Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Генератор факельного разряда на 6П45С

    Генератор факельного разряда на 6П45С

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины! А также всех любителей высокого напряжения и красивых разрядов.

    Генератор факельного разряда на 6П45С

    Есть такие устройства, которые в простонародье называются "факельниками". Небольшая схема на мощной лампе генерирует на терминале разряд, называемый факельным. На самом деле, такой разряд трудно перепутать с чем либо другим, ведь он действительно похож на факел, либо, как минимум на пламя свечи. Но если в свече горит фитиль, то здесь гореть просто нечему, а плазменный разряд, тем не менее, появляется. Объясняется это тем, что ламповая схема генерирует колебания высокой частоты (около 10 МГц) с высокой амплитудой. Это привод к тому, что привычный нам коронный разряд, обычно фиолетового цвета, сливается в один "факел", цвет которого близок к цвету обычного пламени. Для схемы хорошо подойдут лампы ГУ-50 либо 6П45С. Последнюю можно без проблем найти в старых ламповых телевизорах, либо просто купить в магазине или на барахолке. Цены на мощные лампы нельзя назвать небольшими, но зрелище, получаемое при работе схемы факельника, того стоит. Схема для сборки представлена ниже.

    В самом начале схемы можно увидеть контакты для подачи питающего напряжения, они обозначены как "220 вольт". Для питания этой схемы необходимо высокое напряжение, оно может лежать в пределах 100-300В. Чем больше будет напряжение питания, тем сильнее и красочнее будет факельный разряд, но и сильнее будет нагреваться анод лампы, поэтому важно не переборщить с питанием, чтобы не сжечь лампу. Казалось бы, можно просто подключить данную схему к розетке и всё будет работать. Но этот вариант плох как минимум тем, что будет отсутствовать гальваническая развязка от сети и случайное прикосновение к любой части схемы может стать роковым. Идеальный вариант - использование развязывающего трансформатора 220-220В с мощностью не менее 100Вт (ток 0,5А). На схеме имеются два диода - они удваивают напряжение со входа. Здесь можно использовать диоды с напряжением как минимум 1000В и током 1А, подойдут, например, широко распространённые 1N4007, либо отечественные Д247. Ёмкость конденсаторов С1 и С2 может лежать в пределах 100-150 мкФ, напряжение как минимум 450В. Можно собирать конденсаторы в связки, включая последовательно или параллельно, для увеличения рабочего напряжения или ёмкости соответственно.

    Накал лампы питается от 6,3В для 6П45С, ток 3А, либо 12,6В, если используется лампа ГУ-50, ток при это составит около 0,7А. Важно использовать для питания накала подходящий источник, ведь если накал лампы будет запитан недостаточным напряжением, то схема не запустится, если переборщить и подать слишком высокое напряжение на накал - нить внутри просто перегорит и лампу останется только выкинуть в мусорку. Таким образом, для питания накала можно использовать либо лабораторный блок питания на достаточный ток с регулировкой напряжения на выходе, либо специальный накальный трансформатор. Напряжение на накале может быть как переменным, так и постоянным, без разницы.

    Остальные элементы на схеме имеют следующие номиналы:
    C3: 68пф
    C4: 120пф
    C5: 120пф
    R1: 25К
    R2: 22к

    При это конденсатор С5 должен быть рассчитан на высокое напряжение, чем больше - тем надёжнее, как минимум 15 кВ. Здесь также можно собирать конденсаторы последовательно/параллельно. Резисторы желательно брать мощностью как минимум 1 ватт. Особое внимание в этой схеме нужно уделить катушкам, на схеме они обозначены как L1 и ДР1. Катушка L1 наматывается медным проводом диаметров 1 мм на оправке диаметром 5 см. Длина намотки должна быть около 4 см, то есть расстояние от начала витков до конца витков. Для намотки можно использовать, например, небольшой обрезок водопроводной трубы. Желательно в точности придерживаться заданных параметров катушек, в этом случае схема заработает с первого же включения без муторной настройки. Катушка ДР1 наматывается проводом диаметром 0,5 мм на такой же оправке диаметром 5 см, но длина намотки составляет уже 17 мм. Обратите внимание, что ключевым параметром здесь является именно длина намотки, а не количество витков в катушках.

    Последний элемент на схеме, о котором нужно сказать несколько слов - конденсатор обратной связи, который на схеме так и обозначен, "ОС". Данный конденсатор представляет собой две металлические пластинки, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. Размер пластинок может варьироваться от 1х1 см до 3х3 см, как и расстояние между ними от 4-5 мм до пары сантиметров. Именно параметры и взаимное расположение этих пластинок будут определять всю работу схему. Какой длины будет факел на терминале, как сильно будет раскаляться анод лампы, какой ток схема будет потреблять от источника. Поэтому размер и расстояние между пластинками нужно будет подобрать экспериментально после сборки всей схемы при первом включении. Не следует сближать пластинки слишком близко друг к другу, иначе возможно пробитие дуги между ними. Края пластинок также нужно сточить напильником до округлого состояния, чтобы не возникало лишних коронных разрядов. Конденсатор С5 должен располагаться как можно ближе к пластинке, можно припаять пластинку прямо на его вывод.

    Первое включение нужно проводить на короткое время, чтобы убедится, что схема собрана правильно, ничего не коротит, а лампа не перегревается. Сразу же после подачи питания на схему факел на терминале может не возникнуть, особенно если терминал имеет округлую форму без острых выступов. В этом случае достаточно "зажечь" его, коснувшись отвёрткой или плоскогубцами с диэлектрической рукояткой. Идеальный вариант - использовать в качестве терминала острую иглу, в этом случае факел будет появляться легко сам. Но такая игла должна быть из тугоплавкого металла, ведь температура на конце терминала достигает высоких значений, вплоть до 3000 градусов. Длина факела зависит от правильности настройки схемы конденсатором обратной связи и напряжения питания. При правильной настройке она может достигать 4 см при "сухом" терминале и более 7 см, если на кончике терминала закрепить кусочек стекла или соли. Также можно поэкспериментировать с разными солями и добавками, окрашивающими пламя в разные цвета. Таким образом, получилось крайне интересное и необычное устройство, создающее удивительные факельные разряды, вид которых точно не оставит никого равнодушным. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Высокоточный генератор ШИМ с кнопочным контролем

    Электроизгородь на основе автомобильной катушки зажигания

    0
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    0
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    0
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    2 комментария
    ino53
    Последний раз видел в продаже 6П45С по 9 у.е. ("Полтинники"вроде дешевле.) А вообще такое впечатление, будто в тебя кто-то говном кинул и спрятался, пиши-не пиши - аффтара нэту!
    Korolev
    Желательно в точности придерживаться заданных параметров катушек ... Обратите внимание, что ключевым параметром здесь является именно длина намотки, а не количество витков в катушка
    Ну да, хватит и пары витков, главное правильно растянуть, а индуктивность - не параметр! nea

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии