Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Мощный передатчик FM диапазона, 1 Вт

    Мощный передатчик FM диапазона, 1 Вт

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Наверное, каждый, кто хоть раз в жизни брал в руки паяльник задумывался о том, чтобы создать собственный радиопередатчик. Это устройство, которое позволяется передавать аудиосигнал в исходном качестве на многие километры, а при большой мощности - на целые десятки и сотни километров. Проектированию и созданию схем радиопередатчиков посвящено целая отрасль электроники, а потому в интернете без труда можно отыскать огромное количество схем радиопередатчиков на популярный у слушателей диапазон 80-108 МГц, начиная от простейших, на одном транзисторе, заканчивая большими и сложными, но зато способными передать сигнал на огромные расстояния. Схема, представленная в этой статье, является наиболее оптимальной с точки зрения сложности постройки и выходной мощности. Она обеспечивает мощность на выходе в антенну около 1Вт, в зависимости от правильности настройки, а этого вполне достаточно, чтобы вещать сигнал на территории небольшой деревни или района города. При условии, что передатчик работает в паре с правильно изготовленной антенной, расположенной на высоте от земли. Схема такого передатчика представлена ниже.

    Как можно увидеть, схема состоит из трёх каскадов на транзисторах. Первый транзистор работает в роли генератора, создавая электрические колебания на несущей частоте передатчика (лежит в диапазоне 80-108 МГц). Также он выполняет роль модулятора, то есть в его задачу входит "вложение" в несущую частоту полезного аудио-сигнала, который подаётся на специальный вход схемы. Второй транзистор выступает в роли буфера и предусилителя для оконечного каскада. Схема не содержит кварцевого частотозадающего элемента, а потому очень важно, чтобы выходной каскад не влиял на генерацию несущей частоты - именно поэтому схема содержит буферный каскад, который их развязывает. Выходной каскад на третьем транзисторе обеспечивает развитие довольно большой для самодельного передатчика мощности - 1Вт, он работает в классе С, то есть без смещения. На схеме подписаны используемые импортные транзисторы, но если достать их проблематично, то можно поэкспериментировать и заменить на отечественные, например, КТ368 подойдёт для первого каскада, КТ606 для второго, а КТ907 для третьего. При замене транзисторов могут измениться характеристики схемы.

    Напряжение питания схемы составляет 16В, потребляемый ток равняется примерно 100 мА, но может сильно варьироваться в зависимости от конкретного исполнения схемы и настройки. Как можно увидеть, выходной каскад питается непосредственно от 16В, а вот первый и второй работают от стабилизатора. Такое решение позволяет добиться максимальной стабильности частоты передатчика. Стабилизатор можно использовать на напряжение 5-9В, например, подойдут популярные 78l05, 78l09. Последовательно с питанием 16В на схеме можно увидеть диод, он служит для защиты от переполюсовки, при желании его можно не ставить. На схеме также присутствует вход, обозначенный как MPX - на него подаётся аудиосигнал амплитудой 0,5-2В, например, с плеера, компьютера или телефона. Сразу после этого входа виден переменный резистор, он нужен для регулировки громкости. Если не планируется изменять громкость на самом передатчике, его можно заменить постоянным резистором на 30-50 кОм. К выходу схемы, обозначенному ANT подключается антенна - в простейшем случае это может быть отрезок обычного провода длиной 70-80 см. Следует обратить внимание на то, что схему нельзя включать без антенны - вся выходная мощность будет рассеиваться на последнем транзисторе и он быстро сгорит. Перед выходом на антенну виден фильтр, состоящий из индуктивности и двух подстроечных конденсаторов - при включении передатчика их нужно будет единожды настроить в резонанс, для достижения максимальной мощности излучения, для этого удобно воспользоваться ВЧ-пробником, который несложно собрать самому. Все индуктивности на схеме можно наматывать медным эмалированным проводом диаметром 0,5-0,7 мм, остальные параметры, число витков и диаметр оправки, подписаны на схеме.

    Схема выполняется на печатной плате, рисунок которой находится в архиве в конце статьи. Высокочастотные устройства, в частности передатчики, требуют выполнения особых требований при разводке печатных плат - дорожки должны быть максимально короткими, без острых углов и сгибов, а всё свободное пространство должно быть залито земляными полигонами. Данная печатная плата отвечает этим требованиям.

    В цепи базы первого транзистора можно увидеть подстроечный конденсатор, параллельно которому подключена подстроечная индуктивность с сердечником. Здесь нужно использовать специальный каркас, который позволяет вкручивать и выкручивать из катушки ферритовый стержень, тем самым меняя индуктивность. Такая подстроечная катушка видна на фото ниже.

    Схема собирается в металлическом корпусе, разбитом на секции, каждый каскад экранирован от других металлическими перегородками, которые подключены к минусу схемы. Такая конструкция хоть и довольно сложна в изготовлении, но обеспечивает максимальную стабильность частоты передатчика.

    В цепи базы выходного транзистора также можно увидеть два подстроечных конденсатора, они служат для согласования выходного каскада с буферным, и, аналогично остальным, подстраиваются после сборки схемы для достижения максимальной мощности. Настройку всех подстроечных конденсаторов нужно производить после подключения антенны, с которой планируется работа передатчика. При изменении антенны настройку нужно повторить при необходимости. В цепях питания передатчика, а также в цепи подачи аудиосигнала можно также увидеть ферритовые дроссели, обозначенные на схеме в виде сплошного чёрного прямоугольника - они нужны для дополнительной фильтрации, при желании их можно не ставить.

    Выходной транзистор, если будет нагреваться при длительной работе, нужно поместить на небольшой радиатор, как показано на фото выше. Схему можно собрать как на обычном одностороннем текстолите, либо же использовать двухсторонний текстолит, неиспользуемая сторона которого будет подключена к минусу - именно такой вариант и использует автор, это позволяет добиться максимальной стабильности схемы. При использовании двухстороннего текстолита нужно снять фаску с отверстий, чтобы выводы элементов схемы на замыкались на минус.

    Внешний вид готового передатчика показан на картинке выше, он имеет разъём jack 3,5 для подключения источника аудиосигнала, а также выход на антенну справа. Вся конструкция занимает немного места и умещается даже на ладони, но зато может покрыть сигналом довольно значительную площадь. Выходная мощность зависит от качества сборки схемы, правильности настройки (с помощью переменных конденсаторов) и напряжения питания. Схему можно питать и меньшим напряжением, например, от 12В, это позволит питать схему от аккумулятора, но несколько снизит выходную мощность. Построение таких схем - довольно кропотливый процесс, и порой на настройку уходит времени больше, чем на сборку всей схемы. Не строит расстраиваться, если схема на заработает с первого раза или выходная мощность будет ниже заявленной, просто нужно должным образом подойти к настройке. Удачной сборки!

    radio_108_2-13.zip [754.46 Kb] (скачиваний: 59)

    Источник (Source)

    Ламповая катушка Тесла

    Детектор электромагнитных полей

    0
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    0
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    0
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    2 комментария
    Гость Степан
    Непонятно, для чего.
    Korolev
    Наверное, каждый, кто хоть раз в жизни брал в руки паяльник задумывался о том, чтобы создать собственный радиопередатчик
    Ага, как считает уважаемый Dmitrij, и я полностью с ним согласен:
    "Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."

    Статья 13.4 КоАП РФ (Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств)
    fool

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии