Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Сенсорный включатель на двух транзисторах

    Сенсорный включатель на двух транзисторах

    Приветствую, товарищи-самоделкины!

    Как говорится, лень - двигатель прогресса, и поспорить с этим довольно трудно. Ведь действительно, многие изобретения человечества, в частности, электронные устройства и модули созданы человеком для того, чтобы облегчить рутинный труд, сделать жизнь более комфортной. С появлением современных электронных компонентов во второй половине прошлого века, этот процесс стал идти особенно быстро - ведь простейшие резисторы, конденсаторы, транзисторы и другие полупроводниковые элементы позволяют собирать какие угодно устройства, на любые случаи жизни, подобно конструктору. В частности, например, простая схемка всего на двух транзисторах можно без проблем заменить привычный кнопочный выключатель. Достаточно лишь собрать схему сенсорного включателя-выключателя, которая представлена ниже.

    Как видно из схемы, на ней присутствует элемент "сенсор" - это та самая пластинка, касание которой будет переводить схему из выключенного состояния во включенное. Форма сенсора может быть произвольной, либо в виде небольшой металлической пластинки, либо даже в виде отрезка провода. Не стоит брать в качестве сенсора слишком большую пластину, иначе схема не будет реагировать на касания, а всегда останется включенной. Принцип работы прост - два каскада на транзисторах образуют усилитель с большим коэффициентом усиления. Когда сенсора не касается рука человека, усиливать транзисторам нечего, база транзистора VT2 остаётся притянутой к земле резистором R3, оба транзистора закрыты, ток через светодиод HL1 не течёт. Как только человек коснётся сенсорной площадки, на базу транзистора VT2 будут поступать синусоидальные наводки, которые тело человека улавливает, как антенна. Электропроводка, высоковольтные линии электропередач, различные бытовые электроприборы создают в каждом городе огромное количество наводок, благодаря которым и работает данная схема. Наводки на базе VT2 приоткрывают этот транзистор, а он, в свою очередь, открывает VT1, который уже коммутирует полезную нагрузку, в данном случае светодиод. К преимуществам схемы можно отнести то, что срабатывание происходит мгновенно, как и выключение при отпускании сенсора.

    При необходимости коммутировать нагрузку более мощную, чем светодиод, нужно использовать реле. Напряжение реле и напряжение питания схемы должны быть одинаковы, можно выбирать из диапазона 5-12 вольт. Не стоит использовать слишком мощные реле, иначе у транзистора VT1 может не хватить мощности запитать обмотку. Оптимальны реле, у которые ток через обмотку составляет 20-50 мА. Схема подключения реле представлена ниже. "+" подключается к плюсу питания схемы, а "-" к коллектору транзистора VT1. Цепь из резистора R1 и светодиода HL1 можно оставить в схеме, светодиод будет загораться при каждом срабатывании. Таким образом, реле получится подключенным параллельно цепи R1 и HL1. При этом обязательно следует поставить параллельно обмотке реле диод для гашения импульсов самоиндукции, возникающих при переключениях реле. Сюда подойдут самые распространённые диоды, например 1n4148, 1n4007.

    Транзисторы в схеме не обязательно использовать именно КТ315, подойдут практически любые NPN транзисторы малой и средней мощности. Например, можно поставить BC547, КТ3102, 2N3904. Схема потребляет небольшой ток, а потому её можно питать даже от батарейки кроны. Для сборки такой миниатюрной схемы вовсе не обязательно изготавливать полноценную печатную плату, здесь как нельзя кстати подойдёт макетная, на которой схему можно собрать буквально за несколько минут.

    К недостаткам схемы можно отнести то, что она может нестабильно работать далеко за городом, вдалеке от высоковольтных линий электропередач, ведь там нет такого обилия наводок, как в городах. Но в то же время - зачем нужен сенсорный выключатель в глухом безлюдном поле? :)

    Таким образом, получилась компактная простая схема сенсорного выключателя, собрать под силу которому даже самому ленивому радиолюбителю. Номиналы компонентов схемы могут отклоняться от заданных на схеме в достаточно больших пределах, транзисторы можно использовать практически какие угодно из доступных NPN, а потому схему можно порекомендовать к сборки в том случае, если по близости нет магазинов радиодеталей. Ведь все компоненты для данной схемы можно найти практически в любом неисправном магнитофоне/телевизоре/плеере. Ниже на фотографии демонстрация того, как схема можно использоваться для коммутации мощной нагрузки, в частности лампы накаливания. Также стоит обратить внимание на то, что схема не имеет триггера - нагрузка выключится сразу после того, как будет убран палец с сенсора. В некоторых случаях это можно стать преимуществом, а в некоторых - недостатком, в зависимости от цели применения такого выключателя. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Автоматический диспенсер

    Две системы сигнализации с фотодатчиком

    Добавить комментарий

    15 комментариев
    ino53
    Цитата: Виктор В.
    в журнале "Радио" всегда говорили ( в том веке, в этом веке не выписываю)

    А я в этом тысячелетии не выписываю... friends
    Цитата: Виктор В.
    Писатель без пальмового масла не может
    Ну при чем здесь, просто раньше те диоды "под ногами валялись", сейчас эти...
    Виктор В.
    А в журнале "Радио" всегда говорили ( в том веке, в этом веке не выписываю), так вот... при подключении реле всегда говорили " поставили реле - поставьте и диод любой типа Д2, Д9 с любой буквой. А в статье: ...сюда подойдут 1n4148, 1n4007". Писатель без пальмового масла не может. После пальмового масла и туалетку импортную нужно покупать.
    Гость Иван
    ino53,
    Автор берет в интернете готовые схемы, немного перерисовывает их, и позиционирует как свои. Оба транзистора 315, просто Автор визуально их не отличает, на этом и прокололся.
    Юрий Житковский
    браво молодой радиолюбительнице за внимательность.
    Новий Стандарт
    ino53,
    "Как я редактировал сельскохозяйственную газету"
    Там еще незаметная ошибка, вы ее кроме прочих нашли? А именно:
    "разновидность семейства апельсиновых"
    Семейства апельсиновых нет. Лимон, апельсин относятся к семейству Рутовых
    Понял квантовую механику - гений
    Korolev
    pogranec,
    Т.е. ты учишь все правильно, а на экзамене нужно отвечать не правильно-)))
    Мне тоже лично приходилось с этим сталкиваться. "Правильным" для компьютера был неправильный ответ сдающего экзамен, сервер в Москве! yes
    ino53
    Цитата: nikvas
    доработанная и правильно нарисованная ваша схема,

    Спасибо, конечно... Может, Похмельеву пригодится... mosking xaxa Неплохо бы еще пульсации на выходе убрать whistle
    pogranec
    составлять вопросы и ответы, причем ответы неправильные
    - сдавал экзамены в одной конторе. Возле экзаменационного кабинета объявление примерно следующего содержания
    "Уважаемы экзаменуемые, на вопросы в билетах нужно отвечать так:
    Билет № 7 ответ А
    Билет № 13 ответ С
    Билет № 24 ответ С
    Все вопросы и претензии обращаете в Москву"
    Смысл в том, что сдавали на компах и программу составляли в Москве. Ну и криворукие влепили неправильные ответы. Т.е. ты учишь все правильно, а на экзамене нужно отвечать не правильно-)))
    Иван_Похмельев
    Цитата: ino53
    составлять вопросы и ответы, причем ответы неправильные, но похожие на правильные, составлять гораздо сложнее.
    Доводилось этим пару раз заниматься, только для конкурса "Лучший по профессии". Действительно, составить три правдоподобных ложных ответа не всегда тривиальная задачка.
    nikvas
    Вот доработанная и правильно нарисованная ваша схема,
    Резистор R4 добавлен для надежного выключения светодиода.
    ino53
    Цитата: Korolev
    А он когда-нибудь, кому-нибудь отвечал?

    Ну как это так? Нормальные авторы (pogranec, например) из темы не вылазят, хотя бы первое время. Надо как то обязать отвечать на вопросы, пусть даже "не знаю pardon " Вспомнился рассказ Марка Твена "Как я редактировал сельскохозяйственную газету", кусочек.
    Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
    [/hide][/hide]
    Что то СКРЫТЫЙ ТЕКСТ не работает...
    ino53
    Цитата: Иван_Похмельев
    Схема шиворот-навыворот нарисована для большей загадочности? Чтобы придать этакий флёр "новизны"?

    Был в системе образования период (как сейчас - не знаю), ответ выбирался из нескольких подготовленных. Помогал одной мадам из ГрГУ (заставили): -рисовал схемы так, что бы непонятно было, что это, мультивибратор, усилитель или (коронка!) мостовой усилитель; -помогал составлять вопросы и ответы, причем ответы неправильные, но похожие на правильные, составлять гораздо сложнее. pardon
    Иван_Похмельев
    А отсутствие каких бы то ни было элементов защиты цепи базы VT2 повышает риск его выхода из строя.
    Korolev
    ino53,
    Если автор не ответит ...
    А он когда-нибудь, кому-нибудь отвечал?
    ino53
    Я молодая начинающая радиолюбительница, мне эта схема понравилась, хочу повторить, но есть вопрос к автору. Именно - на схеме 2 шт. КТ315, на рисунке один КТ315 и один КТ361. Прошу пояснений. Если автор не ответит - куда жаловаться (в Спортлото? xaxa ).

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии