Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Звук и акустика » Простейшая самодельная гитарная примочка

    Простейшая самодельная гитарная примочка

    Приветствую, гитаристы-самоделкины!

    В интернете сейчас присутствует огромное количество схем различных гитарных примочек - дисторшенов, овердрайвов, хорусов, дилеев и т.д. Чаще всего они являются копиями различных фирменных примочек, которые когда-либо выпускались, либо выпускаются и поныне серийно. Именно их чаще всего собирают все желающие заиметь себе самодельную примочку - ведь это же клоны популярных фирменных устройств, а значит они и звучать будут здорово, красиво, и это действительно так.

    Однако не следует забывать, что обычный гитарный дисторшен, это, по сути своей, каскад с большим коэффициентом усиления, который сперва усиливает, затем обрезает по амплитуде сигнал на определённом уровне. Для того, чтобы это осуществить, вовсе не обязательно использование навороченных малошумящих операционных усилителей, которые зачастую можно встретить на схемах фирменных девайсов, ведь даже обычный отечественный К140УД7 без проблем справится с задачей "перегрузить" гитарный сигнал. Этот операционный усилитель можно найти во многих экземплярах старой отечественной аудиотехники, также и в магазинах радиодеталей - он стоит сущие копейки. О создании дисторшена на операционном усилителе К140УД7 пойдёт речь в этой статье. Схема представлена ниже.

    Как видно их схемы, в ней присутствует всего лишь один каскад. Входной сигнал поступает на схему через разделительный конденсатор С1 - его ёмкость будет влиять на читаемость гитарного звука и уровень низкой частот. Номинал можно варьировать в пределах от 10 нФ до 47 нФ. Смещение входного сигнала задаётся резисторами R1-R2, они могут иметь сопротивление от 10 кОм до 47 кОм. Диоды VD1 и VD2 стоят в обратной связи операционного усилителя, именно они задают амплитуду, по которой будет ограничиваться (т.е. перегружаться) усиленный гитарный сигнал. Здесь можно использоваться практически любые диоды - начиная от германиевых Д2, Д9, заканчивая диодами Шоттки, стабилитронами и светодиодами. Кстати, если поставить в качестве VD1, VD2 светодиоды, то они будут моргать в такт музыке - поэтому при желании их можно вывести и на корпус.

    Переменный резистор R4 управляет уровнем перегруза, делая звук гитары либо близким к чистому, либо наоборот более "злым". Переменный резистор R5, в свою очередь, управляет уровнем громкости выходного сигнала, поэтому здесь желательна логарифмическая характеристика, подойдут с сопротивлением 47 кОм - 200 кОм. В этой схеме не обязательно использовать именно К140УД7, подойдёт любой операционный усилитель общего назначения, например, TL071, TL081. На схеме указаны номера выводов, они соответствуют одинарным операционным усилителям. Использовать также можно и сдвоенные, в этом случае второй операционный усилитель в корпусе микросхемы останется незадействованным. Из сдвоенных можно использовать, например, TL072, TL072.

    Схему из-за её миниатюрности без проблем можно спаять даже навесным монтажом, либо на макетной плате. Но также можно и вытравить полноценную печатную плату, как сделал автор статьи. Для гнёзд входа и выхода сигнала используются штекеры Jack-6.3, они впаиваются прямо на плату, но могут быть и выведены на проводах. Для питания используется гнездо 5.5 х 2.1 мм с минусом на центральном контакте, стандартное для всех гитарных примочек. Схема питается от напряжения 9-12В и потребляет небольшой ток, поэтому питать её можно как от батарейки Кроны, так и от сетевого блока питания. Блок питания должен быть стабилизированным - т.е. на его выходе после выпрямителя должен стоять стабилизатор напряжения, например, 78L09 или 78L12.

    Собранную примочку обязательно следует поместить в металлический корпус, который послужит экраном и защитит высокочувствительный вход от влияния внешних наводок. Учитывая, что все детали для схемы дисторшена стоят буквально копейки - идти в магазин и покупать там готовый корпус не слишком рационально. Автор использует корпус от старого советского фейзера, который уже имеет кнопку для включения и выключения эффекта, а также потенциометры с ручками. Схема должна быть полностью изолированна от корпуса, а с корпусом должна соединяться только земля схемы, притом строго в одной точке. Такая схема распайки является верной, и позволяет полностью защитить схему от наводок, не создавая при этом лишних земляных петель на корпусе.

    Таким образом, получилась рабочая гитарная примочка, которая хоть и не является копией какого-нибудь знаменитого фирменного дисторшена, но обладает приличным звуком, а потому имеет право на жизнь. К основным преимуществом данной схемы также можно отнести возможность варьировать номиналы резисторов и конденсаторов в больших пределах, без потери работоспособности схемы. Если взять и разобрать любой советский магнитофон - то там 100% окажутся все компоненты, необходимые для сборки данной схемы. Удачной сборки :)

    Источник (Source)

    Pro Co RAT Distortion - простой, но мощный перегруз

    Педаль дисторшна Suhr Riot своими руками

    0
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    0
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    0
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    16 комментариев
    Иван_Похмельев
    Цитата: R555
    диод надо поставить германиевый Д310 (он держит как бы не 500 мА, хотя маленький. в стеклянном, покрытым чёрной эмалью корпусе) или Шоттки
    Или полевик с несложной обвязкой. Это если задача - падение сделать как можно меньше.
    Зато с диодом можно, как уже рассказал R555, улучшить фильтрацию.
    ino53
    Цитата: feonor12
    не знаю как кондёр по питанию влияет на самовозбуд.

    В случае высокого внутреннего сопротивления источника конденсатор снижает это сопротивление по переменке. Для ВЧ МС вообще без керамики никак. Живой пример - ЛМ317, да и большинство КРЕнок, у них же внутри операционник сидит.
    Цитата: feonor12
    он написал, только фото забыл вставить.
    xaxa Называется - безответственность, пох..зм на читателя. Как R555 писал когда то - каждое слово подбираю и проверяю не раз, а тут содрать путем лень... fool
    feonor12
    Korolev,
    Ну справедливости ради он написал, только фото забыл вставить.
    Блок питания должен быть стабилизированным - т.е. на его выходе после выпрямителя должен стоять стабилизатор напряжения, например, 78L09 или 78L12.

    А вообще, я об этом же ниже написал)
    Korolev
    Посмотрел статью - источник:
    Рядом с разъёмом питания виден диод, защищающий схему от переполюсовки. В принципе его ставить не обязательно, но перестраховка не помешает, ведь примочка будет запитываться от различных БП
    И в статье источника:
    От покупного адаптера примочка работала нестабильно, исправляем это установкой стабилизатора напряжения
    есть фото, как автор установил стабилизатор. Но DIMON-BIDON как всегда верен себе! smile
    feonor12
    R555,
    Ясно. Я думал там какие-то секретные есть возможности, "недокументированные" smile
    А это всё ТОЭ. Единственное, признаюсь, не знаю как кондёр по питанию влияет на самовозбуд. У меня было схема уходила в самовозбуждение когда разделительный кондёр неправильный поставил, было много высоких частот.

    Что касается БП, то для питания педалей нужно по любому брать или делать стабилизированный, как и у автора. Если простой мост с кондёром - в случае с перегрузом фон 50 Гц будет 99.9%. Это по опыту. Так же желательно все педали питать от своего блока или т.н. блоком с изолированными выходами. Короче если с одной примочкой что-то не так, КЗ или переполюсовка - что-бы это никак не повлияло на работу других педалей.
    Korolev
    R555,
    И если подключить в ошибочной полярности "Крону" солевую, то диодик, скорее всего спасёт
    В статье речь не о "Кроне", а о БП:
    Для питания используется гнездо 5.5 х 2.1 мм с минусом на центральном контакте, стандартное для всех гитарных примочек.
    yes
    R555
    feonor12,
    Про кондёр слушаю внимательно.
    Рассказываю дальше. Эта цепь по питанию, состоящая из диода и электролитического конденсатора, при разумном применении, т.е., когда потребляемый схемой ток не превышает примерно 100 мА (а в обсуждаемой схеме это именно так), цепь может одновременно выполнять минимум 4 важных функции.

    1) Защита от переплюсовки по питанию.
    2) Уменьшение пульсаций по питанию (особенно, если БП не особо качественный).
    3) Устранение самовозбуждения схемы (иногда помогает даже для схемы из нескольких усилительных каскадов).
    4) Устраняет неадекватную работу схемы при сильном разряде батареи питания, когда её внутреннее сопротивление начинает заметно увеличиваться, что приводит к "затыканию" звука и прочим нежелательным "эффектам".
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    feonor12
    R555,
    Я в курсе и про германиевые и про Шоттки, но на практике их никогда нет под рукой для этих целей. Я обычно никакой защиты не ставлю, предпочитаю соблюдать внимательность и полярность)
    Про кондёр слушаю внимательно.
    Цитата: ino53
    операционник "в золоте" живьем видели?

    Да где же их увидишь... Та малая часть что сохранилась по радиолюбителям лежит в коллекциях, всё остальное переплавлено вандалами на драгмет.
    R555
    feonor12,
    Ну в примочках стараются в плюс последовательно диод не ставить, т.к. на нем падение.
    Согласен, я в курсе. Но я не дописал, что диод надо поставить германиевый Д310 (он держит как бы не 500 мА, хотя маленький. в стеклянном, покрытым чёрной эмалью корпусе) или Шоттки. И на нём при таких небольших потребляемых токах, как в данной примочке, будет падать не более 0,1 В, а это мелочь. И про дополнительный электролит по питанию, тоже не просто так упомянул. Сейчас скажу на эту тему подробнее. Далеко не все об этом знают, что это даёт. boast
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    ino53
    Цитата: R555
    после диода поставить электролит минусом на землю.

    Без "банок" по питанию он вообще "засвистеть" должен...
    Афтару -"...Использовать также можно и сдвоенные,.." - а счетверные?
    И еще - многие ли из молодых операционник "в золоте" живьем видели? У меня то лежат для коллекции, но у меня и П4БЭ, и ДГ-Ц27, и др. древности есть... smile
    feonor12
    R555,
    Ну в примочках стараются в плюс последовательно диод не ставить, т.к. на нем падение. При использовании блока питания это не критично, а вот при использовании кроны - снижается время работы, ибо батарея ещё заряжена а на педаль приходит уже на 0,7 вольта меньше, что в некоторых случаях особенно сильно сказывается на звуке (в некоторых педалях есть даже такая настройка, которая "душит" напряжение делителем, эмитируя разряд батареи).
    С другой стороны, защита параллельно питанию тоже ерундистика (без предохранителя), ибо замкнет БП при неправильной полярности и кирдык ему. Я вот просто не уверен что проще, БП новый купить или дешманский ОУ, 4558 стоит 15 рублей...

    З.Ы. Взглянул ещё раз на плату - "флажки" это самое хреновое, что можно было выбрать в качестве кондёров.

    Из сдвоенных можно использовать, например, TL072, TL072.

    А TL072 подойдёт? xaxa
    R555
    Korolev,
    Хиленький он для защиты, выгорит "в обрыв", ничего не защитив!
    Этот диодик (судя по цветовым колечкам на корпусе), думаю, КД521- импульсный (высокочастотный). По току он, конечно, слабенький. И если подключить в ошибочной полярности "Крону" солевую, то диодик, скорее всего спасёт. Такие диоды ставили в пультах ДУ к телевизорам "Горизонт" и прочим, эти пульты в те времена питались от 9 В. А вот если подключить "Крону" алкалиновую (щелочную), а, тем более БП на ток 500 мА, как на фотке, от диодика останется только стеклянная трубочка и 2 проволочки xaxa А уже после этого выгорит опер.

    Ваще не понимаю, нельзя было что-ли найти и поставить диод помощнее? Их широчайший ассортимент. А в такой схеме с малым потребляемый током защитный диод можно было включить в плюсовой провод питания и после диода поставить электролит минусом на землю.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    feonor12
    Цитата: Korolev
    Хиленький он

    Ну это уже другой вопрос и вообще не ко мне)
    Korolev
    feonor12,
    Скорее всего защита от переполюсовки
    Хиленький он для защиты, выгорит "в обрыв", ничего не защитив! Блиииин! Тяпница, крайний день, на рифму пробило! yahoo
    feonor12
    О, вернулся.

    Не самая!!!

    Korolev,
    Скорее всего защита от переполюсовки.
    Korolev
    Для гнёзд входа и выхода сигнала используются штекеры Jack-6.3, они впаиваются прямо на плату,
    Ну, DIMON-BIDON как всегда верен себе! xaxa А что там за диодик на краю платы, ниже разъёма питания на фото №3? Хотя кому я задаю этот вопрос? xaxa

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии