Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Звук и акустика » MXR Distortion Plus - перегруз своими руками

    MXR Distortion Plus - перегруз своими руками

    M-104 MXR Distortion +, также Distortion Plus или просто D+ - это педаль искажения для электрогитары, разработанная компанией MXR и выпускавшаяся в период между 1978 и 1979 годами. В оригинальной педали не было внешнего разъема питания и светодиодного индикатора. Джим Данлоп купил лицензионные права у MXR и в настоящее время производит переиздания этого классического эффекта искажения MXR (с разъемом питания и светодиодом).

    В MXR Distortion + используются германиевые диоды, и его звук можно описать как легкое нечеткое искажение, как и все записи рока 70-х и металла 80-х, которые сделали эту культовую педаль известной. Схема этой педали была надежной и впоследствии использовалась в качестве отправной точки для MicroAmp M-133, что, по сути, является полным аналогом предыдущей педали M-104 MXR Distortion +.

    1. Схема

    Схема MXR Distortion + может быть разделена на три блока:каскад усиления, ступень отсечения и источник питания:

    Простая и надежная конструкция использует только 1 операционный усилитель и пару германиевых диодов, чтобы создать эффект искажения, который повышает сигнал гитары до 46 дБ, с простой частотной характеристикой слабого горба и использованием только двух потенциометров: Выход (выходной уровень) и искажение (усиление операционного усилителя). Он не имеет управления тоном.

    Оригинальная схема построена на однослойной печатной плате кремового цвета, этот материал для печатных плат широко использовался MXR. Все компоненты размещены на одной стороне печатной платы, которая содержит вдохновляющий текст "hand built by guitar players" (переводится примерно как "сделано руками гитаристов"). Гнезда и потенциометры припаивались проводами к плате вручную, что дело производство довольно трудоемким. Когда Dunlop взял на себя управление MXR, печатная плата была переработана с использованием более современного подхода: разъем питания, светодиод, гнезда и потенциометры установлены непосредственно на печатной плате, что облегчает/удешевляет массовое производство.

    Операционный усилитель

    741 - это операционный усилитель на биполярных транзисторах производившийся многими производителями, разработанный в 1968 году Дэвидом Фуллагаром из Fairchild Semiconductor после разработки интегральной схемы LM301 Боба Видлара.

    Появление LM741 было значительным облегчением, это был первый действительно практичный операционный усилитель, и неожиданно стало возможным создать сложную схему, с большой вероятностью, что она будет стабильной и выполнять требуемые от неё функции. LM741 работал надежно, а особенность его использования для звука была невысокая скорость нарастания выходного сигнала 0,5 В / мкс, что делало невозможным получить полный выходной сигнал на частоте 20 кГц.

    Шум этого операционного усилителя довольно высокий (в спецификации отсутствуют шумовые характеристики), скорость нарастания медленная (0,5 мкВ / с), что в теории делает его непригодным для звуковых целей (до 20 кГц), что на практике, однако, оказалось не так. Другие операционные усилители, такие как LM308, используемые в Pro-Co Rat, еще медленнее (0,3 мкВ / с) и, похоже, вносят положительный вклад в искаженный звук. Для сравнения, другие современные операционные усилители, такие как 4558, имеют скорость нарастания 1,7 мкВ/с (в 3 раза быстрее, чем 741).

    В Distortion + использовались различные варианты микросхемы 741 на протяжении всего производства, изначально использовался операционный усилитель LM741CN, который был позже заменен на UA741CP, и многие другие (JRC741, LM741 и т.д.) Музыканты, по их мнению, слышат разницу между старыми оригинальными операционными усилителями и новыми моделями. Как обычно, винтажный ОУ, который невозможно найти, ценят выше всего, так как по мнению музыкантов он дает более "жирное" и более "гладкое" искажение.

    1.1 Блок питания

    Эта цепь обеспечивает напряжение смещения и питание всей схемы:

    Любопытно, что в этой цепи используются резисторы с очень высоким сопротивлением для делителя напряжения. 1 МОм — довольно высокое значение (аналогичные педали используют 100 кОм или 47 кОм для той же цели). Этот фактор снижает энергопотребление педали. Созданное виртуальная средняя точка (+ 4,5 В) будет иметь сопротивление 1 м // 1 м = 500 кОм относительно земли. Это позволяет увеличить входное сопротивление цепи. Виртуальная средняя точка подсоединена на землю с помощью электролитического конденсатора C6 (1 мкФ), который удаляет все пульсации из напряжения питания.

    1.2 Операционный усилитель

    Основой схемы является неинвертирующий операционный усилитель, который обеспечивает высокое входное сопротивление, усиление напряжения и фильтрацию сигнала:

    Операционный усилитель включен по классической неинвертирующей топологии, резисторы R3, R4 и резистор RV задают усиление напряжения. Несколько конденсаторов C1, C2, C3 и C4 будут фильтровать гитарный сигнал.

    Входной конденсатор на 1 нФ (C1) предотвращает попадание ВЧ-помех в цепь, а также помогает при разрядах статического электричества. Вход (+) операционного усилителя (вывод 3) подключен к виртуальной средней точке 4,5В через резистор R2 (1 мОм). Обычно значение этого резистора в 10 раз больше резисторов делителя (R6 и R7), однако в этом случае данное правило не применяется, низкий входной ток операционного усилителя делает напряжение на выводе 3 довольно близким к 4,5 В. При использовании операционного усилителя с более высоким током смещения / более низким входным сопротивлением напряжение на выводе 3 может быть ниже ожидаемого.

    На изображении ниже Вы можете видеть уровень выходного сигнала в зависимости от положения потенциометра громкости. Усиление происходит в диапазоне от 3,5 до 46,5 дБ.

    1.3 Ограничение

    Последняя ступень — это ступень ограничения, которая содержит два встречно-паралельно включенных диода (D1 и D2), соединенных с землей. Этот тип ограничения добавляет жесткое искажение, основанное на эффекте клиппинга.

    Резистор R5 необходим, чтобы ограничить величину тока, протекающего через диоды, 10K является довольно стандартным значением, другие педали, такие как Boss DS-1 используют 2.2K, в Pro-Co Rat - 1кОм, Klone Centaur - тоже 1кОм. Потенциометр RV-Output номиналом 10K регулирует выходную громкость.

    Диоды 1N270 примененные в схеме — это германиевые диоды. Они являются наиболее важным фактором для получения звука искажения именно этой едали. Заменить их можно отечественными диодами Д2, можно попробовать Д9, люди также пробуют другие популярные германиевые диоды, такие как 1N34A (используется в Klone Centaur) или 1N60. Все они звучат немного по-разному.

    Эти германиевые диоды имеют меньшее падение напряжение (Vf = от 0,3 до 0,45 В) и характеристики насыщения по сравнению с современными кремниевыми диодами (Vf = 0,7 В). Низкое падение напряжения добавит дополнительное сжатие к искаженному гитарному сигналу.

    Конденсатор C5 1 нФ, включенный параллельно с D1 и D2, используется для фильтрации высокочастотных гармоник. Резистор R5 и C5 образуют фильтр частот на 15,9 кГц, что смягчает сильное ограничение, применяемое диодами. Подобное решение используется во многих других подобных педалях, таких как Boss DS-1 (с использованием резистора 2K2 и конденсатора 10 нФ), Pro-Co RAT (с использованием резистора 1,5 К и конденсатора 3,3 нФ).

    На приведенном выше графике вы можете увидеть разницу при наличии и отсутствии этого конденсатора. Частоты более 15,9 кГц ослабляются, создавая более мягкий тон с менее яркими гармониками.

    Частотная характеристика Distortion Plus имеет средний горб в области 1,5 кГц, помогая гитаре звучать в миксе группы. Для этого используется серия фильтров, которые формируют частотную характеристику, Вы можете видеть её на графике ниже:

    Сборка педали

    Плата нарисована в программе Sprint Layout с расчетом на монтаж в корпус Gainta 0124.

    Сама плата изготовлена методом лазерно-утюжной технологии, протравлена.

    Запаяны элементы схемы. Как Вы уже поняли схема элементарная, напутать тут, думаю, не получится. Конденсаторы автор использовал танталовые, их можно заменить плёночными, керамика крайне не рекомендуется. Видно, что ограничительных диодов на плате три, а не два, как в схеме. Автор просто поставил в одну полуволну два диода последовательно. Да, так тоже можно "играться" с формой ограничения и конечным звуком.

    Корпус, как уже писалось, Gainta 0124. Для сверловки корпуса автор нарисовал шаблон.

    Просверлил корпус и установил в него плату.

    Для более презентабельного внешнего вида корпус было решено оформить. Для этого из куска алюминия автор изготовил шильдик. Делается этот той же лазерно-утюжной технологией.

    Сам корпус покрашен порошковой краской в оранжевый цвет, установлен шильдик, педаль окончательно собрана.

    Скачать несколько вариантов печатных плат Вы можете архивом тут: mxr-distortion.rar [125.93 Kb] (скачиваний: 3)
    Эти же платы можно использовать для сборки DOD Overdrive 250, так как схемы отличаются незначительно.

    Ну а на этом всё и всем удачи в творчестве!

    Источник (Source)

    Беспроводная стереосистема на базе стримеров Up2Stream

    Big Muff Pi - знаменитый фузз своими руками

    10
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    Итоговая оценка: 10 из 10 (голосов: 1 / История оценок)

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии