Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Приспособления » Инструменты » Мини-паяльник из резистора своими руками

    Мини-паяльник из резистора своими руками

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

    Как известно, основной инструмент радиолюбителя - это паяльник. Незамысловатое устройство, которое представляет собой нагреватель, чаще всего нихромовую спираль, примыкающую к жалу. При включении паяльника через спираль протекает некоторый ток, который вызывает её достаточно сильный нагрев, соответственно, нагревается и жало паяльника. Температура жала во время пайки может составлять 250-350°C и зависит от мощности паяльника, этого достаточно для быстрой плавки припоя и нагрева выводов радиодеталей. Сейчас в продаже можно найти огромное количество паяльников, на любой вкус и цвет, производители стараются снабдить их максимумом разных "плюшек", чтобы сделать процесс пайки более качественным и удобным для пользователя. Например, многие паяльники содержат регулятор мощности, который позволяет регулировать температуру, до которой будет нагреваться жало. Данная функция порой бывает необходима, так как недогретый или перегретый припой будет терять свою механическую прочность, кроме того, существуют разные виды припоя, рассчитанные на разную температуру плавления. А некоторые паяльники даже позволяют регулировать не просто мощность нагрева, а температуру на кончике жала, вплоть до градусов. Такая точность особенно необходима для пайки мелких smd-компонентов, где важен контроль температуры. Видов жал также существует большое количество - они отличаются по форме, имеют разную теплоёмкость, соответственно предназначены для разных целей: выпаять толстую ножку силового транзистора - одно жало, и запаять тонкий контакт smd микросхемы - совершенно другое. Таким образом, современные паяльники далеко ушли по своему функционалу от их советских предшественников и теперь представляют собой не просто нихромовый нагреватель с ручкой, который подключается в сеть, а целую электронную схему. Представим такой парадокс - сломалась электронная схема в паяльнике, он больше не работает, а чтобы его починить, нужно заменить определённую деталь. Сделать это можно только с помощью второго паяльника, но не идти же в магазин покупать второй паяльник, чтобы починить первый? Зато всегда можно сделать запасной паяльник самому буквально из подручных средств. Он может пригодиться не только тогда, когда сломался основной паяльник, но и в любых других ситуациях, когда нужно срочно что-то запаять, а с собой паяльника нет.

    Для изготовления потребуется буквально пара компонентов - мощный проволочный резистор и небольшой отрезок толстого медного провода. Резистор обязательно нужно использовать именно проволочный, углеродистые и металлоплёночные не подойдут. Идеальным вариантом будет вот такой отечественный резистор, он хорош тем, что без вреда для себя может выдерживать большие температуры. По словам автора, такие резисторы вполне пригодны даже для использования в качестве временного кипятильника для воды. На фото видно, что резистор уже прошёл "проверку на прочность" путём нагрева до высоких температур, на его боках образовались характерные чёрные пятна.

    Использовать можно резистор с номиналом 5-10 Ом, это будет оптимальным сопротивлением. Чем ниже будет сопротивление - тем более мощным получится паяльник, чем выше - тем, соответственно, ниже будет мощность. Более подробно о расчёте мощности речь пойдёт ниже в статье. Стоит лишь упомянуть, что избыток мощности (более 30Вт) может привести к тому, что резистор просто раскалится и перегорит, а недостаток (менее 10Вт) не позволит даже расплавить припой. Оптимальный диапазон мощностей лежит в пределах 10-30Вт. После выбора подходящего резистора нужно его подготовить. Первым делом подключаем к источнику питания с напряжением примерно 10-12В и ждём, пока резистор раскалится - с него должна выгореть краска. При этом, возможно, он будет дымиться и неприятно пахнуть, а потому процедуру лучше проводить под вытяжкой или в проветриваемом помещении. После того, как с корпуса резистора удалён максимум краски, нужно под корень откусить его выводы - они больше не понадобятся. Вместо них нужно по краям, по всему диаметру корпуса резистора надфилем проточить канавки, чтобы был виден голый металлический блеск, как показано на фото. Делать это нужно в меру, чтобы не повредить токопроводящую часть резистора, которая располагается внутри. Торцы резистора нужно сточить до тех пор, пока там не появится отверстие по центру. После всех этих процедур резистор приобретёт примерно такой вид, как показано на фото ниже. С первого раза сделать всё идеально может не получиться - но это не беда, ведь можно взять ещё один резистор и попробовать снова.

    Особое внимание стоит уделить выбору жала для будущего самодельного паяльника. Лучшим материалом для жала будет медь, так как ей легко придать нужно форму и она отлично проводит тепло. Для самодельного жала нужно использовать небольшой отрезок медной проволоки, длиной примерно 1-1,5 см. Суть в том, чтобы этот кусочек провода заходил в отверстие, внутрь резистора и торчал наружу с одной стороны примерно на сантиметр. Делать более длинный "вылет" жала не разумно, так как будут большие тепловые потери, а с более коротким будет неудобно использовать паяльник. Диаметр медного провода подбирается так, чтобы он плотно входил внутрь резистора - за счёт плотной вставки он и будет держаться, кроме того, отсутствие зазоров обеспечит максимальную теплопередачу от нагревательного резистора к жалу. При необходимости жало можно дополнительно зафиксировать в резисторе, слегка сплющив или подогнув провод у краёв резистора. В конечном варианте конструкция будет выглядеть, как на картинке ниже.

    Теперь необхоимо задуматься о том, как подавать питание на резистор, чтобы он начал нагреваться. Использовать для этого соединения пайку категорически нельзя, ведь припой просто расплавится вместе с нагревом паяльника. При подготовке резистора на его краях были выточены канавки - они нужны как раз для фиксации проводов, подающих питающее напряжение. Использовать здесь провод в изоляции также не стоит, ведь изоляция будет нагреваться и поплавится. Идеальный вариант - использовать медный эмалированный провод, как для жала, только более гибкий и тонкий. Слишком тонкий брать также не следует, ведь ток в цепи будет составлять порядочные 2-5А. При необходимости, можно заизолировать отрезки проводов термоусадкой - она выдерживает большие температуры.

    По сути, паяльник уже готов. При подаче питания на подводящие отрезки проводов резистор, и соответственно жало начнут разогреваться. А значит, самое время задуматься о мощности паяльника и напряжении, которое потребуется для его питания. Нужно вспомнить закон Ома, который гласит: ток в цепи равен напряжению, делённому на сопротивление. Сопротивление, в данном случае, это используемый резистор. Например, если его сопротивление будет равно 5 Ом, на него подать напряжение 10В, то в цепи будет протекать ток 10/5=2А. Теперь пора вспомнить формулу расчёта мощности, она гласит, что мощность равна току в цепи, умноженному на напряжение. Как было высчитано выше, ток равен 2А, напряжение равно 10В, соответственно, мощность будет 10*2=20Вт - самый оптимальный вариант для самодельного паяльника. При необходимости можно пересчитать по описанным формулам паяльник на любое сопротивление резистора и любое питающее напряжение при сохранении оптимальной мощности в 20Вт.

    Хоть такой паяльник и вполне работоспособен, пользоваться им невозможно, так как отсутствует корпус, а за раскалённый нагреватель паяльник не подержишь. Хорошим вариантом для корпуса могут быть силиконовые высокотемпературные ручки, либо всем известные пробки, из пробкового дерева. Они не нагреваются в процессе работы, так как работают в роли теплоизолятора. Резистор нужно закрепить в толще пробки, вырезав в ней углубление. Затем вывести наружу питающие провода.

    Корпус для такого паяльника можно сделать даже из ненужного щупа мультиметра, но этот вариант плох тем, что пластик может начать плавится при длительной работе, особенно при большой мощности. Но зато он наиболее компактен и поместится даже в карман. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Щупы для мультиметра своими руками

    Как сделать длинные струбцины из профильной трубы (для склейки деревянных панелей)

    6
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    6.2
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    5.6
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    19 комментариев
    R555
    Dmitrij,
    Выгорают да! Что, не знаю. При перекале припой испаряется, окисляется, появляется разноцветная пленка, шлак, швы получаются горбатыми.
    Может меняется и сам состав, больше выгорает свинца или олова. Но качество пайки при перекале снижается. На счет прочности не знаю.
    Согласен. Я с таким сталкивался. Попадались некоторые? марки оловянно-свинцовых припоев, например, в прутках, так вот они при пайке сильно перегретым паяльником давали не просто "тусклую" пайку, а ещё и "рыхлую". Как бы это пояснить. Ну, типа как спечённый порошок. И прочность никакая. Я не спец в металлургии, но предполагаю, что это явление связано с нарушением процесса кристаллизации данного припоя. Ведь не просто же так указывают оптимальную температуру жала паяльника для данной марки припоя.

    Попутно вспомнил про так называемую "оловянную чуму". Это когда олово при низких температурах, которые бывают в некоторых регионах, меняет свою кристаллическую решётку и превращается из пластичного металла чуть ли не в пыль. Пишу по памяти, я это вычитал в одной умной книжке ещё когда учился в школе. И с тех пор больше не храню припои в неотапливаемых помещениях. Минус 30 Цельсия зимой бывает иногда в нашем городе.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Хатуль Мадан
    Dmitrij,
    При перекале припой испаряется, окисляется, появляется разноцветная пленка, шлак, швы получаются горбатыми.
    Действительно, при перекале образуется окисная плёнка (шлак), с которым флюс уже не справляется, ухудшается адгезия и соответственно качество шва, то есть соединения, но никак не
    припой будет терять свою механическую прочность,
    припой в основной массе своей структуры и состава не изменит.
    Dmitrij
    Хатуль Мадан,
    Бред сивого кентавра, если "недогретый" просто не "прилипнет", с этим я согласен, то каким образом высокая температура расплава влияет на механическую прочность при остывании, там что, компоненты выгорают?

    «Марти! Думать нужно в четырех измерениях...»
    Хатуль Мадан
    Я конечно понимаю, что пишу "в пустоту" и ответа не предвидится, поэтому просто задаю вопросы.
    недогретый или перегретый припой будет терять свою механическую прочность,
    Резистор обязательно нужно использовать именно проволочный, углеродистые и металлоплёночные не подойдут.
    А на фотографиях именно металлоплёночные МЛТ-2 и МЛТ-0.5 (судя по размерам),
    Теперь пора вспомнить формулу расчёта мощности, она гласит, что мощность равна току в цепи, умноженному на напряжение. Как было высчитано выше, ток равен 2А, напряжение равно 10В, соответственно, мощность будет 10*2=20Вт - самый оптимальный вариант для самодельного паяльника.
    Ну да, двухваттный резистор выдаст десятикратную мощность, надолго ли?
    По словам автора, такие резисторы вполне пригодны даже для использования в качестве временного кипятильника для воды.
    Барон Мюнхгаузен тоже никогда не врал!
    Korolev
    feonor12,
    темы на этом сайте о рентабельности и целесообразности ... есть такая штука как опыт: пока сам не попробуешь - не поймешь
    Тогда надо отделять мух от котлет. Если речь идёт о радости творческого эксперимента, приобретении опыта, то тут любые затраты оправданы! Но если речь идёт о надёжном решении определённой практической задачи:
    на природе перепаивали аккумулятор свинцовый ... Но сделать хочется хорошо, раз и на долго, а не вот это вот недоразумение
    , то тут уже совсем другие критерии и подходы. smile
    feonor12
    Korolev,
    Я даже спорить не буду, ибо я сам заводил темы на этом сайте о рентабельности и целесообразности. И мы говорили об этом. И я же говорил, и Вы тоже, что есть такая штука как опыт: пока сам не попробуешь - не поймешь. Я не хочу быть потребителем, я хочу понимать, можно? smile
    Хатуль Мадан
    feonor12,
    Но...тут спортивный интерес) Хочется сделать, или хотя бы попробовать)
    Тоже "страдаю" такой ерундой. Пример моего неудачного эксперимента-Шлифмашинка из магнитного пускателя Знаю, как улучшить, но повторять не буду. Есть идея попробовать сделать лобзик на этом принципе, но это пока в задумках.
    Korolev
    feonor12,
    Хочется сделать, или хотя бы попробовать
    Желание кончно похвальное, а смысл?
    Портативный USB паяльник (5 В, 8 Вт) ... 439 руб.
    smile
    Dmitrij
    ino53,
    а хрен знает, продавался в магазине для витражей. Типа легкий, жало у него 8 мм в диаметре, разогревается очень быстро. Но чето он через диммер гудит громче прежнего.
    ino53
    Цитата: Dmitrij
    купил еще один паяльник, витражный, 100Вт, ... ...Ну, само собой, дело в мощности, а макс. температуре.
    А витражный - это как? Мощный или форма другая?
    feonor12
    Хатуль Мадан,
    Спасибо за совет. Знаю я про эти штуки) Хотя первый раз слышу, что работают на каталитическом эффекте, как ГК-1. Но...тут спортивный интерес) Хочется сделать, или хотя бы попробовать)
    Цитата: ino53
    Стрижет копейки потихоньку.

    Учитывая сложившиеся последнее время условия я не могу его винить. Я сам писал на пополнение интернета и даже корку хлеба. Каждый может попасть в сложную ситуацию. Но когда я попадал - я не прикидывался дедом морозом. Типа я есть, пишите мне, но я не отвечу никогда.
    Korolev
    feonor12,
    хочу "карманный" паяльник на батарейке (акумме 18650) ... на природе перепаивали аккумулятор свинцовый
    Ну, если учесть, что ёмкость приличного акумма 18650 порядка 2,6 Ач, то проще возить с собой на природу небольшой медный "топорик" без ручки, или жало 100-ваттного паяльника, с возможностью его крепления на шампур! Никогда не подведёт, заряжать перед выездом не надо, да и места много не займёт. smile
    Над уровнем мышления этого человека остается лишь гадать
    Думаю манера излагать свои мысли, как впрочем и сами мысли, могут многое рассказать о человеке. yes
    ino53
    Цитата: feonor12
    интересно, что Бидон собрался паять в сломанном паяльнике для его ремонта,

    ...такой парадокс - сломалась электронная схема в паяльнике, он больше не работает, а чтобы его починить, нужно заменить определённую деталь...Подозреваю, что имелась ввиду схема регулятора. Да, написал много, не помню, сколько слов надо на рубль...
    Цитата: feonor12
    Над уровнем мышления этого человека остается лишь гадать. Он, очевидно, выбрал путь молчанки. Следовательно либо ему просто по**й на нас всех (прошу прощения, но по другому не скажешь), либо он считает себя умнее всех остальных, и опускаться до такого "быдла" как мы ему не к лицу.

    "А Васька слушает да ест..." Стрижет копейки потихоньку.
    Хатуль Мадан
    feonor12,
    тоже хочу "карманный" паяльник на батарейке (акумме 18650), но никак руки не дойдут.
    Не стоит изобретать велосипед. Можно конечно сделать из электронной сигареты, но лучше в "полевых условиях" пользоваться газовым.Рекомендую:
    Это "на вскидку". Сам не сразу понял как им пользоваться, и сначала использовал просто как горелку, но оказалось что там не только сменные жала, но и работает он на каталитическом принципе, и открытый огонь там не нужен. И температуру можно регулировать. К сожалению сейчас продемонстрировать не могу, "задарил" другу из-за нечастого использования.
    Такой паяльник "засветился" в фильме "В осаде-2" (Захват-2), когда один злодей хотел им глаз выжечь.
    feonor12
    На самом деле тоже хочу "карманный" паяльник на батарейке (акумме 18650), но никак руки не дойдут. Я уже рассказывал, как мы когда-то давно на природе перепаивали аккумулятор свинцовый в самодельном устройстве разогретым на костре шампуром!))) Тогда таких "ништяков", как маленький цилиндрик 18650 с током в целых 30 ампер не было. Но сделать хочется хорошо, раз и на долго, а не вот это вот недоразумение, так что пока в проекте.
    Цитата: Korolev
    Это я отношу к уровню мышления бидона!

    Над уровнем мышления этого человека остается лишь гадать. Он, очевидно, выбрал путь молчанки. Следовательно либо ему просто по**й на нас всех (прошу прощения, но по другому не скажешь), либо он считает себя умнее всех остальных, и опускаться до такого "быдла" как мы ему не к лицу. Обе ситуации плачевны, но что тут поделаешь dontknow
    Korolev
    feonor12,
    Мне тоже интересно, что Бидон собрался паять в сломанном паяльнике для его ремонта
    А мне больше интересно, нафига ломать новый, чтобы ремонтировать старый?
    покупать второй паяльник, чтобы починить первый?
    Это я отношу к уровню мышления бидона! fool
    это как обычный топор с филейным ножом)
    Я бы сравнил со скальпелем хирурга! smile
    feonor12
    Korolev,
    Мне тоже интересно, что Бидон собрался паять в сломанном паяльнике для его ремонта, когда даже в современных паяльных станциях нагревательный элемент (любого типа) подсоединяется механически, скруткой или винтовым соединением, по понятным причинам. Но, кому Вы задаёте вопрос? smile

    Цитата: Dmitrij
    А те маленькие как начнут тупить, чуть коснулся, холодный уже, фу гадость.

    Ну у каждого инструмента есть своё назначение. Сравнивать советский "топор" (надеюсь понял, о чём я) со станцией, это как обычный топор с филейным ножом)
    Dmitrij
    Korolev,
    я вот купил еще один паяльник, витражный, 100Вт, тоже как и в предыдущем жало докрасна раскаляется. Ну, само собой, дело в мощности, а макс. температуре.

    Вообще полюбил эти паяльники, легко запаять радиатор, бензобак, да и радиодетальки за милую душу)) Тут вопрос формы жала.
    Korolev
    Как известно, основной инструмент радиолюбителя - это паяльник
    И не один!
    Температура жала во время пайки может составлять 250-350°C и зависит от мощности паяльника
    Бред!
    но не идти же в магазин покупать второй паяльник, чтобы починить первый? Зато всегда можно сделать запасной паяльник самому буквально из подручных средств. Он может пригодиться не только тогда, когда сломался основной паяльник, но и в любых других ситуациях, когда нужно срочно что-то запаять, а с собой паяльника нет
    Полный бред!

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии