Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Акустическое реле своими руками

    Акустическое реле своими руками

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Автоматика всё сильнее и сильнее проникает в нашу жизнь с каждым годом. И многим людям сейчас уже недостаточно просто взять и щёлкнуть привычным кнопочным выключателем, чтобы включить или выключить свет. Большую популярность набирают голосовые помощники, которые, слушая голосовые команды, могут выполнить то или иное заранее заданное действие. Недаром говорят, лень - двигатель прогресса, поэтому в этой статье рассмотрим сборку простого акустического выключателя, который при громком хлопке или щелчке может включить или выключить какую угодно электронную нагрузку, чаще всего это осветительные приборы. Конечно, такая схема не сможет распознавать отдельные слова и фразы, ведь она регистрирует любое превышение громкости вокруг микрофона, чем бы оно не было вызвано, но зато её работу действительно можно назвать стабильной и предсказуемой. Схема акустического реле представлена ниже.

    Рассмотрим её по порядку, слева на право. В крайней левой части показы три контакта, они служат для подключения питания. Напряжение питания схемы составляет 5В, но также схема содержит стабилизатор 78L05, который позволяется получить 5В для питания схемы из более высокого напряжения. Таким образом, схему можно запитать и от источника на 5В (например, USB-выхода), и от источника с более высоким напряжением, в пределах 7-30В. На плате под каждый из вариантов предусмотрен свой пятачок. Далее на схеме можно увидеть электретный микрофон, обозначенный как MIC1. Здесь можно использовать практически любой электректный микрофон с двумя контактами, обратите внимание, что динамические микрофоны также содержат два контакта, но для этой схемы они не подойдут. Один из выводов микрофона является плюсовым, а второй минусовым, определить их достаточно просто - нужно прозвонить, какой из контактов соединяется с металлической оболочкой микрофона, тот и будет являться минусом. Найти электретный микрофон можно практически в любом сотовом телефоне, диктофоне, либо наушниках, если они могут использовать как гарнитура. Микрофон улавливает звуковые колебания воздуха, преобразует их в электрический сигнал, который через конденсатор С5 поступает на базу транзистора VT1. Транзистор нужен для усиления уровня сигнала, ведь сигнал непосредственно с микрофона очень мал по амплитуде. Здесь можно использовать, например, S9013, BC547, КТ315, КТ3102. В коллекторе транзистора установлен подстроечный резистор R4, он нужен для настройки уровня порога срабатывания. Затем усиленный сигнал поступает на микросхему таймер NE555, она, в свою очередь, формирует на выходе прямоугольный импульс каждый раз, когда уровень сигнала с микрофона превышает пороговый. Наглядно работу этой системы можно увидеть на рисунке ниже.

    Напряжение смещения формируется благодаря резисторам R5 R6, они имеют одинаковый номинал, поэтому это напряжение равно половине питающего. Напряжение 1,66В - это треть от питающего, при достижении именно этого напряжения на 2 выводе среагирует таймер. Выходной прямоугольный импульс снимается с 3 вывода NE555 и идёт прямиком на вход триггера U3.1, в качестве него используется микросхема CD4013, описание её выводов показано рядом со схемой. Роль триггера заключается в удержании на выходе (1 вывод) состояния "включено" либо "выключено". Наглядно его работу можно представить так - на вход подали единичный импульс, выход переключился в состояние "включено", подали импульс ещё раз, выход переключился в состояние "выключено", и так далее по кругу. К выходу триггера подключен транзистор VT2, который коммутирует обмотку реле. Здесь нужно использовать транзистор с током как минимум 0,5А, идеально подойдёт S9013. Не стоит забывать про диод VD2, он служит для гашения импульсов самоиндукции обмотки реле, без него транзистору VT2 долго не прожить. Также на схеме показан пример подключения нагрузки - в этом примере в качестве самой нагрузки служит лампочка, а гальванический элемент на ней - сеть 220В. Силовые контакты реле замыкают и размыкают эту цепь, включая и выключая лампочку.

    Акустическое реле своими руками

    Обратите внимание на посадочное место реле на плате - разновидностей реле существует много, поэтому, если у вашего реле другое расположение выводов, плату перед изготовлением нужно будет подкорректировать. В схеме нужно использовать реле с обмоткой на 5В, максимальная коммутируемая мощность будет зависеть от максимального допустимого тока реле. Плата выполняется методом ЛУТ, процесс не представляет ничего сложного: переносим рисунок, травим, сверлим, залуживаем. Если предполагается использование мощной нагрузки (более 500Вт), то силовые дорожки нужно залудить толстым слоем припоя, либо проложить на них медные жилы, чтобы минимизировать падение напряжения. При установке деталей сперва запаиваются мелкие детали, массивной реле в последнюю очередь. Микрофон можно как установить на плату, так и вывести на проводах, но при этом они обязательно должны быть экранированные и не слишком большой длины. Вид собранной платы показан ниже.

    А на этих фотографиях можно увидеть, как происходит переключение. На первом фото контакты реле замкнуты, схема потребляет примерно 60 мА, этот ток обусловлен тем, что обмотка реле находится под напряжением. Затем следует хлопок в ладоши, и мы видим второе фото - на нём контакты реле уже разомкнуты, как показывает мультиметр. Ток потребления в этом режиме составляет менее 10 мА. Удачной сборки!

    plata.rar [15.9 Kb] (скачиваний: 42)

    Источник (Source)

    Логарифмический индикатор уровня сигнала на LM3915

    Цифровой осциллограф на микроконтроллере

    9
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    2 комментария
    feonor12
    но зато её работу действительно можно назвать стабильной и предсказуемой.

    Вот с чем не поспоришь с тем не поспоришь! Включил музыку - и началась дискотека, действительно очень предсказуемо! xaxa
    Korolev
    который при громком хлопке или щелчке может включить или выключить какую угодно электронную нагрузку, чаще всего это осветительные приборы ... ведь она регистрирует любое превышение громкости вокруг микрофона, чем бы оно не было вызвано
    Оригинальный тест на коронавирус! Сидишь и боишься, не дай Бог чихнуть или кашлянуть, или телефон зазвонит - погаснет свет! xaxa

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии