Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Виброробот с дистанционным управлением

    Виброробот с дистанционным управлением

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины, а также все любители робототехники!

    Как известно, из радиодеталей порой собирают не только электронные схемы, но и различные статуэтки и фигурки - порой очень смешные и необычные. Они сами по себе выглядят эстетично, но радиодетали, используемые для их построения, выполняют лишь декоративную функцию и не используются по их прямому назначению. Автор этой статьи пошёл дальше - и сделал не просто забавную фигурку робота, которая сама по себе впечатляет своим видом, а настоящего робота с ИК пультом дистанционного управления. В отличие от полноценных моделей на радиоуправлении, такой робот имеет простейшую схему, а потому имеет и вполне миниатюрные размеры. На первый взгляд, глядя на такого робота, трудно предположить, что он умеет не только стоять на месте и светить глазами, но ещё и передвигаться. В целях упрощения конструкция автор использует для придания движения роботу не обычные моторы с редукторами, имеющими привод на колёса, а вибромоторы - те же миниатюрные электромоторчики, на валу которых расположен небольшой грузик, смещённый в сторону. Подобные вибромоторы используются, кстати, для создания вибрации в сотовых телефонах и планшетах. Для того, чтобы роботом можно было управлять с расстояния понадобится пульт управления, который будет работать в паре с приёмником. Плата приёмника будет устанавливаться на самого робота, а пульт управления, содержащий джойстик, будет в руках у "водителя" робота.

    Для передачи какой-либо информации на расстояние, в данном случае команд "вправо-влево", может быть использовано два принципиально разных метода - передача данных по радиоканалу, и с помощью инфракрасного света. Последний метод, кстати, используется в пультах управления телевизоров. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, например, ИК-метод проще в реализации, позволяет сделать габариты робота чуть меньше, но зато имеет ограниченную дальность передачи (зависит от мощности ИК-светодиода), примерно до 20 метров по прямой, а главное, между приёмником и передатчиком должна быть прямая видимая связь. Дистанционное управление по радиоканалу несколько сложнее в реализации, зато может передавать данные на гораздо большие расстояния и даже сквозь стены. В случае с роботом гораздо логичнее применить ИК-метод, так как все его недостатки здесь не критичны, но конструкция получится проще в реализации. Схема передатчика, то есть пульта, представлена ниже.

    Как видно, она основана на микроконтроллере PIC12F675, который можно найти в любом магазине радиодеталей. Напряжение питания схемы может лежать в пределах 3-5В, идеально для питания подойдёт литий-ионный аккумулятор небольших размеров. Также можно использовать, например, 3 соединённые последовательно батарейки ААА (мизинчиковые), в сумме они дадут напряжение 4,5В. Либо можно использовать даже крону на 9В, если поставить после неё стабилизатор на 5 вольт 78l05. Рассмотрим более подробно каждый элемент схемы. В правой части схемы можно увидеть конденсатор, обозначенный как "47 М" - это фильтрующий по питанию электролитический конденсатор, его ёмкость может быть равна 47-100 мкФ. Чуть левее от него показаны два переменных резистора, но на самом деле это - один джойстик, рассчитанный на две оси. Для испытания схемы, либо если найти в продаже джойстик не удалось, можно заменить его на два потенциометра, каждый по 10 кОм, схема будет работать, но управлять роботом, вращая потенциометры, будет весьма неудобно. Ещё левее на схеме показан сам ИК-диод, который своим светом, невидимым человеческому глазу, будет передавать команды роботу. Здесь можно использовать практически любой светодиод инфракрасного диапазона, можно вытащить его, например, из ненужного пульта от телевизора. Коммутируется светодиод транзистором BC337, здесь можно применить любые NPN транзисторы с током коллектора 0,5А и больше, например, подойдут также 2N5551. Через резистор база транзистора подключается к микроконтроллеру, который посылает на неё специальные импульсы. Кнопка, подключенная ко 2-му выводу микроконтроллера, служит для включения и выключения фар на самом роботе, на работу остальной схемы не влияет и её можно не ставить. Таким образом, данная схема содержит лишь минимум компонентов, необходимых для управления роботом. Резисторы в схеме могут отклоняться от заданных номиналов на 20-30%, поэтому, если под рукой нет нужного номинала, его всегда можно заменить ближайшим, либо собрать из нескольких параллельно/последовательно.

    Теперь рассмотрим схему приёмника, которая будет располагаться внутри робота и управлять его движениями.

    Её ключевым звеном является уже другой микроконтроллер, но из той же серии - PIC12F629. Питается схема от тех же 3-5В, поэтому для неё подходят всё же те источники питания. На схеме можно увидеть интересный элемент, обозначенный как "TSOP 36к" - это не что иное как приёмник ИК-сигналов, точной такой же, какие стоят в телевизорах для приёма сигналов пульта. Достать такой приёмник можно в нерабочем телевизоре, при это нужно следить, чтобы он был рассчитан на частоту 36 кГц. Такие приёмники могут быть рассчитаны на разные частоты, но 36 кГц, самая распространённая, в случае неуверенности можно просто впаять его в схему и проверить, реагирует ли робот на команды. TSOP-приёмник должен иметь три вывода - два из которых нужно для питания, а оставшийся третий - вывод принятых данных, на схеме он подключается к 3 выводу микроконтроллера. Параллельно с питанием приёмника стоит конденсатор на те же 47-100 мкФ. Ко 2-му выводу подключается через резистор светодиод - он же фара, он же "глазки" робота, управляться этот светодиод будет от кнопки, которая была на схеме передатчика. Здесь не обязательно использовать один светодиод, можно поставить 2 параллельно, но более 2-х ставить нежелательно, иначе нагрузка на вывод микроконтроллера будет слишком большой. К 7 и 5 ножкам микроконтроллера через резисторы подключаются базы транзисторов, которые будут коммутировать вибромоторы, тем самым обеспечивая движение робота вперёд-направо и вперёд-налево. Здесь можно использовать те же самые 2N5551 либо BC337. Параллельно каждому из моторов стоит керамический конденсатор на 100 нФ, служащий для гашения пульсаций с мотора. Схема приёмника также содержит только самый необходимый минимум компонентов, необходимых для приведения робота в движение. Собрать схему можно как навесным монтажом, так и на макетной плате, либо даже вытравить полноценную печатную плату, изготовив её методом ЛУТ.

    Как видно, робот по ширине даже не превышает длину одной спички, такие миниатюрные размеры достигаются за счёт того, что вместо привычных моторов с редукторами используются всего лишь два вибромотора. Несколько слов о конструкции. В передней части робота располагаются две "ноги" на которые он опирается, а на концах этих "ног" расположены небольшие пружки, растопыренные в стороны для лучшей устойчивости. Именно за счёт наличия этих пружиной робот при работающих вибромоторах будет не просто вибрировать на месте, а двигаться вперёд. В задней части конструкции видно небольшое колёсико, которое служит третьей точкой опоры. Два вибромотора располагаются на правой и левой сторонах, таким образом, при работе одного мотора робот будет двигаться, поворачивая в одну сторону, а при работе другого - в другую. При сборке такой конструкции следует поэкспериментировать над расположением моторов и конструкцией "ног", ведь от этого будет во многом зависеть скорость и управляемость робота.

    Электронная начинка самого работа "обшита" корпусами микросхем, это придаёт конструкции забавный вид. С платы вверх в виде шеи отходит провод, на верхушке которого расположена "голова" - пара разобранных конденсаторов, внутрь которых встроено по паре светодиодов. Следует также помнить, что TSOP-приёмник должен иметь прямую видимость с пультом, а потому его лучше располагать повыше, чтобы остальные детали платы не мешали приёму. Удачной сборки!

    В архиве ниже прилагаются два файла прошивки, один - для микроконтроллера в схеме приёмника, второй - для передатчика. Прошить микроконтроллеры можно с помощью специального программатора, например, PicKit.

    robot_volli.rar [1,95 Kb] (скачиваний: 8)

    Источник (Source)

    Добавить комментарий

    3 комментария
    ino53
    Цитата: Korolev
    Бред!

    А у меня уже перегорело все, как то пох... laugh1
    Korolev
    конденсатор, обозначенный как "47 М"
    Странное обозначение полярности конденсатора, его номинала, учитывая, что надписи на схеме сделаны на русском, как впрочем и изображение точек подключения питания.
    Ко 2-му выводу подключается через резистор светодиод - он же фара, он же "глазки"
    Враньё, "глазки" включаются выключателем питания!
    керамический конденсатор на 100 нФ, служащий для гашения пульсаций с мотора
    Бред! fool

    feonor12,
    Вижу схему и повторяющиеся фото готового изделия
    Бидон даже не счёл нужным выложить видео, хотя в исходнике оно есть, причём весьма забавное! smile
    feonor12
    Опять таки, где шаги сборки? Вижу схему и повторяющиеся фото готового изделия. Почему не в идеях? Давайте тогда или правила менять, или делать их одинаковыми для всех. А то месяц тратишь на реставрацию и улетает в темы, а тут вставил две картинки и готовая статья. Обидно, знаете ли.
    3) В статье должно быть:
    • описано минимум 3 шага;
    2) Статьи подбирайте интересные, идеи полезные, качественные, с пошаговым изготовлением и фото сопровождением каждого шага.

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии