Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » С сайтов » Спец » Щупы для мультиметра своими руками

    Щупы для мультиметра своими руками

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Ещё каких-то лет 30-40 назад радиолюбители пользовались стрелочными приборами для измерения электрических величин, сопротивления, тока в цепи и напряжения. Такие приборы назвались авометрами, они имели, как правило, массивный металлический корпус и большую стрелочную головку, на которой были проградуированы различные шкалы под измерения разных величин. Сейчас, с появлением цифровой электроники, их сменили мультиметры - цифровые приборы, предназначенные для той же цели, измерения электрических параметров. Многие производители стараются сделать мультиметры как можно более универсальными, чтобы радиолюбителям не пришлось использовать сразу несколько приборов для измерений. Например, некоторые современные мультиметры позволяют измерять температуру с помощью термопары, частоту, ESR и ёмкость конденсаторов, измерять коэффициент усиления транзисторов, а некоторые даже имеют свои встроенные генераторы сигналов для проверки схем. Ассортимент мультиметров очень широк, самые дешёвые стоят около пары сотни рублей, цена самых дорогих доходит до десятков тысяч рублей. Все мультиметры разные, но объединяет их одно - наличие щупов. Именно с помощью этих двух проводков с иглами на конце мультиметр "общается" с внешним миром, ведь через щупы подключаются измеряемых детали или участки схем. Конечно, в дорогих приборах щупы выполнены с надлежащим качеством, имеют хорошую изоляцию и толстое сечение проводов, чтобы минимизировать погрешности измерений. К сожалению, дешёвые мультиметры, как правило, комплектуются стандартными простейшими щупами, которые мало того, что имеют высокое сопротивление, так ещё и крайне ненадёжны. Думаю, вид таких щупов знаком каждому обладателю бюджетного мультиметра.

    В лучшем случае, срок их службы составляет несколько месяцев, в худшем, они ломаются в первый же день использования. Особенно обидна ситуация, когда мультиметр хорош, но вот щупы к нему - не очень. Конечно, есть выход - купить щупы отдельно, но вот купить их отдельно от мультиметра можно не везде, а стоимость может быть сопоставима со стоимостью самого мультиметра. Второй выход - изготовить качественные щупы своими руками из доступных материалов, речь об этом пойдёт ниже.

    Первым делом, нужно найти или купить сетевую вилку с латунными штырьками - в дальнейшем они превратятся в иглы-наконечники будущих щупов. Очень важно, чтобы вилка была именно с латунными штырьками, более распространены стальные, но они не подойдут - имеют слишком высокое сопротивление. Кроме того, латунь легко паяется, а провода щупов в дальнейшем будут припаиваться к иглам-наконечными для минимизации сопротивления. Также в качестве наконечников можно использовать кусочки толстого медного провода, но медь будет быстро окисляться, что приведёт к ненадёжному контакту с измеряемыми деталями.

    Щупы для мультиметра своими руками

    После того, как вилка найдена, её необходимо разобрать, вынуть штырьки и заточить их до нужной остроты. Заточить можно как просто напильником, латунь легко обрабатывается, так и на станке. Остроту и угол заточки каждый подбирает сам под индивидуальные вкусы. После того, как будущие наконечники готовы, нужно разобрать старые щупы и оставить от них только пластиковый корпус, он ещё послужит. Для их разборки нужно сильно потянуть иглу вперёд, держа щуп за корпус, при этом игла выйдет оттуда вместе с соединённым к ней проводом. Именно это соединение игла-провод очень часто ломается в дешёвых щупах.

    Провода от старых щупов можно выкинуть или использовать в другом месте - здесь они больше не понадобятся, так как имеют тонкую медную жилу, а соответственно, и высокое сопротивление. Для новых щупов можно использовать, например, силиконовый акустический кабель, который предназначен для подключения усилителей к акустических системам, он имеет характерный прозрачный вид. Преимуществом использования данного кабеля является его хорошая гибкость. Толщину проводов также можно выбрать индивидуально - если не планируется замер больших токов, она может быть больше, если требуется долговременная работа с большими токами, не стоит экономить на сечении. Также стоит обратить внимание, что слишком толстый кабель будет неудобен в работе, это нужно учитывать. Длину провода также можно подобрать, в зависимости от целей использования мультиметра.

    На фото выше показан внешний вид акустического кабеля. Ещё одной немаловажной частью щупов является разъём, с помощью которого щупы соединяются с самим мультиметром. В родных щупах используются сплошные неразборные разъёмы, которые, однако, тоже имеют свойство выходить из строя. В самодельных же щупах можно использовать разъём под названием "банан" - да, они называются именно так. Используются такие разъёмы довольно часто в мультиметрах и лабораторных блоках питания, где нужно передавать большие токи, и при этом иметь возможность быстро и легко соединять и отсоединять провода. Существуют разъём "банан" разного вида, самые распространённые показаны ниже. Провод в нём крепится с помощью одного винта, а также его можно просто припаять. Самый лучший вариант крепления провода в таких разъёме - припаять и зажать винтом место пайки, в этом случае пайка будет способствовать минимизации сопротивления, а винтовой зажим - механической прочности. При желании можно найти аналогичные разъёмы другой конструкции, в том числе с без винтового крепления.

    Последний этап - сборка щупов. Предварительно подготовленные и заточенные латунные наконечники щупов припаиваются к проводам, а затем продеваются внутрь корпуса. Очень важно здесь обеспечить качественную пайку, ведь место соединения будет испытывать механические нагрузки. При пайке нужно использовать подходящих флюс и контролировать температуру паяльника, она должна лежать в пределах 270-300 градусов. Недогретый или наоборот перегретый припой не обеспечит должной механической прочности соединения. Также при пайке щупов не следует использовать кислотные активные флюсы - со временем такое место соединения может разрушится от действия остатков флюса. Место выхода кабеля из корпуса щупа, а также место выхода иглы можно обтянуть термоусадкой. Особенно удобно при этом использовать термоусадку разного цвета - красного и чёрного. Внешний вид щупов в сборе показан на картинке ниже.

    Ниже показаны разъёмы "бананы", соединёнными с проводами.

    А здесь можно увидеть новые самодельные щупы вместе с мультиметром.

    Сопротивление новых щупов, согласно мультиметру, получилось равным 0,6 Ом, да и то, большая часть из этого, вероятно, принадлежит внутренним частях мультиметра. При желании щупы можно сделать из толстого провода, чтобы спокойно измерять большие токи, а можно сделать наоборот, из нетолстого, но зато гибкого и удобного провода, если не требуется сверх-низкое сопротивление щупов. В этом и состоит одно из главных преимуществ самодельных щупов - возможно подстроить их параметры "под себя", в сочетании с хорошей надёжностью. Удачной сборки!

    Источник (Source)
    Подборки: щупы мультиметр

    Делаем молоток сварщика

    Мини-паяльник из резистора своими руками

    9
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9.8
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9.3
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    2 комментария
    Гость Дмитрий
    Можно и "бананы" в термоусадку, чтобы винтик заизолировать.
    Гость Юрий
    Температуру жала паяльника необходимо подбирать строго по параметрам припоя, а не 270-300
    При такой длине "акустический кабель" не может показывать 0.6ом---- лечи прибор
    Такой толщиной наконечника крайне неудобно работать, разве только авто аккумуляторы тыкать, не более. Оптимально -- игла из нержавейки диаметр 1мм--

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии