Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Прибор для проверки и измерения вольтажа стабилитронов

    Прибор для проверки и измерения вольтажа стабилитронов

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Стабилитроны - это такие полупроводниковые элементы, которые позволяют застабилизировать напряжение на одном уровне, используя всего два элемента - сам стабилитрон и резистор к нему. Такая способность стабилитрона обуславливается его интересное вольт-амперной характеристикой, на обратной ветви которой присутствует резкий, почти вертикальный спад. Таким образом, напряжение падения на стабилитроне остаётся постоянным, и почти не меняется в зависимости от протекающего через него тока. Стабилитроны могут быть рассчитаны на разные напряжения стабилизации, от единиц вольт до сотен вольт. Они широко используются в электронике, например, на их основе можно собрать параметрический стабилизатор - напряжение стабилизируется с помощью стабилитрона, а высокая мощность такого источника питания обуславливается применением мощного транзистора, в цепь базы которого и устанавливается стабилитрон.

    Резистор, который включается последовательно со стабилитроном, служит для задания тока через стабилитрон, так как для правильной работы стабилитрона через него всегда должен протекать хотя бы небольшой ток. Вместе с резистором стабилитрон образует делитель напряжения, готовое стабилизированное напряжение снимается с его средней точки и может использоваться в электронных схемах для разных целей.

    Диапазон напряжений, на которые могут быть рассчитаны стабилитроны, достаточно широк. Напряжение стабилизации конкретного стабилитрона указывается прямо на его его корпусе мелкими цифрами, и довольно часто получается так, что эти цифры попросту не видно, из-за того, что они нанесены с огрехами, особенно это касается стабилитронов в мелких стеклянных корпусах. Конечно, в этом случае можно вручную подсоединить к стабилитрону резистор, подать напряжение питания на эту цепь и замерить вольтметром напряжение стабилизации, но этот способ теряет свою актуальность, если необходимо проверить большое число стабилитронов. Здесь на помощь придёт прибор для определения напряжения стабилитронов, описанный далее в этой статье. Кроме того, стабилитроны имеют большой разброс по напряжению, а потому, например, стабилитрон на 12В может стабилизировать напряжение как уровне 11,5В, так и 12,5В. Узнать точное напряжение стабилизации также позволит этот прибор. Его схема представлена ниже.

    На контакты BAT1 и BAT2 в левой части подаётся питающее напряжение, оно должно составлять 5В. Схема потребляет ток не более 100 мА, а потому для её питания очень удачно подойдёт любой USB выход, либо зарядное устройство телефона. Также схему можно запитать и от литий-ионного аккумулятора, если поставить преобразовать 3,7 до 5В, аналогичный тем, что стоит в повер-банках, в этом случае прибор получится полностью автономным. Большую часть схемы занимает преобразователь напряжения, который повышает 5В на входе в 30В на выходе. Это необходимо для того, чтобы расширить диапазон стабилитронов, которые можно проверить данными прибором - замер будет верным для всех стабилитронов, рассчитанных на 30В и меньше. При необходимости измерения более высоковольтных стабилитронов, необходимо использовать более высоковольтный преобразователь, выдающий 50 и более вольт. Но, как правило, стабилитроны выше 30В используются довольно редко, а потому схема пригодна для использования в таком виде.

    Основан преобразовать на микросхеме NE555, которая генерирует прямоугольные импульсы, которые поступают на базу транзистора Т3. Здесь можно применить практически любые достаточно мощные NPN транзисторы, например, MJE13007 либо полевые IRF740, IRF630. Катушка L1 - это дроссель индуктивностью около 800 мкГн. Можно использовать любые индуктивности номиналом 200-1000 мкГн, с током как минимум 0,1 А. В качестве диода D1 желательно использовать ультра-быстрый диод, например, UF4007, но подойдёт также и обычный широко распространённый 1N4007. С катода этого диода снимается повышенное напряжение 30В, конденсатор C3 - фильтрующий, должен быть рассчитан на напряжение как минимум 50В. Ёмкость желательно взять побольше, минимум 10 мкФ, идеально 47 или 100 мкФ. Часть схемы с транзистором Т1 служит для защиты схемы от перенапряжения. D4 - стабилитрон на 33В, как только напряжение на выходе превышает это значение, схема отключается и перестаёт генерировать импульсы. В качестве Т1 можно применить любой маломощный NPN транзистор, например, КТ3102, КТ315, BC547. Элементы в обвязке микросхемы NE555 желательно использовать, точно соблюдая номиналы, указанные на схеме, они них будет зависеть правильность работы повышающего преобразователя.

    Особый интерес представляет правая часть схемы - непосредственно сам измеритель напряжения стабилитронов. На транзисторе Т2 собран источник тока. Диоды D2 и D3 могут быть любыми кремниевыми, например 1N4148 или 1N4007. В этой части схемы вверху можно увидеть три точки - А, В, С. Это переключатель, который позволяет регулировать, какой ток будет выдавать источник тока. Он может находиться в одном из трёх положений - точка А подключена к точке В, подключена к точке С, либо ни к чему не подключена. При этом значения токов будут равны 1,4 мА, 3,8 мА и 0,7 мА, такое переключение позволит определить, как разные стабилитроны будут работать при разном токе через них. Для переключения можно использовать галетный переключатель, либо обычный тумблер на 3 положения с системой ON-OFF-ON. Ниже транзистора Т2 можно увидеть ещё 4 контакта. Два из них нужны для подключения измеряемого стабилитрона, оставшиеся два для подключения вольтметра. Таким образом, вольтметр будет установлен параллельно стабилитрону, он будет измерять напряжения на нём. Здесь удобно использовать встраиваемые цифровые вольтметры, как правило, они имеют диапазон измерения от 3 до 30В и достаточно приемлемую точность. Их стоимость на Алиэкспересс составляет около одно доллара. Также можно и замерять напряжение, подключив к схеме мультиметр, если вывести для этого специальные контакты. Для измеряемого стабилитрона также желательно установить зажимы, например, ZIP-панельку с рычажком или обычные крокодилы.

    Для первого раза схему можно собрать на беспаечной макетной плате, как и сделал автор. Такая плата позволяет быстро собрать схему, оперативно заменять детали, и если всё работает хорошо - вытравить полноценную компактную печатную плату и собрать прибор в корпусе. На картинке ниже представлен один из возможных вариантов разводки печатной платы. Обратите внимание, что при разводке плату нужно учитывать физические размеры компонентов, особенно индуктивности - катушки часто бывают довольно габаритными. На плате также можно предусмотреть место для светодиода индикации наличия питания на приборе, тумблера выключения.

    Плату можно нарисовать маркером либо выполнить методом ЛУТ, подробных инструкций для которого предостаточно в интернете. Кратко процесс можно описать так: подготавливается текстолит путём зашкуривания поверхности, затем на него переносится утюгом рисунок платы, предварительно распечатанный на лазерном принтере на термотрансферной бумаге. Затем плата травится, сверлятся отверстия под компоненты. Со сверлением отверстий также нужно быть внимательным - для резисторов, микросхемы, конденсаторов, подойдёт сверло 0,8 мм, а для крупных компонентов, транзистора в корпусе ТО-220 и индуктивности понадобится сверло 1-1,2 мм. Внешний вид готовой платы с запаянными компонентами представлен на картинке ниже. Как можно увидеть, плата имеет следующие пятачки для впаивания: два для вольтметра, два для стабилитрона, три для переключателя ON-OFF-ON, и ещё два для подачи питания 5В.

    При первом запуске схемы нужно проконтролировать ток потребления - он не должен быть больше 0,1А. Также нужно замерить напряжение на катоде диода D1, оно должно составлять около 30-33В. Если всё в норме, схему можно проверить путём установки стабилитрона с заранее известным напряжением стабилизации в соответствующие контакты - вольтметр при этом должен показать это напряжение. Если схема работает верно, приступаем к установке в корпус.

    Таким образом, получилось законченное устройство, позволяющее проверить работоспособность стабилитрона, а также измерить его точное напряжение стабилизации. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Дистанционное управление по радиоканалу на 4 команды

    Коммутатор USB портов

    3.5
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    5
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    15 комментариев
    Гость Владимир
    Для грамотных слова "вольтаж" не существует, это раз, для тех кто знает, что такое стабилитрон, и как он работает, важнейший параметр - ток стабилизации, т.е надо добавить миллиамперметр и выставить этот ток, даже не зная марку стабилитрона, можно вычислить зависимость напряжение от тока стабилизации, и выявить границы тока стабилизации, где напряжение стабильное, значит прибор должен быть не много сложнее.....
    R555
    Korolev,
    А на бидонах сайт прирастает просмотрами, общением. А вот вопрос с уменьшением оплаты халтуры бидонов, в пользу нормальных (они-то, в отличие от бидонов, работают добросовестно, больше, а зарабатывают меньше), Админ должен решить сам, например, использовать премирование достойных работ! smile
    Я не знаю, обратил ли ты внимание на то, что я много раз первым обращал внимание пользователей сайта на разного вида атаки на отдельных пользователей, и было, что на самого Админа. Мы тогда совместными усилиями это всё нейтрализовали.

    Но лично Админу я пока не писал, не жаловался ни на одного пользователя. Николай-хозяин сайта, и он решает, кого казнить, а кого наградить. А по поводу улучшения сайта я пока записываю свои ценные мысли, их я ему передам позже.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    Иван_Похмельев,
    Или проверять качество ответа
    Ну уж если начистоту, то некоторые (и мои в том числе) вопросы, тогда тоже следовало бы проверять на осмысленность и необходимость отвечать на них! yes

    ino53,
    запретить ему дальнейшие публикации... Кто "ЗА"?
    Я против! Вот читаю работы наших нормальных авторов и журналистов, всё нормально, грамотно, толково, и не о чём особо рассуждать. А на бидонах сайт прирастает просмотрами, общением. А вот вопрос с уменьшением оплаты халтуры бидонов, в пользу нормальных (они-то, в отличие от бидонов, работают добросовестно, больше, а зарабатывают меньше), Админ должен решить сам, например, использовать премирование достойных работ! smile
    Иван_Похмельев
    Цитата: ino53
    Мужики, давайте создадим петицию Админу (мирную!), что бы в случае, если постоянный аффтар без причин не отвечает на прямо заданные вопросы, запретить ему дальнейшие публикации... Кто "ЗА"?
    Не стоит плодить сущности сверх необходимых. Кто будет определять, есть причина или нет? Или проверять качество ответа. Не хочет халтурщик отвечать на вопросы - бог ему судья. Что нам - делать больше нечего?
    Не так давно на одном сайте написал в комментарии, что схема усилителя не может работать в принципе. Статейка была, скорее всего не исходная, а передранная откуда-то: опубликована в разных местах, но без ссылок друг на друга и без указания авторства. Прошло несколько месяцев и публикатор разразился наукообразным по форме, но бестолковым по содержанию ответом строк на полсотни, вся суть которого была - "отвали, мужик, схема - зашибись!".
    Поэтому смысла в Вашем предложении не вижу.
    feonor12
    Цитата: R555
    отвечай хотя-бы на комментарии.

    У меня есть смутные сомнения, что он их даже не читает, не то, что отвечать...
    ino53,
    Думаю ничего из этого не выйдет. Фактически об этом упоминается следующее:
    после оплаты самоделки вы остаетесь её автором и отвечаете на все вопросы посетителей сайта;

    Но это описано как преимущество, а не как правило для выполнения. Да и не проканает такое правило. Ну допустим человек заболел или временно ушел с сайта а потом вернулся, что ж теперь, запрещать ему публиковать? И как проверять, отвечает он или нет? Я то сам возмущён морозняком бидона, но правило такое не пройдёт.
    ino53
    Цитата: Валерий
    Ждём статьи про ампераж , оммаж и микрофарадаж!...

    Цитата: Иван_Похмельев
    Помимо поганого слова в названии и безграмотного описания...

    Цитата: R555
    Если ты публикуешь статьи, шлёпаешь их, как на печатном станке, передрав у других, то имей хоть толику совести и уважения к другим пользователям сайта, отвечай хотя-бы на комментарии.

    Цитата: Korolev
    Глас вопиющего в пустыне, а Васька (БИДОН), слушает да ест!

    Цитата: Иван_Похмельев
    КМК, "Ваську" такие мелочи не интересуют.

    Дождь пошел, революционное настроение появилось... Мужики, давайте создадим петицию Админу (мирную!), что бы в случае, если постоянный аффтар без причин не отвечает на прямо заданные вопросы, запретить ему дальнейшие публикации... Кто "ЗА"? Надо бы в Курилку вынести...
    Иван_Похмельев
    В продолжение ранее сказанного. Расширив диапазон задания режимов по напряжению и току, можно получить универсальный прибор не только для определения напряжения стабилизации при фиксированных токах со странными значениями. Можно определять обратные напряжения диодов и транзисторов, токи при этом должны быть гораздо меньше, чем у рассматриваемого "уродца".
    Поясню, почему - "уродца". По ТУ или Datasheet на стабилитроны напряжение стабилизации измеряется не на странных 1,4 мА, 3,8 мА и 0,7 мА, обычно это 1, 5 или 10 мА для маломощных стабилитронов. Для стабилитронов средней и большой мощности токи гораздо больше.

    Цитата: Korolev
    "Молчи, дурак, может за умного сойдёшь!"
    Korolev
    R555,
    Автор! ... имей хоть толику совести и уважения к другим пользователям сайта, отвечай хотя-бы на комментарии
    Глас вопиющего в пустыне, а Васька (БИДОН), слушает да ест! smile
    P.S. Меня дед учил (да не впрок): "Молчи, дурак, может за умного сойдёшь!" smile
    R555
    Автор! Сегодня у нас 2 праздника сразу, поэтому я добрый сегодня. ya_dobryi А какие, ты почитай в свежих комментах. Поэтому я не буду критиковать эту твою статью (пока).

    Но я обращаюсь к тебе, как представитель нашего интернет-сообщества. Если ты публикуешь статьи, шлёпаешь их, как на печатном станке, передрав у других, то имей хоть толику совести и уважения к другим пользователям сайта, отвечай хотя-бы на комментарии.

    Людям не нравиться, что они разговаривают, будто бы с каменным истуканом с острова Пасхи.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Иван_Похмельев
    Помимо поганого слова в названии и безграмотного описания вызывает большие сомнения целесообразность такого построения и функционала изделия:
    1. Для любительского использования прибор излишне усложнён, для профессионального - не пригоден.
    2. Встроенный вольтметр - излишен, достаточно гнёзд для вольтметра и миллиамперметра.
    3. Диапазон формирования напряжения мал.
    4. Три фиксированных тока малы и по количеству точек, и по диапазону.
    ino53
    Цитата: nikvas
    это устройство можно сделать значительно проще и надежней.

    Симпатично, попробую спаяю на МИТ-4 или МИТ-10...
    nikvas
    Валерий
    Прибор для проверки и измерения вольтажа

    Напряжение стабилизации конкретного стабилитрона указывается прямо на его его корпусе мелкими цифрами

    А, пожалуй, почитаю статью дальше... Насколько я понял - там про изготовление лупы, или очков...)))))
    Але нови ностра алис!
    Korolev
    Глубина познаний вохищает! xaxa
    Валерий

    Ждём статьи про ампераж , оммаж и микрофарадаж!... А, если не только про аликтричиство можете, то напишите ещё что-нибудь про килограммаж, секундаж, канделлаж, люксаж и ещё километрывчасаж....

    так как для правильной работы стабилитрона через него всегда должен протекать хотя бы небольшой ток.
    А иначе работать будет, но...не правильно!

    ...Ладно дальше не буду читать... Королёву оставлю поле для деятельности...
    Але нови ностра алис!

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии