Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Звонок для двери своими руками

    Звонок для двери своими руками

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Сейчас довольно трудно себе представить квартиру, в которой не было бы дверного звонка. Казалось бы, такое элементарное устройство, состоящее из кнопки и динамика, а как упрощает жизнь. И теперь, приходя к кому-нибудь в гости, не нужно ломится в дверь, надеясь, что хозяева услышат стук. Если самые первые дверные звонки издавали довольно примитивные звуки, вроде обычного писка или свиста, то сейчас звонки стали чуть ли не средством самовыражения хозяев квартиры. Электроника шагнула вперёд, стали доступны цифровые технологии, а потому сейчас можно изготовить или купить звонок, в который можно записать какую угодно мелодию или даже песню. Для построения такого звука требуется применение микроконтроллеров - цифровых микросхем, которые выполняют заранее созданный алгоритм действий, например, чтение звукового файла с карты памяти. Их применение хоть и открывает множество новых возможностей, но также и связано с некоторыми трудностями, например, необходимостью прошить микроконтроллер - для этого требуется специальный программатор и также навыки работы с ним. Кроме того, микроконтроллеры имеют относительно высокую цену, а потому их применение дверном звонке может быть не всегда оправданно. Озвучить звук звонка можно и более тривиальными способами, например, построив генератор импульсов на транзисторах или микросхеме NE555, в этом случае динамик будет издавать довольно резкий писк или свист. Конечно, такой звонок справится со своей задачей, но никого не увидит, а со временем и вовсе может начать раздражать. Поэтому, самый оптимальный вариант, построить звонок, имитирующий соловьиную трель, но без использования микроконтроллеров. Схема такого звонка представлена на картинке ниже.

    Как можно увидеть, схема содержит всего две отечественные микросхемы, DD1 - К561ЛН2 и DD2 - К561ЛЕ5. Это логические микросхемы, которые предназначены для обработки сигналов логических устройств, но также с помощью включения нужных резисторов и конденсаторов их можно заставить генерировать импульсы, причём не просто последовательность импульсов одной частоты, а более сложные сигналы, которые на слух будут восприниматься как имитация различных звуков. Например, схема, представленная выше, формирует звук, похожий на пение соловья - отличный вариант для звонка, главное, не спутать с настоящим соловьём :)

    В левой нижней части схемы показан источник питания, обозначенный как GB1. Это может быть любой источник постоянного напряжения на 5-12В, например, готовый импульсный блок питания, либо трансформатор с диодным мостом и сглаживающим трансформатором. Схема потребляет совсем небольшой ток, а потому такой дверной замок можно запитать даже от батарейки кроны, она как раз имеет напряжение 9В. Стоит учитывать, что схема потребляет ток только во включенном состоянии, когда кто-то жмёт на кнопку и звучит мелодия, а во всё остальное время схема обесточена, значит, даже одной батарейки хватит на длительное время. Однако стоит учитывать, что рано или поздно батарейку придётся всё же заменить, так как крона имеет довольно значительный саморазряд. Наиболее практичный вариант - использование маломощного трансформатора, именно так и сделал автор. Конденсатор C2 на схеме нужен для подавления пульсаций питающего напряжения, его ёмкость может быть 47-100 мкФ, напряжение 16В и больше. Плюс питания подаётся на 14-е выводы микросхем, а минус - на 7-е выводы, вот такая стандартизация присутствует в советских микросхемах. На схеме также можно увидеть несколько резисторов и конденсаторов. Все три резистора могут иметь мощность 0,125-0,25 ватт, брать резисторы большей мощности не рационально, они будут занимать много места на плате. Конденсаторы С1, С3, С4 - керамические либо плёночные, на напряжение 50-100В. Брать на большее напряжение также нерационально, они будут слишком габаритными. Номиналы этих элементов могут отклоняться в пределах 30% без потери работоспособности схемы. Более того, после сборки можно поэкспериментировать, пробуя разные значения ёмкостей и сопротивлений, ведь они них будет зависеть конечный звук - пение соловья можно сделать более басистым и высоким, либо более или менее быстрым.

    В правой части схемы под обозначением BF1 можно увидеть отечественный пьезоэлемент ЗП-25, служащий для преобразования электрических колебаний, созданных схемой, а звуковые, то есть попросту для воспроизведения звука. Здесь можно применить любой достаточно мощный пьезоэлемент, идеально подойдёт ЗП-25, его громкости достаточно, чтобы без труда слышать звонок. Также не стоит забыть, что громкость звука будет сильно зависеть от напряжения питания схемы - если оно будет всего 5 вольт, то звук будет тише, если полные 12В - значительно громче. Данная схема напрямую работает именно с пьезоизлучателями, а вот подключать низкоомный динамик к ножке микросхемы нельзя, иначе это может привести к выходу микросхемы из строя. Однако к данной схеме можно подключать и обычные динамики, если добавить усилитель на транзисторе. Достаточно взять любой NPN транзистор малой или средней мощности, например, КТ315, КТ3102, BC547 и подключить его к схеме следующим образом: база через резистор 1-1,5 кОм подключается к 6 выводу микросхемы DD1, эмиттер - к месту соединения 2, 4, 5 выводов, а коллектор - к динамику. Второй вывод динамика должен подключаться к плюсу питания. В этом случае можно использовать любые динамики с сопротивлением 4-16 Ом. Чем ниже будет сопротивление динамика - тем громче звук.

    Плата выполняется методом ЛУТ, рисунок в формате .lay представлен в архиве в конце статьи, для его открытия потребуется установить программу Sprint Layout. Процедура ЛУТ-метода изготовления плат во всех подробностях описана в интернете, но не лишним будет напомнить основные моменты: рисунок печатается из программы Sprint Layout (отзеркаливать перед печатью не нужно) на лазерном принтере на глянцевой бумаге, например, от журнала. Затем переносится на текстолит путём прикладывания на некоторое время разогретого утюга. Поверхность текстолита должна быть сперва тщательно зашкурена. При нагреве тонер принтера плавится и "перетекает" с бумаги на текстолит, образуя на нём чёрные дорожки. Затем текстолит кладётся в травильную ванну, и лишняя не защищённая медь разъедается, а та, что под тонером, остаётся, образуя дорожки. Теперь осталось лишь смыть растворителем тонер, просверлить отверстия и залудить дорожки на получившейся плате.

    При сборки плату удобнее всего в самом начале запаять мелкие компоненты - перемычки, резисторы, и только в конце крупные микросхемы, которые, кстати, неплохо посадить на плату через панельки. Это поможет в том случае, если попадётся бракованная микросхемы (что, увы, не редкость среди советских микросхем), её можно будет быстро и без лишней пайки заменить. Плата имеет два крепёжных отверстия по диагональным углам. Также на схеме можно увидеть два контакта, обозначенные как "+" и "-" - на них нужно подавать питание с соблюдением полярности. Обратите внимание, что схема не имеет защиты от переполюсовки, и если перепутать, микросхемы мгновенно выйдут из строя. Также плата имеет два контакта для подключения пьезодинамика, они обозначены соответствующим образом. При необходимости усилительный транзистор, о котором было сказано выше, можно припаять на плату сверху, как и сделал автор.

    Рядом с платой самого звонка видна небольшая плата с диодами - это диодный мост, который нужен для выпрямления переменного напряжения, так как автор использует питание от трансформатора. Готовый звонок нужно поместить в корпус, для механического закрепления платы, защиты её от внешних воздействий и придания устройству законченного вида. Автор использует весьма необычный способ - из ненужного пластика вырезаются прямоугольные пластинки нужного размера, которые затем соединяются с помощью паяльника - пластик по краям слегка расплавляется до получения нужной прочности соединения соседних стенок. Поместить звонок можно либо прямо над дверью, либо под потолком, где его не будет видно. Не стоит забывать, что схему звонка можно поместить в красивый корпус, в этом случае она не только будет радовать трелью соловья, но и прекрасно дополнит дизайн. Звук будет раздаваться сразу после подачи питания на схему, при условии, что всё собрано правильно. Поэтому в разрыв цепи питания нужно поставить выключатель, который будет стоять по обратную сторону двери. Удачной сборки!

    zvonok_561ln-1.rar [9.75 Kb] (скачиваний: 17)

    Источник (Source)

    Параметрический стабилизатор напряжения

    Высоковольтный источник напряжения для коптильни

    5
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    6
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    1 комментарий
    Korolev
    При нагреве тонер принтера плавится и "перетекает" с бумаги на текстолит, образуя на нём чёрные дорожки. Затем текстолит кладётся в травильную ванну
    Ну да, прямо с приклеенной бумагой! xaxa
    в разрыв цепи питания нужно поставить выключатель, который будет стоять по обратную сторону двери
    В исходнике:
    Звонок подсоединяется к сети 220 вольт через штатную кнопку. Внимание! При подсоединении к сети выключите главный рубильник в квартире (обесточьте сеть), во избежание поражения электрическим током!
    yes

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии