Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Катушка Тесла на лампе ГУ-50

    Катушка Тесла на лампе ГУ-50

    Приветствую, радиолюбители-самоделкины и все любители высоковольтных разрядов!

    Катушка Тесла на лампе ГУ-50

    Как известно, самые первые катушки Тесла были ламповыми - как минимум, просто потому, что в те далёкие времена транзисторов и вообще каких-либо полупроводниковых элементов не существовало. Сейчас уже давно доступны мощные полевые транзисторы, а также разработано множество схем катушек Теслы на них - например, популярные мостовые и полумостовые на различных ШИМ-микросхемах. Для суть схем катушек Теслы сводится к созданию и поддержанию электрических колебаний высокой частоты (сотни килогерц) и высокого напряжения - эти колебания подаются на первичную обмотку, которая содержит небольшое количество витков толстого провода. Вторичная же обмотка содержит наоборот большое количество витков, на несколько порядков большее, чем первичная, кроме того, важным параметром вторичной обмотки является частота резонанса. Катушку Теслы не спроста называют резонансным трансформаторов, ведь в нём должны совпадать собственная резонансная частота вторичной обмотки и частота электрических колебаний, которые подаётся на первичную обмотку. В случае совпадения этих частот на вершине вторичной обмотки сразу же возникнут красочные разряды, а если частоты отличаются - резонанс отсутствует и катушка не будет работать вовсе, либо вместо разрядов покажется лишь крошечная искорка. Полумостовые и мостовые схемы на полевых транзисторах позволяют создавать нужные колебания для питания первичной обмотки, но их применение связано с рядом проблем: например, в случае неправильной сборки, неправильных расчётов или даже неправильной разводки печатной планы полевые транзисторы быстро выходят из строя, иногда со взрывами, что влечёт за собой в том числе и финансовые трудности, ведь мощные транзисторы стоят немало. Альтернативой являются ламповые катушки Тесла - зачастую они имеют куда более простую схему, на одной мощной лампе, например, ГУ-50 или 6П45С, как раз о такой конструкции пойдёт речь в этой статье. Ламповые конструкции обозначаются аббревиатурой VTTC, она расшифровывается как Vacuum Tube Telca Coil.

    Как было сказано выше, схема такой конструкции довольно простая, но, тем не менее, для постройки требует определённых навыков в электронике и работы с высоким напряжением. Питается схема от напряжения 500-1000В, чем выше будет напряжение питания, тем сильнее будут разряды, но и сильнее будет разогреваться анод лампы. Несмотря на то, что советские лампы, в частности ГУ-50, в отличие от "нежных" транзисторов, могут работать с огромными перегрузками, не стоит злоупотреблять мощностью и ждать, пока анод лампы раскалиться до красна - это сокращает срок службы лампы. На схеме показаны два трансформатора, вторичные обмотки которых включены последовательно - сделано именно так, потому что найти готовый трансформатор с напряжением на выходе 500-1000В достаточно проблематично, а вот соединять последовательно можно сколько угодно трансформаторов, при этом общее напряжение будет равно сумме с каждого трансформатора, но при этом следует помнить, что ток ограничивается мощностью самого "маломощного" трансформатора в последовательной цепи, в идеале трансформаторы должны быть одинаковыми. Другой вариант питания, использовать так называемый МОТ - высоковольтный трансформатор из микроволновки, они, как правило, имеют на выходе напряжение около 2000В. Это слишком много для данной схемы, а потому МОТ нужно подключать через ЛАТР, установив на его первичной обмотке примерно 80-100В, тем самым понизив напряжение на выходе. На конденсаторе С5 и диоде VD1 собран однополупериодный выпрямитель, который не только выпрямляет переменное напряжение, но и умножает его на два, для получения максимальной отдачи от схемы. Здесь нужно использовать любой неполярный конденсатор на напряжение как минимум 2000В и диод на такое же напряжение, с током как минимум 1-2А. Данную часть схемы можно заменить и обычным выпрямителем, без конденсатора, если питающее напряжение с трансформаторов уже достаточно высокое и примерно равно 1000В. Для данной схемы желательно использовать все конденсаторы на напряжение 2000В, что хорошо скажется на надёжности конструкции. Резисторы - мощностью 1-2Вт. Конденсатор С4 служит для фильтрации пульсаций питания, если есть возможность, на ёмкости этого конденсатора не стоит экономить, это хорошо скажется на длине разрядов.

    Весь монтаж выполняется в большом простором корпусе, желательно не использовать металлические корпуса, так как они во время работы катушки будут биться током, к тому же увеличивается риск замыканий внутри корпуса. Все элементы схемы нужно тщательно закреплять на своих местах, ведь подобные мощные высоковольтные устройства требуют качественного подхода к сборке - любая ошибка может обернуться крайне неприятным коротким замыканием. Все соединения, как от трансформатора до схемы, так и от схемы к катушкам должны быть по по возможности короткими, ведь длинные провода - это хорошие антенны, которые запросто могут улавливать наводки, создаваемые при работе катушки, тем самым создавая паразитные обратные связи. На схеме можно увидеть две катушки - L1 и L2, из которых верхняя по схеме (L2), является первичной, а нижняя - обмотка связи, которая необходима для работы ламповой схемы. Обе обмотки можно наматывать медным эмалированным проводом диаметром 0,6 - 1,5 мм, виток к витку, обмотка связи может содержать 6-10 витков, первичная обмотка около 25-30 витков. Количество витков в обмотке связи можно подобрать после сборки катушки, для достижения наибольшей длины разрядов. Если при работе постоянно возникают пробои со вторичной обмотки на первичную, либо обмотку связи - то тогда их можно намотать толстым коаксиальным кабелем, предварительно сняв с него экранирующую оплётку, таким образом, толстая медная жила будет защищена большим слоем диэлектрика. Вторичная же катушка должна содержать количество витков от 700 до 1500, наматывается она тонким медным проводом, также виток к витку. Чем больше будет количество витков, тем сильнее получатся разряды, но перебарщивать не стоит - иначе лишние витки уже не будут давать никакой прибавки, а проволока израсходуется зря. Диаметр вторичной катушки может быть 5-8 см, соответственно диаметр первичной катушки и катушки связи на 3-4 см больше, чтобы между ними оставался зазор. Этот зазор, а также расположение первичной катушки и катушки относительно вторичной настраиваются экспериментально, для достижения наибольшей длины разрядов.

    Автор получил длину разрядов с данной схемой около 32 см - довольно внушительный показатель для одной лампы ГУ-50. При работе на полную мощность аноды лампы будет раскаляться буквально на глазах, поэтому первое включение стоит проводить с небольшим питающим напряжением, около 100-150В - этого уже будет достаточно для того, чтобы увидеть на кончике терминала небольшой разряд, люминесцентные лампы "энергосберегайки" будут светится около катушки. Постепенно, контролируя нагрев лампы, можно увеличивать питающее напряжение, наблюдая за увеличением разрядов.

    Также стоит упомянуть про такую важную деталь схемы, как конденсатор С2 - на схеме не с проста не подписан его номинал, ведь этот конденсатор подбирается индивидуально, для достижения резонанса. Увидеть резонанс довольно просто - на кончике терминала появится небольшой разряд даже при низком питающем напряжении. При дальнейшем увеличении или уменьшении ёмкости будет изменяться частота, соответственно, резонанс пропадёт. Конденсатор должен быть рассчитан на большое напряжение.

    Несколько слов про вторичную обмотку. Она имеет собственную частоту резонанса, которая, как правило, слишком высокая - по этой причине на вершину катушки ставят так называемый тор - массивный металлический объект. В простейшем случае это может быть просто большая консервная банка, либо пластиковый шар, обклеенный металлическим скотчем, при этом этот объект должен соединяться с концом вторичной обмотки. На верхушке "тора" располагается металлическая игла из тугоплавкого металла, которая будет способствовать образованию коронного разряда.

    Таким образом, получилась довольно нехитрая конструкция, которая имеет ряд преимуществ над аналогичными транзисторными устройствами. Процесс создания катушек Теслы требует терпения и старательности, поэтому, если устройство не заработало с первого раза, нужно искать причину и разбираться, но не складывать руки. Также, если при подаче питания схема не подаёт признаков жизни, следует в первую очередь попробовать поменять местами выводы первичной обмотки и обмотки связи. Удачной сборки!

    Источник (Source)

    Опыт использования российского эпоксидного клея

    Стерео-усилитель на микросхеме TDA1557Q

    Добавить комментарий

    18 комментариев
    Валерий
    R555,
    Пошли в курильню....))))
    Але нови ностра алис!
    R555
    Валерий,
    жил с уверенностью, что, если дотронуться пальцами до кинескопа - он взорвётся!!!! ))))))
    Жуть! Я когда работал на заводе, где у нас выпускалось несколько моделей чб и цв телеков одновременно, сборщиком и регулировщиком, тренировщиком и упаковщиком и конроллёром ОТК, мне часто начальник поручал (особенно в ночную смену) руководить уничтожением кинескопов. Премию даже за это дело выписывал. Ответственность высокая, если, не дай Бог травматизм. Подсобных рабочих я сам выбирал из оболтусов и обучал, как это делать. "Сосок" для откачки запаянный, где цоколь, отламывал пассатижами, лёгкое шипение и
    всё, я курил, а они уже потом крушили ломами. Жесть? xaxa А так, даже кирпичём это стекло (экранное) просто так не пробъёшь без навыка, не то что современные ЖК. Пальцем ткнул-панель на выброс. Мы даже на заводе ножи метали в кинескоп (под шафе, конечно). Хрен пробили. А вообще, при взрыве кинескопа осколки летят, преимущественно, внутрь, так как высокий вакуум внутри.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Хатуль Мадан
    R555,
    А где мои лайки?
    Ну прямо как ребёнок, ну держи хотя-бы от меня. А насчёт "Я учёный, а не шарлатан"- это самоирония, Если пропустят.
    R555
    Хатуль Мадан,
    Я же не утверждаю, что с помощью простых радиоламп можно рентгеновские снимки делать (речь не о кенотронах).
    Я учёный, а не шарлатан!
    Вот теперь верю! goodgood drinks
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Хатуль Мадан
    R555,
    (или уже прочитал в Вики).
    Я об этом читал когда не то, что интернета, ПК в природе не было. И у физички на факультативе об этом спрашивал. Я же не утверждаю, что с помощью простых радиоламп можно рентгеновские снимки делать (речь не о кенотронах).
    R555
    Хатуль Мадан,
    Так что не надо "страшилок" в стиле "это очень опасно" и сравнивать силу света от спички и карманного фонаря.
    Ну вот опять за своё. Смотрю уже лайков друг другу понаставили после моего коммента про рентгеновское излучение радиоламп, который я написал под никчёмной стьёй Бидона. Оживил просмотры и комменты, так сказать. А где мои лайки? Я развивая чужие темы, обычно остаюсь бойцом невидимого фронта. Может, вечерком Иван_Похмельев по достоинству оценит.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Валерий
    Цитата: R555
    . Стёклышко ведь экранное там не простое стоит...

    Я с самого рождения какое-то время жил с уверенностью, что, если дотронуться пальцами до кинескопа - он взорвётся!!!! ))))))
    Только в предшкольном возрасте я догадался, что это мнение было мне насажено с единственной целью - пореже оттирать с кинескопа мои пальцы...)))))
    Але нови ностра алис!
    R555
    Хатуль Мадан,
    Тоже мне,"Секрет Полишинеля", да любая радиолампа (особенно кинескоп) создаёт мягкое рентгеновское излучение
    А вот и совсем не любая! А те электровакуумные приборы, в которых возникает так называемое тормозное излучение. Это когда электроны отдают свою энергию аноду и из анода выбиваются рентгены. Но для этого надо, чтобы электроны приобрели определённую скорость, соответственно, энергию. При анодном напряжении, скажем 250 Вольт, этого не достичь. А вот в кинескопе цветном, очень даже реально, с его ускоряющим электродом и анодом с его напругой 27 кВ. Стёклышко ведь экранное там не простое стоит...Извини за подробности, ты наверняка их знаешь (или уже прочитал в Вики). xaxa
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    Pronin,
    Так при включении этого агрегата волосы вставали дыбом и чувствовалась ионизация...
    Да к любому работающему кинескопу поднести ладонь тыльной стороной, и можно почувствовать эту самую электризацию. yes
    Pronin
    Давно было, принесли на ремонт телевизор с баальшим экраном. Какой-то немецкий Грюндинг. Звука нет, изображение есть (полуразмытое). Я взял кусок от УПЧЗ от советцкого (стандартного) телевизора. Кабельком обошел ихний УПЧЗ и подал на вход УНЧ. Заработало. Так при включении этого агрегата волосы вставали дыбом и чувствовалась ионизация...
    Это сват моего знакомого просил сделать звук, чтобы поставить в контору. Им досталось полубесплатно и хозяин говорил, что звук был.
    Вот где было излучение!! Кинескоп бальшой yahoo
    Korolev
    R555,
    А что, если проверить уровень рентгеновского излучения, создаваемого радиолампой?
    Ни у меня в доме, ни у соседей, радиоламп нет. Мой усилок не в счёт! Предлагаю проверить уровень рентгеновского излучения от светодиодных ламп и ЖК телевизоров, гораздо полезнее будет! А ещё на сегодняшний день весьма актуален уровень рентгеновского излучения бытовых вентиляторов! И ни в коем случае не обращать внимания на периодические выхлопы наших АЭС!!! smile
    Хатуль Мадан
    R555,
    Хатуль Мадан , не шуми, не ругайся на меня,... А что, если проверить уровень рентгеновского излучения, создаваемого радиолампой? Думаете, у меня тоже бред пошёл?... А вот какую лампу (лампы) я возьму для этого...разумеется, секрет boss
    Надеюсь, все многие знают,
    R555
    Korolev,
    Я вот подумал, читая очередной бред Бидончика. А что, если проверить уровень рентгеновского излучения, создаваемого радиолампой? Думаете, у меня тоже бред пошёл? fool xaxa Да нет. Имея современный дозиметр-радиометр, я сумею поставить любопытный эксперимент. Надеюсь, все многие знают, как устроена рентгеновская трубка, чем она похожа на радиолампу. А вот какую лампу (лампы) я возьму для этого...разумеется, секрет boss

    P.S. Хатуль Мадан , не шуми, не ругайся на меня, в своём любимом стиле, мол, сказал А, говори Б, Кодекс Самурая и всё такое... friends Я просто делаю анонс своей будущей работы, статьи. Это не запрещено.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Гость tor
    Верно сказано - не зная броду... Электромагнитное излучение генерируемое данными приборами п45, гу50 при определенных условиях опасно для здоровья и жизни.
    feonor12
    на вершину катушки ставят так называемый тор - массивный металлический объект.

    Вот и доказательство, что бидончик комменты даже не читает. Писал уже под его прошлой статьей про трансформатор Теслы, это называется терминал!

    Немного бесит такое наплевательское отношение к читателям. Если как автора я этого человека уже давно перестал уважать, то теперь уже перестаю уважать как личность.
    R555
    Решил почитать источник. Судя по фоткам конструкция получилась рабочая. Но небрежно как-то всё сделано, учитывая высокое напряжение. Да и описание хромает. Я ведь не зря написал, про отсутствующий источник накала лампы на схеме. А на фотках и в тексте я увидел трансформатор серии ТАН (Трансформатор Анодно Накальный). Что, трудно схему нормально нарисовать? Где цоколёвка лампы? Типа это элементарно, это любой знает? И вызывает некоторое сомнение малая ёмкость конденсаторов умножителя анодного питания (учитывая частоту сети 50 Гц и приличный ток).
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    R555
    Korolev,
    Да Бидон лампу ГУ-50 в руках-то и не держал, впрочем как и 45-ю. Что с него взять. Кстати, я не узрел на схеме источник накала лампы. Нить нарисована и усё. to_clue
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    Ламповые конструкции обозначаются аббревиатурой VTTC, она расшифровывается как Vacuum Tube Telca Coil
    Vacuum Tube Tesla Coil (VTTC) Не тёлка, а Тесла! xaxa
    В исходнике:
    не зная броду - не лезьте в воду. То есть не имея реальных знаний и допуска работы с высоковольтными схемами - лучше не беритесь за данную конструкцию!
    Бидоновская интерпретация:
    схема такой конструкции довольно простая, но, тем не менее, для постройки требует определённых навыков в электронике и работы с высоким напряжением
    xaxa
    Чем больше будет количество витков, тем сильнее получатся разряды, но перебарщивать не стоит - иначе лишние витки уже не будут давать никакой прибавки, а проволока израсходуется зря
    на вершину катушки ставят так называемый тор - массивный металлический объект. В простейшем случае это может быть просто большая консервная банка, либо пластиковый шар, обклеенный металлическим скотчем
    Бред сивого бидона! fool

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии