДНЁМ РАДИО! 21+
    Korolev
    R555,
    Да, чуть на забыл!
    Да, уже почти час, если по среднеевропейскому! smile
    R555
    Korolev,
    Да, чуть на забыл!
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    R555,
    Так что, кому нравится мазохизм, комментируйте статьи димона дальше
    На ошибки указывать необходимо, на этот сайт заходят и начинающие, слабо (или вообще никак) разбирающиеся в электронике, но желающие повторить самоделку с уважаемого, авторитетного сайта. Кстати, в комментариях к оригинальной статье, повторившие отмечают, что разводка регуляторов на плате выполнена неправильно, но бидон комментов не читает! yes
    R555
    Korolev,
    Игорь, я давно объявил, что не буду больше критиковать статьи димона-бидона. Не вижу смысла тратить своё время. Димон положил на всех с прибором, сидит себе, переписывает статьи со всех сайтов подряд, гонорары получает, особо не перетруждая себя. Эти статьи и так большей частью с ошибками, так он ещё и от себя пургу разную несёт. И ржёт надо всеми. Вот уже до "Схем нет" добрался. Ща оттуда будет таскать. Так что, кому нравится мазохизм, комментируйте статьи димона дальше. Без обид.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    для подключения проводов входа и выхода использовать стандартные разъёмы jack 3,5, тогда подключать плату к источнику сигнала и усилителю можно будет с помощью обычных стерео-AUX кабелей
    В таком случае распиновка выходов на схеме - неправильная! А Васька (DIMON-BIDON) слушает, да ест (молча)! fool

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии