Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Звук и акустика » Big Muff Pi - знаменитый фузз своими руками

    Big Muff Pi - знаменитый фузз своими руками

    Big Muff Pi - это гитарная педаль искажения / сустейна, разработанная Бобом Майером и Майком Мэтьюсом в 1969 году, а массовое производство было начато в 1970 году. Этот эффект стал первым ошеломляющим успехом Electro-Harmonix благодаря отличительному звучанию, цене и надежности. Несколько версий и ревизий этой педали были выпущены за годы её производства.

    Очень многие знаменитые гитаристы используют этот эффект в своём творчестве, всё более подогревая интерес к нему:
    Тони Пелузо из The Carpenters, Карлос Сантана, Дэвид Гилмор из Pink Floyd, Ронни Монтроуз, Майк Миллс и Пит Бак из REM, Робин Финк из Nine Inch Nails, Брайан Молко из Placebo, Клифф Бертон из Metallica, Курт Кобейн из Nirvana, Том Йорк из Radiohead, Пит Таунсенд из The Who, Билли Корган из Smashing Pumkins, Джей Маскис из Dinosaur Jr., Дэн Ауэрбах из Black Keys, Эйс Фрейли из Kiss, Эдж из U2, Джейми Кук из Arctic Monkeys, Джек Уайт из The White Stripes, Джон Фрушанте из Red Hot Chili Peppers, Крис Уолстенхолм из Muse и многие другие гитаристы.

    1. Схема Big Muff Pi

    Схема может быть разбита на 4 более простых блока: входной каскад, каскад усиления и ограничения, пассивный регулятор тембра и выходной каскад. Схемы частично основана на предыдущих "поколениях" педалей искажения Fuzz, такими как Dallas Arbiter Fuzz-Face, Maestro Fuzz-Tone или Electro-Harmonix Axis Fuzz. Однако добавлены и новшества, это двойная ступень ограничения, новый регулятор тембра, и в целом педаль способна воспроизводить характерный устойчивый звук искажения, не свойственный предыдущим педалям.

    В конструкцию также внесено несколько улучшений, чтобы сделать схему стабильной и надежной: все полупроводниковые элементы выбраны кремниевые, все транзисторы имеют сопротивление в цепи эмиттера, что делает усиление независимым от изменения температуры или внутренних характеристик транзистора. Три из четырех транзисторов имеют в обратной связи форсирующую RC-цепь для подавления эффекта Миллера, что стабилизируют поведение и частотную характеристику. Это большое преимущество перед современными хитрыми педалями на основе германиевых транзисторов.

    Компоненты, выбранные для схемы, очень универсальны и их легко найти: это любые NPN-транзисторы с высоким коэффициентом усиления, простые кремниевые диоды и стандартные резисторы, плёночные конденсаторы и три 100К потенциометра с линейной зависимостью. Избегание экзотических деталей стало причиной подготовки схемы к массовому производству и нехватка поставщиков нужных компонентов.

    2. Входной каскад

    Представляет собой усилитель на одном транзисторе включенного по схеме с общим эмиттером и обратной связью, а так же некоторыми дополнительными деталями для повышения производительности. Входной каскад задаёт входное сопротивление педали, формирует частотную характеристику и добавляет некоторое усиление входному сигналу.

    3. Усиление и ограничение

    Каскад усиления и отсечки состоит из пассивного делителя напряжения (потенциометра сустейна/драйва) и двух последовательных транзисторов включенных по той же схеме с общим эмиттером. Каждый из двух последовательных этапов отсечения сохраняет ту же схемотехнику, что и входной каскад, за исключением двух встречно-параллельно включённых диода для создания симметричного ограничения и конденсатора на 1 мкФ.

    Идея использования двойного ограничения заключается в том, что первый каскад мягко обрезает форму волны в контуре обратной связи, создает искажение и фильтрует сигнал. После первого каскада второй повторяет операцию снова и формирует искаженный сигнал, но создавая уже жесткое ограничение. Разницу в форме сигнала после первого и второго транзистора Вы можете видеть на графике ниже.

    Потенциометр сустейна/драйва 100K регулирует уровень сигнала, поступающего в блок усиления и ограничения. Если уровень сигнала высокий, то он будет более ограничен, и эффект искажения сохранится, даже когда сигнал с гитары начнет затухать. Резистор R23 предотвращает полное отключение сигнала, поступающего с входного каскада, когда положение ручки потенциометра сустейна/драйва находится в крайнем положении. Диоды D1/D2 и D3/D4 в контуре обратной связи коллектор-база транзисторов обрезают сигнал, когда разность напряжений между входом (транзисторная база) и выходом (транзисторный коллектор) выше, чем Vf (падение напряжения) диода, которе составляет около 0,6 В. Таким образом, они будут ограничивать пики сигнала, и выходной сигнал никогда не будет превышать ± 0,6 В.

    Конденсаторы большой ёмкости 1 мкФ C6 и C7, расположенные последовательно диодам в обратной связи, позволяют переменному сигналу проходить через него, и при этом блокировать постоянно напряжение смещения. Его ёмкость так же определяет полосу частот, которую он пропускает. Увеличение этого конденсатора позволит обрезать больше басовых гармоник, несколько увеличит сустейн.

    4. Темброблок

    Пассивный темброблок имеет простую и эффективную конструкцию: по сути, это просто комбинация фильтров верхних и нижних частот, которые смешиваются друг с другом с помощью одного линейного потенциометра 100K Tone. Точки среза спроектированы таким образом, чтобы формировать провал в области 1 кГц, когда потенциометр установлен в среднее положение. Зависимость среза частот от положения регулятора тона Вы можете видеть на графике ниже.

    5. Выходной каскад

    Это снова усилитель с общим эмиттером, который компенсирует неизбежную потерю громкости сигнала после пассивного темброблока. Конструкция этого каскада проще предыдущих. Частотная характеристика в этом случае остается неизменной во всем диапазоне, и усиление составляет около 13 дБ, что компенсирует потери в пассивном темброблоке.

    Выходное сопротивление каскада равно RC = R6 = 10K. Последняя часть схемы представляет собой простой потенциометр 100К, который регулирует уровень выходного сигнала.

    На изображении ниже показаны наиболее важные точки смещения. Это может пригодиться при необходимости отследить сбои схемы:

    На графике ниже показаны сигналы на выходе каждого каскада:

    Оранжевый сигнал: это входной сигнал, для этого теста используется гитарный сигнал 1 кГц, 200 mVpp (милливольт от пика до пика).
    Черный сигнал: это выход входного каскада.
    Красный сигнал: это выход первой ступени ограничения, предыдущий сигнал усиливается на 23 дБ, а амплитуда ограничивается до ± 0,6 В. Потенциометр Sustain установлен на максимальное значение.
    Синий сигнал: это выход второй ступени ограничения, предыдущий сигнал усиливается на 25 дБ, а амплитуда ограничивается до ± 0,6 В. После двух последовательных этапов отсечения форма становится более квадратной.
    Зеленый сигнал: это выходной сигнал после темброблока, установленного в среднее положение. Сигнал ослабляется на 13 дБ, потому что на частоте 1 кГц есть провал, а форма слегка изменяется.
    Розовый сигнал: это выходной сигнал Big Muff Pi. Предыдущий сигнал усиливается на 13 дБ без изменения частоты. Потенциометр громкости установлен на максимальное значение.

    6. Сборка педали

    Печатная плата изготовлена методом лазерно-утюжной технологи.

    Дорожки, однако, желательно залудить. Конденсаторы желательно использовать пленку или тантал, но конденсаторы малой ёмкости (пикофарадные) допустимо ставить и керамику. Транзисторы — любые NPN структуры с высоким коэффициентом усиления, хорошо подойдут наши КТ3102, однако и оригинальные BC239 достать, в принципе, не проблема. Если подобрать нужные транзисторы возможности нет — ставьте с наибольшим hfe в блок усиления и искажения, а меньшие во входной и выходной каскад.

    Тестовая сборка.

    Корпус использован Gainta G0473, хотя судя по размерам платы должен подойти и G0124.

    Как видно кнопка использована двухрядная, по этому для обеспечения полного байпаса и включения светодиода этой кнопкой применен миллениум байпас, я уже неоднократно описывал его схему.

    Корпус покрашен обычной акриловой эмалью из баллона.

    Однако так как сама по себе эта краска на алюминии держится не очень крепко крайне желательно её запекать после просушки. Сушить необходимо при температуре 50-60 градусов Цельсия (желательно не превышать, ибо краска может пойти волнами) на протяжении 2-4 часов.

    Окрашенный корпус.

    Наклейка напечатана на тонкой самоклеящейся пленке, заказать такую печать можно в специализированных сервисах либо купить такую пленку для бытового струйного или лазерного принтера.

    Собранная схема готова к установке в корпус.

    Готовая педаль.

    В архиве Вы найдете проект в формате PDF с печатной платой (печатать нужно с размером 100%) а так же несколько вариантов схемы (различные модификации, разница лишь в номиналах).

    Скачать архив можно тут: big-muff-pi.rar [265.15 Kb] (скачиваний: 68)

    Ну а на этом всё и всем удачи в творчестве!

    Источник (Source)

    MXR Distortion Plus - перегруз своими руками

    Труба Рубенса с изменяющейся длиной и геометрией

    10
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    Итоговая оценка: 10 из 10 (голосов: 3 / История оценок)

    Добавить комментарий

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии